Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по ФГОС УМК Начальная школа 21 века


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государст-венного образоьгтепьного стандарта начального общего образования Программа раз-работано нз основе авторской программы Л.А. Ефросининой «Литературное чтение.1-4 классы».
Основная цель урока литературного чтения в начальных классах - помочь ребёнкустать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детскойлитературы как искусства художественного слева; обогатить читательский опыт
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения,понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать
свою точку зрения (позицию читателя);
® систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, поль-зоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и про-смотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения,учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для пониманиялитературы как искусства слова;
® расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соот-ветс! зующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающееуслоЕ ия для формирования универсальных учебных действий.
Развитие чичателя предполагает формирование такой деятельности, когда он спосо-бен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молчаизучать текст или только знакомиться с ним); пониматьчитаемое не только на уровне фак-тов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); вос-создавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и,наконец, воспр^овводитьтекст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подроб-но, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы дляосуществления правильной читательской деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются сле-дующие;
Обесго-,гчие полноценного восприятия литературного произведения, глубины по-нимания учащ: .^.^оя текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зренияписателя, формирование позиции читагеля.
Систем работы над навыками чтения.
Вкпючроиэ учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школь-нику для освоения литературы как искусства слова.
Расшипенг.е круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соот-ветствующего зозрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являютсяследующие:Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читатель-скими умениями.
Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературными произве-дениями как искусством слова с учётом их специфической структуры и жанровых особен-ностей.
Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
Сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как осо-бым объектом изучения.
Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного инаучно-познавательного произведения.
Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноцен-ное восприятие произведений, ориентировка в мире книг.
Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностьюучащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке, длядополнительного чтения, для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу. Вовтором классе проводятся уроки слушания и обучения работе с книгой (учебной, художест-венной и справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез знаний, полу-ченных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающегомира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика:
на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рас-сказов, сказок) о героях литературных произведений;
на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произве-дений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным про-изведениям;
на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произве-дений;
на уроках технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическоезнакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка по изу-ченным произведениям или разделам);
на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений спозиций ученого и художника.
В соответствии с Образовательной программой школы на текущий учебный год рабо-чая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.
Учебно-тематический план

п/пСодержание программногоматериала Количество часов
1. О нашей Родине 5
2. Народная мудрость 5
3. О детях и для детей 19
4. Уж небо осенью дышало 5
5. Снежок порхает, кружится 18
6. Праздник новогодний 8
7. Произведения о животных 14
8. Зарубежные сказки 10
9. Рассказы, стихи, сказки о семье 13
10. Весна, весна красная... 23
11. Волшебные сказки 7
12. Резерв 9
Итого 136
Содержание программы
Примерная тематика: произведения о Родине; о родной природе; об отношении лю-дей к природе, животным, труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе;произведения о добре и зле, кривде и правде.
О нашей Родине (5 ч.): стихи, рассказы, пословицы о Родине, произведения Ф. Сави-нова, И. Никитина, С, Романовского, С. Прокофьева.
Народная мудрость (5 ч.): песенки, загадки, шутки, считалки, потешки, былины.
О детях и для детей (19 ч.): произведения И. Крылова, братьев Гримм, Х.-К. Андерсе-на, Л. Толстого, С. Баруздина, Е. Пермяка, А. Барто, Н. Носова, М. Зощенко, В. Сутеева,Л. Пантелеева, А. Гайдара.
Уж небо осенью дышало... (5 ч.): произведения А. Пушкина, Е. Трутневой. Г. Скребиц-кого, Э. Шима, Н. Сладкова, Н. Рубцова, М. Пришвина, Е. Пермяка.
Снежок порхает, кружится... (18 ч.): произведения фольклора; произведения Н. Не-красова, В. Одоевского, В. Даля, И. Сурикова, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицконэ,
Александровой, М. Пришвина, С. Есенина.
Праздник новогодний (8 ч.): произведения Х.-К. Андерсена, С. Маршака, А. Гайдара.С. Михалкова.
Произведения о животных (О братьях наших меньших) (14 ч.): произведения фольк-лора, сказки народов мира; произведения К. Ушинского, В. Жуковского, М, Пришвина.Д. Мамина-Сибиряка, А. Плещеева, Н. Рубцова, В. Бианки, К. Паустовского, Р. Киплинга,братьев Гримм.
Зарубежные сказки (10 ч.): сказки народов мира, братьев Гримм, Дж. Харриса, Р Кип-линга.
