рабочая программа по литературному чтению для 1 класса Начальная школа XXI века

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №2».




РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
От____.__.20__, №______
______________Ильинова О.А.
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР
________________
Букина Т.В .
«_____» августа 20__г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Школа 2»
____________________
Водопьянова О.И.
«______» сентября 20__г














Рабочая программа
по литературному чтению для 1 класса
УМК «Начальная школа XXI века»








Рабочая программа составлена:
Букиной Т.В.














Балашиха, 2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы Л.А.Ефросинина, Литературное чтение Класс:1–М: Вентана-Граф, 2011
Литературное чтение как самостоятельный предмет изучается со второго полугодия первого класса. В федеральном базисном плане образовательных учреждений РФ на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 68 часов, 17 рабочих недель. Всего на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится 132 часа. В I полугодии предмет «Литературное чтение» входит в курс обучение грамоте и обеспечивается учебником «Букварь», ч 1. Во II полугодии- учебниками « Букварь», ч. 2 и «Литературное чтение»
В 1-ом классе по замыслу автора проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой- 1 час в неделю (33 часа в год) Они проходят в тот период обучения, когда дети ещё самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.
С 1-го класса чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное - развитие личности младшего школьника.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, формирующим основы интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их способностей овладевать русским языком, родной речью и умением пользоваться литературной речью. Успешность обучения младших школьников литературному чтению, а также формирование личностных, предметных и метапредметных умений в курсе литературного чтения обеспечивают возможность изучения других предметов в начальной школе и успешность обучения в основной школе.

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности и универсальных умений;
содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению.
В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениям;
работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как с искусством слова, учитывая специфику его структуры и жанровые особенности;
одновременная работа над языком произведения и речью детей;
сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
различение художественных и научно-познавательных произведений;
формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Основная цель курса литературного чтения - помочь ребенку стать читателем: ввести его в мир литературы, помочь овладеть читательскими умениями, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, говорение (устная литературная речь) и письмо (письменная литературная речь). Каждый ученик должен научиться воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для формирования правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования
читательской деятельности.

Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие литературного произведения, понимание учащимся произведения;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать точку зрения читателя;
постоянно работать над овладением каждым учеником умениями читать вслух, молча, выразительно, а также основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления и понятия в процессе изучения литературного произведения;
расширять и обогащать от класса к классу круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных). Читательское пространство в нашей программе обеспечивается тремпластами доступной литературы: произведения для изучения на уроке (в учебнике), произведения для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), произведения и книги для самостоятельного чтения в рубрике «Книжная полка» в конце каждого изучаемого раздела или нескольких разделов.\

Ценностные ориентиры содержания
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, оно лежит в основе всех читательских умений, носит универсальны метапредметный характер.

Результаты изучения учебного предмета

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: личностных, метапредметных, предметных.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знания моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных и межличностных отношениях. В курсе литературного чтения формируются следующие личностные универсальные учебные действия:
понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;
познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений; духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;
овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;
формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности);
самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;
использование умения читать для удовлетворения личного интереса.

Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные)
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:
понимание и постановка учебной задачи;
составление плана и последовательности действий;
самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
коррекция внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
формирование познавательной учебной задачи;
выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);
выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.

Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.
Знаково-символические познавательные действия:
моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.
составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия;
составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.
Логические универсальные действия:
анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);
установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;
формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;
сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;
аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.
Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:
понимание и формирование учебной задачи;
выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Коммуникативные универсальные действия:
слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;

овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;
умение полно и аргументировано с троить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.
Содержание данного курса литературного чтения обеспечивает формирование предметных универсальных умений и решение следующих задач литературного развития младших школьников:
овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;
воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);
овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;
воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;
формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение литературного чтения с 1 по 4 класс отводится по 4 часа еженедельно. Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа, на письмо – 4 часа и 1 час на литературное слушание (включила в уроки чтения). После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область « Филология».

