Методическая разработка Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении


Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении.
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
   Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
   Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
   Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
усиление влияния псевдокультуры;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
"эпидемия" разводов;
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
 
   Типы "трудных" семей:
Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.
Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.
Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
Семьи, в которых родители предьявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
  Проблемы родителей;
Социально-медицинские:
физические недостатки, патологии самих родителей;
физические недостатки, патологии ребенка;
психические растройства одного из родителей;
психические заболования ребенка;
алкоголизм, наркомания и т.п.;
нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
Социально-педагогические:
гиперопека ребенка;
ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;
расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
языковый барьер (двуязычие).
Социально-психологические:
недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
конфликты в семье.
Социально-экономические:
низкий материальный уровень семьи;
плохие жилищные условия;
низкая предметная обеспеченность.
Социально-юридические:
незнание своих прав и обязанностей как родителей;
юридическая некомпетентность.
   Этапы работы с семьей:
Диагностика проблем семьи.
Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
Содействие в получении социальной помощи.
Диагностика результатов работы.
Цель: оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.
    Задачи:
повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;
коррекция внутрисемейных отношений.
   Принципы применяемые в работе с семьей:
повышение пристижа здоровой семьи;
повышение активной жизненной позиции;
коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);
социальное партнерство всех служб;
изучение и распространение новых технологий;
профилактика проблем.
   Методы:
патронаж
беседа
диагностика
консультирование
занятия
тренинг
информационность
просвещение
   Таким образом, в работе с семьей надо стремиться максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
принимать активное участие в жизни семьи;
всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
уважать право ребенка на собственное мнение;
уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Прогнозируемый результат:
   Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.
Таблица №1
Типы проблемных семей Задачи классного руководителя
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
Пробудить интерес к самообразованию.
Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют Изменить жизненную ориентацию родителей.
Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании
ПЛАН
работы с неблагополучными семьями
№ Мероприятия Сроки
Сверка и списков. сентябрь
Обновление картотеки. в течение года
Выявление семей (неблагополучных) и семей, уклоняющихся от воспитания своих детей. в течение года
Рейды по неблагополучным семьям в течение года
Подготовка материала на КДН и ЗП по необходимости
Постановка и снятие с ВШУ в течение года
Приглашение на заседания Совета профилактики. в течение года
Совместная работа с отделом опеки и попечительством, КДН и ЗП, ПДН, отделом по молодежной политики. в течение года
Помощь классным руководителям в работе с неблагополучными семьями. в течение года
Индивидуальные профилактические беседы (с привлечением психологов, инспектора ПДН, заместителя директора по воспитательной работе) в течение года