Технологическая карта по литературному чтению на тему А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане (4 класс)


Технологическая карта по литературному чтению в 4 классе
Учитель: Оськина Галина Олеговна
Класс: 4
Предмет: литературное чтение
Тип: урок обобщения и систематизации знаний
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Цель: обобщение знаний в занимательной форме по изученному произведению А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся
Планируемые результаты:
Предметные УУД: способствовать развитию памяти, внимания учащихся
Метапредметные УУД: Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать;
Личностные УУД: Воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус. 
Основные понятия: лукоморье.
Межпредметные связи: окружающий мир
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, урок – путешествие.
Ресурсы: учебник, презентация, аудиозапись стихотворения.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Обучающие и развивающие задания каждого этапа УУД
1.Орг. момент
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Валентина Сергеевна, урок литературного чтения сегодня проведу у вас я. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Регулятивные
2. Актуализация знаний учащихся и способов действий
- Сегодняшний урок мы проведем в необычной форме. Это будет игра- путешествие,  которое будет называться «Прогулка по Лукоморью» От вас потребуется знание сказки, внимание и желание правильно отвечать на вопросы. Внимательно слушайте задания, поднимайте руки для ответа.который я решила назвать «Прогулка по Лукоморью»
Слушают, указания учителя
Регулятивные
Познавательные
3. Целеполагание -Начнем со стихотворения:
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух, там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету... - Вы помните, какая сказка начинается этим стихотворением? (Руслан и Людмила) Слушают учителя.
Отвечают на вопросы. МетапредметныеПознавательные
4. Усвоение новых знаний -Сейчас проверим ваше знание других сказок, я читаю отрывок, ваша задача узнать, что это за сказка:
1. "Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит, А сама-то величава, Выступает будто пава, А как речь- то говорит, Словно реченька журчит". ("Сказка о царе Сатане"). 2. "Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу". ("Сказка о попе и о работнике его Балде"). 3."Царь скопца благодарит, Горы золота сулит За такое одолженье, - Волю первую твою Я исправлю, как мою". ("Сказка о золотом петушке"). 4. "Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко почку, На полати взобралась И тихонько улеглась". ("Сказка о мертвой царевне и семи 6огатырях"). - Я вижу, что вам знакомы многие сказки. Ну что ж, в путь по неведомым дорожкам! 
Дорожка 1. Название. - Давайте, восстановим полное название сказки, изучение которой мы заканчиваем.(дети называют по цепочке одно слово названия) (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.) 
Дорожка 2. Портреты и герои. 1) Узнать героев по портрету: а) Под месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит; А сам-то величава, Выступает, словно пава.. б) Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор… 2) Я буду называть героев, а вы будете делать один хлопок, если этот герой из «Сказки о царе Салтане…» - Золотой петушок, золотая рыбка, Салтан, корабельщики, серый волк, лебедь белая, Иван-царевич, дядька Черномор, Белоснежка, королевич Елисей, князь Гвидон, Белка, старик и старуха, Ткачиха и повариха, Поп, Балда, Коршун.  Путешествуют по дорожкам, выполняют задание.
Работа с учебником Познавательные
Метапредметные5. ФизминуткаДружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, И направо, и ещё Через левое плечо.  Выполняют физминуткуЛичностные
6. Организация первичного контроля
7. Рефлексия деятельности.
Дорожка 3 . Иллюстративная. Рассмотрите иллюстрации художников и прочитайте (назовите) к какому фрагменту относится иллюстрация. 
1) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
2) Туча по небу идет, 
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
3) Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
4) Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя, 
Тридцать три...
Дорожка 4. Верю- не верю. 1. . Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-) (указ)2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+) 3. Над лебедью носился в море орел. (-) (коршун) 4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+) 5. Остров, на котором жил Гвидон назывался Боян. (-) (Буян) 6. Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок) 7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) ( От корабельщиков) 8. Гвидон трижды летал к Салтану. (+) 9. Лебедь стала женой князя Гвидона. (+) 10. Каждая из 3 отрицательных героинь (ткачиха, повариха, Бабариха) осталась без одного глаза. (-) ( Гвидон пожалел свою бабушку) Дорожка 5. Продолжи фразу. А)Сын на ножки поднялся, В дно руками уперся, Понатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко Нам проделать? – молвил он, … (Вышиб дно и вышел вон) Б)Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах … (На раздутых парусах) В) Белка там живет ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые. …(Ядра чистый изумруд; Слуги белку стерегут) Г) "В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут... Ветер по морю гуляет, … (И кораблик подгоняет.) 
Дорожка 6. Вопрос-ответ. 1. Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер? « Говорит он, - будь царица И роди богатыря Мне к исходу сентября.» (Под Новый год) 2. Какой величины родился ребенок у царицы? ( Сына дал им Бог с аршин…) 3. О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле? « Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако, нужен.» 4. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря? « Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный, Опечалился чему?» 5. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца? ( в комара, муху, шмеля) 6. «А комар-то злится, злится – И впился комар как раз Тетке прямо в правый глаз…» Какой тетке? (поварихе) 7. Какую песенку пела белочка при всем честном народе? «Во саду ли, в огороде…» 8. Царь глядит – и узнает… В нем взыграло ретивое!... Что такое ретивое? ( сердце) 
Вот и подошла к концу наша прогулка.
- О какие сказки мы с вами вспомнили?
- Какая сказка легла в основу нашего с вами путешествия?
- Что вам показалось наиболее трудным?
А закончить наш урок я хочу стихами: Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал – без перевода.  Учащиеся ищут необходимый фрагмет.
Слушают высказывание, проговаривают ответ.
Слушают учителя, продолжают фразу по тексту.
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы учителя, прослушивают стихотворение.
Личностные
Предметные
Личностные
Регулятивные