Особенности содержательных линий

Программа состоит из следующих разделов: «Виды речевой и читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность на основе литературных произведений из круга детского чтения», «Работа с информацией». В разделы программы входят основные содержательные линии: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, развитие навыка чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность, межпредметные связи. Кроме того, в программе даны тематические планирования по классам, планируемые результаты на конец каждого года обучения, материально-техническое обеспечение реализации программы и варианты комплексных проверочных работ на конец каждого года обучения.

Развитие навыков чтения
Развитие навыков чтения идет от формирования громко-речевой формы чтения вслух до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, на втором году обучения увеличение скорости чтения и постепенное введение чтения молча. В 3–4 классах наращивание темпа чтения молча и использование приемов выразительного чтения (понимание задачи чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности).
Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу с детьми, как с теми, кто пришел в школу хорошо читающими, так и с теми, кто отстает в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности.
Формирование восприятия произведения
Литература не может выполнять только иллюстративную роль и использоваться как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность ребенок-читатель постепенно осознает, развивая свой духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведения зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу. Формирование полноценного читательского восприятия является одной из важнейших задач данного курса литературного чтения. Эта задача постоянно решается на уроках литературного чтения и слушания с первого по четвертый класс.
В 1 классе читательское восприятие формируется на уроках литературного слушания, которые проводятся один раз в неделю в течение всего учебного года.
В первом классе, пока навык чтения у детей отсутствует или недостаточно сформирован, уроки литературного слушания являются для первоклассников дорогой в мир литературы.
Во всех классах один раз в неделю в рамках изучаемого раздела проводятся уроки слушания и обучения работе с детскими книгами, что позволяет расширять читательское пространство и обогащать читательский опыт учащихся, формировать полноценное читательское восприятие и читательскую компетентность.
Знакомство с литературоведческими представлениями и понятиями
В 1–2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах произведений разных жанров.
.
Развитие речевых умений
В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, понимать его значение (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его прямое и переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи. Развивается один из основных видов речевой деятельности говорение (устная речь). Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в текс те, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.
Развитие творческой деятельности
Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), которые побуждают ребенка вносить элементы творчества, выражать свое отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Методы и приемы, используемые на уроках литературного чтения, имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко используются в данном курсе практические действия учащихся при выполнении заданий к изучаемому произведению в тетради (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, парные, групповые.
Содержание курса

Раздел программы
Программное содержание
Характеристика деятельности учащихся

1 класс

Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений фольклорных и авторских. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.
Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой
Чтение вслух и молча (про себя)
Чтение вслух слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами.
Знакомство с правилами чтения (что [што], чтобы [штобы], -ого -о[ва]).
Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу).
Чтение молча (про себя) отрывков и небольших произведений.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое

Работа с текстом
Текст и набор предложений.
Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
Структура текста: абзац, начало и концовка текста.
Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения.
Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.
Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чём произведение?), жанр (что это?)
Иллюстрация к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания.
Выявление отношения автора к героям и их поступкам
Работа с текстом научно-популярного произведения
Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении
Библиографическая культура
Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены).
Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме

Говорение (культура речевого общения)
Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений).
Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения))
Письмо (культура письменной речи)
Произведение как пример письменной речи.
Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением

Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение.
Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка).
Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности.
Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности.
Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему).
Сравнивать модели обложек
Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога).
Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя).
Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки.
Осваивать умение читать молча (про себя) под руководством учителя






Отличать текст от набора предложений.
Определять абзацы и части текста.
Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте.
Сравнивать произведения разных тем и жанров.
Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану



Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения
Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения.
Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения.
Высказывать своё суждение о героях и их поступках.
«Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою



Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях
Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке.
Определять жанр и тему.
Сравнивать модели обложек книг.
Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности

Находить в тексте произведения диалоги героев.
Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью.
Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках.
Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений

Высказывать своё отношение к литературному произведению (Что нравится? Почему?) и обосновывать его.
Находить в произведении описания героев, предметов или явлений

Круг чтения
Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей.
Виды детских книг: художественные и научно-популярные.

Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка.
Темы чтения: о Родине, о природе, о детях, о животных; юмористические произведения
Сравнивать произведения разных жанров.
Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности
Сравнивать книги с художественными произведениями, с книгами с научно-популярными произведениями.
Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены).
Классифицировать книги по темам и жанрам

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог
Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора.
Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение).
Использовать в речи литературоведческие понятия

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Чтение по ролям и инсценирование
Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты).
«Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения).
Пересказ от лица одного из героев произведения.
Рассуждение о героях изученного произведения.


Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений

Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты).
Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям.
Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам.
Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения.
Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения.
Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений

Чтение: работа с информацией
Представление об информации
и сбор информации
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге


Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы.
Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книге.
Заполнять таблицы, схемы, переводить табличную информацию в текстовую, делать выводы (суждение, аргументация, вывод)


Планируемые результаты обучения

1 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:
- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
-читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
-правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
-моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных);
Ученик получит возможность научиться:
-понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
-высказывать суждения о произведении и поступках героев;
-узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
-определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
-использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
-различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
-сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность
- сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
-находить в текс те произведения сравнения, обращения;
- находить в тексте и читать диалоги героев;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
-придумывать истории с героями изученных произведений;
-пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
-иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
-инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
-создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
-получать информацию о героях, произведении или книге;
-работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
-дополнять таблицы, схемы, модели;
-сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
- находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр,
тема);
-дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
-находить в тексте информацию о героях произведений;

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс


Дата план
Дата факт
Тема урока
УУД
Использован
современ
оборудован

1
28.01

Алфавит. С.Маршак. «Ты эти буквы заучи». В.Голявкин. «Спрятался».
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; определение цели, способов взаимодействия. Знакомиться с алфавитом. Решать проблемную ситуацию: «Чего больше в русском языке – букв или звуков?»;выполнять задания к текстам.
Интерактивная доска, документ -камера

2
29.01

«Три котенка». В. Сутеев
«Беспокойные соседки».
А.Шибаев
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Уметь читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
Объяснять смысл стихотворения
Интерактивная доска, «К и М, лит чтен 1 класс»

3
30.01

Е.Пермяк. «Про нос и язык». Г.Остер. «Меня нет дома»
Предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки; выбирать пословицы к содержанию прочитанного.
Обсуждать комичности ситуации рассказа
Интерактивная доска, «К и М, лит чтен 1 класс»

4
3.02

А.Шибаев. «На зарядку становись!»; «Познакомились»
Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; построение логической цепи рассуждений. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки ; выбирать
нужную интонацию и настроение при чтении


5
4.02

Е.Чарушин. «Как Никита играл в доктора»
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; определение цели, способов взаимодействия. Уметь высказывать свое мнение о прочитанном.
Обсуждать ситуацию: прав ли Никита.
Интерактивная доска, документ -камера

6
5.02

А.Шибаев. «Всегда вместе»
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного


7
6.02

Г.Цыферов. «Маленький Тигр». Саша Черный «Кто?»
Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию; поиск и выделение информации; мотивация учения.Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки; читать сказку по ролям; работать в парах и обсуждать вопрос: кто храбрее мышонок или лев?
Интерактивная доска, «К и М, лит чтен 1 класс»

8
10.02

Г.Остер. «Середина сосиски». Я.Аким. «Жадина»
Предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Уметь читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
обсуждать комичности ситуации; сравнивать произведения по сюжету.
Интерактивная доска, «К и М, лит чтен 1 класс»

9
11.02

Э.Успенский. «Если был бы я девчонкой»
Украинская народная сказка «Рукавичка»
Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; построение логической цепи рассуждений. Уметь читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты.
Сравнивать сказки (народная и авторская).