Рассказы, стихи, сказки о семье (Семья и я) (13 ч.): произведения фольклора,Л. Толстого, М. Лермонтова, А. Плещеева, А. Ахматовой, Л. Воронковой, Б. Солоухина,С. Михалкова, С. Баруздина.Весна, весна красная... (23 ч.): произведения фольклора, произведения А. Пушкина,В. Жуковского, Ф. Тютчева, Е. Боратынского, А. Чехова, А. Куприна, М. Пришвина, А. Бзрто.Н. Сладкова, Г. Скребицкого, С. Маршака, Б. Заходера, Э. Шима.
Волшебные сказки (Там чудеса...) (7 ч.): русская народная сказка «Хзврошечкзк«Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, «Кот в сапогах» Ш. Перро
Резерв* (9 ч.).В классах с высоким темпом работы резервные уроки выделяются по усмотрениюучителя для формирования заинтересованности учащихся в расширении и углублении по-лучаемых знаний (проектная деятельность детей по литературному чтению, завершающиенетрадиционные уроки по темам и т.п.) В классах с низким темпом работы эти /роки могутбыть посвящены закреплению и систематизации знаний детей.
Виды речевой и читательской деятельностиАудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие наслух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Соз-дание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоционалоная реак-ция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своегс от-ношение к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произве-дения. dтакже различных произведений (сказок разных народов, героев нар ОД Н l>iX С! 3 3 О К),выявление их сходства и различий. Оценка эмоционального состояния героев и> моавст-венных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения
Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходов на чтение целымисловами небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах илиотрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умениясамоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа о текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте Различиепростейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и со-ставление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мыслипроизведения с помощью учителя.
Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к текступроизведения.
Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скоро-говорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведенийфольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, про-изведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов истран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ;справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и егоотношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; одобре и зле, правде и лжи.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворе-ния, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление,иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о вре-мени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор,произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина,бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка,,шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название про-изведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказоки историй. Рассказывание сказки от лица одного из ее персонажей. Придумывание продол-жения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения.Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных ска-зок ». «Теремок для любимых героев» и т.д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уро-ков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия«05 авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора,мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героевпроизведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во втором классе учащиеся должны уметь правильно читать текстцелыми словами (темп чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащих-ся;; читать молча небольшие тексты (темп - не менее 70 слов в минуту); пересказыватьпрочитанный текст по готовому плану; определять тему и жанр прочитанного или прослу-шанного произведения; читать наизусть 5-6 стихотворений, 1-2 отрывка из прозы; самостоя-тельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие), само-стоятельно отбирать книги для чтения.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении,героях и их поступках:
определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используяусловно-символическое моделирование;
понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведе-ния и обогащать свой нравственный опыт;
находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второкласс-ника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
выразительно читать подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбираятон и темп, соответствующие читаемому произведению;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алго-ритмом подготовки пересказов;
группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказыватьсвое мнение о поступках героев;
пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственно-му выбору по изучаемому разделу (теме);
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым раз-делам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
различать пословицы и загадки по темам;
использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение,обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).Ученик может научиться:
осознавать нравственные и этические ценности произведения;
выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанруили авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
рассказывать сказки с присказками;
создавать истории о героях произведений.
Ученик может научиться:
делать иллюстрации к изученным произведениям;
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги одетях», «Сказки о животных»;
инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литератур-ных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
находить информацию о героях произведений;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характе-ристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге в ее аппарате;
сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредмет-ных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У второклассника продолжится:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости засвою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио-нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об-щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир з его орга-ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3} формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру-гих народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и разви-вающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебнойдеятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том чис-ле в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со-циальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от-зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социаль-ных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотива-ции к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и ду-ховным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У второклассника продолжится:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель-ности, поиска средств ее осуществления:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действияв соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболееэффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности испособности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации длясоздания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практическихзадач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуника-ционных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытомучебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, органи-зации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и по-знавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводитьтекст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемыевеличины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать саудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избира-тельности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соот-ветствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказы-
ванне в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменнойформах;овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возмож-ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своемнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распре-делении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль всовместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру-жающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сто-рон и сотрудничества;
овладение начапьными сведениями о сущности и особенностях объектов, процес-сов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) всоответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающимисущественные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего об-разования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретногоучебного предмета.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»У второклассника продолжится:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства со-хранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представленийо мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятийо добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; форми-рование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изу-чающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержаниеи специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нрав-ственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компе-тентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, эле-ментарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться спра-вочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
портреты писателей;
репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержаниемпрограммы;
иллюстрации к литературным произведениям;
детская периодика;
настольные развивающие игры (литературное лото), викторина.