Разработка урока по литературному чтению на тему К.Бальмонт Снежинка,С.Есенин Пороша( 3 класс)


с. дрожжин. «снег летает…».К. БАЛЬМОНТ. «СНЕЖИНКА». С. ЕСЕНИН. «ПОРОША»
Цели: развивать воображение, речь учащихся, умение работать с поэтическим текстом; совершенствовать навык выразительного чтения; учить учащихся находить красочные средства, помогающие поэту создавать картины природы, прививать любовь к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Составление диафильма.
– Какие «кадры» для диафильма вы решили использовать?
– Что же вы изобразили на каждом из «кадров»?
– Какие слова из текста вы подобрали к каждому «кадру» диафильма?
Учащиеся, 3–5 человек, «демонстрируют» свои диафильмы.
III. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы продолжим работу по разделу «Снег летает и сверкает».
– Иногда зиму называют волшебницей. Почему? Что волшебного происходит зимой? Послушайте загадки и отгадайте их.
1) Какой это мастер
на стекла нанес
и листья, и травы,
и заросли роз?
(Мороз.)
2) Что за звездочки сквозные
на пальто и на платке?
Все сквозные-вырезные,
А возьмешь – вода в руке.
(Снежинка.)
– Все люди по-разному воспринимают и даже переживают приход зимы, но снег никого не может оставить равнодушным, потому что все вокруг сразу же преображается, становится светлым, чистым, праздничным. Давайте прочитаем, как писали о снеге разные русские поэты.
2. Чтение стихотворений С. Дрожжина и К. Бальмонта.
– Какое настроение создалось у вас после прочтения каждого из стихотворений?
– Какую картину зимней природы вы «увидели» после прочтения каждого стихотворения?
3. Чтение стихотворения С. Есенина «Пороша» учителем.
– Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин родился под Рязанью, в селе Константиново. Крестьянскому труду, природе родного Рязанского края посвящены многие произведения поэта, за что его называют певцом русской природы.
4. Вопросы после прослушивания.
– Понравилось ли вам стихотворение? Почему поэт назвал его «Пороша»? Объясните значение этого слова.
5. Чтение стихотворения учащимися про себя; подготовка к чтению вслух.
6. Чтение стихотворения по четверостишиям и разбор их.
1-е четверостишие.
– Что нарушало тишину зимнего леса?
– Когда скачет лошадь, обычно говорят, что слышен стук копыт. Почему поэт написал «слышны звоны под копытом»?
2-е четверостишие.
– О каком невидимке идет речь в стихотворении?
– Почему поэт говорит, что лес «дремлет», а не «спит»?
– Что это за «белая косынка», которой «подвязалася сосна»?
3-е четверостишие.
– Докажите, что сравнение сосны со старушкой помогает очень ярко представить себе это дерево в зимнем убранстве.
– Прочитайте строки, в которых говорится о том, что жизнь в зимнем лесу продолжается.
4-е четверостишие.
– Объясните смысл слов «валит снег и стелет шаль».
7. Подготовка к выразительному чтению одного из стихотворений.
– Подумайте, в каком темпе нужно читать каждое из стихотворений. С каким чувством?
– Какие слова необходимо выделять голосом при чтении стихотворения? Где нужно делать небольшие остановки при чтении?
8. Выразительное чтение стихотворений.
IV. Подведение итогов урока.
1. Вопросы учителя.
– Какие стихотворения читали на уроке? Кто авторы?
– Что объединяет эти поэтические произведения?
– Какое из прочитанных стихотворений вам понравилось больше? Объясните, почему.
2. Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одного из стихотворений; по желанию – нарисовать рисунок к одному из стихотворений.