10
12.02

Г.Остер. «Спускаться легче».
Литературное слушание
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; определение цели, способов взаимодействия. Уметь читать плавно слогами и целыми словами ; читать по ролям; обсуждать: это шутка или серьёзный рассказ


11
13.02

В.Сутеев. «Под грибом»
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;
различать авторские и народные сказки.
Интерактивная доска, документ -камера

12
14.02

В.Сутеев. «Под грибом». Литературное слушание
В.Сутеев «Палочка- выручалочка».
Предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;
различать авторские и народные сказки


13
24.02

Литературное слушание
К.Чуковский «Муха-Цокотуха»
Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию; поиск и выделение информации; мотивация учения. Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения, моделировать обложку книги
Интерактивная доска, документ -камера

14
25.02

А.Шибаев. «Что за шутки?» Г.Остер. «Хорошо спрятанная котлета»
Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; построение логической цепи рассуждений. Уметь читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты.
Обсуждать: как герои-звери разговаривают друг с другом, всегда ли могут договориться.


15
26.02

Б.Житков. «Как меня называли». А.Кушнер. «Большая новость»
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; определение цели, способов взаимодействия. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки.
Интерактивная доска, документ -камера

16
27.02

Л.Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного
Интерактивная доска, «К и М, лит чтен 1 класс»

17
03.03

Е.Чарушин. «Яшка». А.Кушнер. «Что я узнал!»
Предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Уметь читать плавно слогами и целыми словами; обсуждать прочитанное.


18
04.03

Е.Чарушин. «Яшка». А.Кушнер. «Что я узнал!»
Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию; поиск и выделение информации; мотивация учения. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки.


19
05.03

Ю.Дмитриев. «Медвежата». Г.Снегирев. «Медвежата»
Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; построение логической цепи рассуждений. Отвечать на вопросы по содержанию; работа в парах по подбору заголовков к рассказам.
Интерактивная доска, документ -камера

20
06.03

М.Карем. «Растеряшка». В.Драгунский. «Заколдованная буква»
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; определение цели, способов взаимодействия. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки.


21
10.03

М.Карем. «Растеряшка». В.Драгунский. «Заколдованная буква»
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Обсуждать произведение по вопросам; выполнять задания к рассказу.


22
11.03

Н.Носов. «Ступеньки». Литературное слушание
Е.Пермяк «Пичугин мост»
Предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Уметь читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты; задавать вопросы по содержанию прочитанного.


23
12.03

О.Дриз. «Горячий привет». Г.Остер. «Привет мартышке»
Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию; поиск и выделение информации; мотивация учения. Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку
Интерактивная доска, документ -камера

24
13.03

О.Дриз. «Горячий привет». Г.Остер. «Привет мартышке»
Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; построение логической цепи рассуждений. Сравнивать прочитанные произведения по жанру и сюжету.


25
17.03

Е.Чарушин. «Зайчата». Н.Сладков. «Сорока и заяц»; «Лиса и заяц»
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; определение цели, способов взаимодействия. Уметь определить и объяснить значение выражений; сравнивать произведения Н.Сладкова и Е Чарушина


26
18.03

Н.Носов. «Затейники»
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку
Интерактивная доска, документ -камера

27
19.03

Н.Носов. «Затейники». Литературное слушание
Н.Саконская «Мы с мамой»
Предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку.
Интерактивная доска, документ -камера

28
20.03

Г.Сапгир «Людоед и принцесса или Всё наоборот».
Литературное слушание
В.Чаплин «Мушка»
Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию; поиск и выделение информации; мотивация учения. Обосновывать свою точку зрения: эта сказка тебе кажется ужасной или прекрасной.
Интерактивная доска, «К и М, лит чтен 1 класс»

29
01.04

Дж.Родари «Про мышку, которая ела кошек»
Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; построение логической цепи рассуждений. Обоснование своей точки зрения: эта сказка тебе кажется ужасной или прекрасной. Определение жанра данного произведения.
Интерактивная доска, «К и М, лит чтен 1 класс»

30
02.04

А.Толстой. «Ёж». В.Лунин. «Волк ужасно разъярён».
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; определение цели, способов взаимодействия. Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу; подбирать пословицы для окончания рассказа; Обосновывать свою точку зрения


31
03.04

Г.Цыферов. «Зеленый заяц»
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу; подбирать пословицы для окончания рассказа; Обосновывать свою точку зрения
Интерактивная доска, документ

32
07.04

В.Драгунский. «Он живой и светится»
Литературное слушание
С.Баруздин «Весёлые рассказы»
Предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения
Интерактивная доска, документ

33
08.04

В.Драгунский. «Он живой и светится»
Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию; поиск и выделение информации; мотивация учения. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки.


34
09.04

Р.н.с. «Лиса и журавль». Н.Сладков. «Лиса и мышь».

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; построение логической цепи рассуждений. Выполнять задания к рассказу; обосновывать свою точку зрения.


35
10.04

Г.Сапгир. «Лошарик»
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; определение цели, способов взаимодействия. Выполнять задания к рассказу; обосновывать свою точку зрения
Интерактивная доска, документ -камера

36
14.04

В.Берестов. «Картинки в лужах»
Литературное слушание
Е.Ильина «Чик-чик ножницами»
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения


37
15.04

Р.н.с. Пузырь, Соломинка и Лапоть
В.Сутеев. Кораблик
В.Бианки. Лис и Мышонок
Предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Знакомиться с литературными (авторскими) и народными сказками; Работать с текстами сказок; выполнять задания в учебнике и тетради.
Интерактивная доска, документ -камера

38
16.04

К.Ушинский. Играющие собаки
Л.Толстой. Косточка
В.Осеев. Кто наазал его?
И.Северянин. Ее питомцы.
Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию; поиск и выделение информации; мотивация учения. Читать плавно слогами и целыми словами; пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя.


39
17.04

Е.Пермяк. Торопливый ножик
В.Осеева. Потерянный день
Литературное слушание
Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; построение логической цепи рассуждений. Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения
Интерактивная доска, «К и М, лит чтен 1 класс»

40
21.04

В.Осеева. Три товарища; Печенье
А.Барто. Я – лишний
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; определение цели, способов взаимодействия. Пересказывать подробно и кратко. Объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с главной мыслью произведения.


41
22.04

Я.Аким. Мама
Э.Успенский. Все в порядке
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Упражняться в выразительном чтении, заучивать отрывков наизусть
Интерактивная доска, документ

42
23.04

Л.Толстой. Солнце и ветер
В.Бианки. Синичкин календарь
Предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Организация восприятия художественного произведения (целостное восприятие); упражняться в выразительном чтении; заучивать наизусть.
Интерактивная доска, документ

43
24.04

Э.Мошковская. Лед тронулся
И.Соколов-Микитов. Русский лес
Литературное слушание
В.Бианки «Лесной Колобок -Колючий бок»
Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию; поиск и выделение информации; мотивация учения. Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения


44
28.04

С.Маршак. Апрель; Загадки
М.Пришвин. Лесная капель
Р.н.песня. Березонька
Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; построение логической цепи рассуждений. Читать произведения, выделять описания картин природы; сравнивать произведения разных жанров; упражняться в выразительном чтении, заучивать наизусть
Интерактивная доска, документ -камера

45
29.04

И.Мазник. Давайте дружить
Ю.Коваль. Бабочка
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; определение цели, способов взаимодействия. Упражняться в выразительном чтении, заучивать наизусть; уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.


46
30.04

С.Михалков. Аисты и лягушки
Е.Чарушин. Томкины сны
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Знакомство с разножанровыми произведениями о животных: анализ, наблюдение, сравнение.


47
05.05

Е.Пришвин. Ежик
Ю.Могутин. Убежал
Б.Захлдер. Ежик
Литературное слушание
Р.н.с. «Терешечка»
Предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения


48
06.05

М.Пришвин. Норка и Жулька
Р.н.песня. Котик
Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; построение логической цепи рассуждений. Отвечать на вопросы по содержанию произведения
Обучение самостоятельному ознакомительному чтению.
Интерактивная доска, документ


07.05

Э.Шим. Глухарь
Г.Скребицкий. Самые
Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию; поиск и выделение информации; мотивация учения. Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения
Выполнение заданий в тетради под руководством учителя
Интерактивная доска, документ


08.05

М.Пляцковский. Добрая лошадь
В.Осеева. Кто хозяин?
В.Осеева. Просто старушка
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; определение цели, способов взаимодействия. Работать с произведениями, читать вслух и молча, выразительно Обучать пересказам произведений, рассказывать о героях и их поступках.
Интерактивная доска, «К и М, лит чтен 1 класс»


12.05

В.Голявкин. Про то, для кого
Е.Пермяк. Самое страшное
Литературное слушание
Р.н.с. «Лисичка-сестричка и волк»
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения
Интерактивная доска, «К и М, лит чтен 1 класс»


13.05

И.Бутмин. Трус
Е.Пермяк. Бумажный змей
В.Берестов. Сережа и гвозди
Предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Упражняться в выразительном чтении.
Составлять рассказов о героях произведений.
Интерактивная доска, «К и М, лит чтен 1 класс»

53
14.05

М.Пляцковский. Урок дружбы В.Орлов. Как Малышу нашли маму
А.Усачев. Грамотная мышка
Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; построение логической цепи рассуждений. Различать жанры произведений (сказка, рассказ, стихотворение, малые жанры фольклора).
Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя или по готовому плану.
Интерактивная доска, «К и М, лит чтен 1 класс»

54
15.05

С.Прокофьев. Сказка о том, что надо дарить
А.Барто. Жук
Н.Сладков. На одном бревне
Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию; поиск и выделение информации; мотивация учения.Слушать сказки, беседовать после слушания, моделировать обложку, составлять схематический план, краткий пересказ


55
19.05

М.Яснов. В лесной библиотеке
В.Сутеев. Цыпленок и Утенок
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; определение цели, способов взаимодействия. Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения


56
20.05

Е.Чарушин. Как Никита играл в доктора; Томка и корова
В.Берестов. Выводок
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя или по готовому плану
Интерактивная доска, «К и М, лит чтен 1 класс»

57
21.05

И.Соколов-Микитов. Радуга
Е.Трутнева. Эхо
И.Шевчук. Ленивое эхо
К.Чуковский. Загадка
Предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Упражняться в выразительном чтении.
Составлять рассказов о героях произведений.


58
22.05

И.Соколов-Микитов. Май
А.Плещеев. Травка зеленеет Я.Тайц. Всё здесь; По ягоды
Литературное слушание
А.Барто «Весенняя гроза»
Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; построение логической цепи рассуждений. Упражняться в выразительном чтении.
Составлять рассказов о героях произведений
Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения


59
23.05

К.Чуковский. Радость
М.Есеновский. Моя небольшая родина Ю.Коринец. Волшебное письмо
Р.Валеева. Здравствуй, лето!
В.Лунин. Я видела чудо
Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию; поиск и выделение информации; мотивация учения. Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию; поиск и выделение информации; мотивация учения. Упражняться в выразительном чтении.
Составлять рассказов о героях произведений
Интерактивная доска, «К и М, лит чтен 1 класс»




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету
«Литературное чтение 1 класс»:

Литература:

Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012.- 224с.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., с уточн. М.: Вентана-Граф, 2012.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. М.: Вентана-Граф, 2013.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2009.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч.- М.: Вентана-Граф, 2012.

Технические средства обучения:
Ноутбук.
Проектор.
Интерактивная доска.
Многофункциональное устройство.
Цифровой микроскоп.
Цифровой фотоаппарат.
Видеокамера.
Диктофон.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронный образовательный ресурс: литературное чтение 1 класс: проект «Начальная школа XXI века». Издание второе, переработанное. М.: Вентана-Граф,2011. (CD)
В помощь учителю: литературное чтение 1 класс: мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе. 2012. (CD)
Электронное приложение к газете «Первое сентября: Начальная школа». (CD)

Заголовок 115