Контрольные и проверочные работы по русскому языку

Приложение
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входной контрольный диктант № 1 по теме: «Повторение»
Беда.
Щука плавала в тазу. Ее поймал Витя. Подкрался рыжий кот Васька. Он цап лапой щуку. А у щуки зубы остры. Кот закричал. (22слова)
Слова для справок: поймал, подкрался.
Грамматическое задание:
В словах первого предложения поставить знак ударения.
Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных звуков: крыльцо, песенка, ребята, клюква, полёт, мяч.
* Подчеркни слова, состоящие из одного слога: слон, вьюга, туча, лампа, дверь, юла, маяк, день.
Контрольный диктант № 2 по теме: «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Зимой в лесу.
Пришла зима в лесную чащу. Одела она деревья в пушистый наряд. Ветер кружит хлопья снега. Под ёлочкой лежат шишки. Это работа белочки. На снегу следы волка и лисы. Вот мелькнула белая шубка зайца. Стучат по стволу дятлы. Хорошо в лесу зимой!
Грамматическое задание:
В словах второго предложения поставить знак ударения.
Подчеркнуть главные члены в первом предложении.
* Подчеркни слова, которые начинаются с согласного звука: ворона, юбка, аптека, ель, метель, зима, сосна, арбуз.
Диктант № 3 по теме: «Предложение».
Летом.
Солнце сильно грело землю. День был жаркий. Ребята пошли в лес. Девочки стали рвать ягоды и петь песни. Мальчики играли в жмурки. Всем было весело.
Грамматическое задание:
Закончить предложения, подобрав и записав подходящие по смыслу слова. В конце предложений поставить нужные знаки.
Тихо журчит лесной_________________.
Как ты провёл летние________________.
Как чудесно пахнут нежные__________.
В пятом предложении подчеркнуть главные члены.
Контрольный диктант № 4 по теме: «Правописание слов с мягкими и твёрдыми согласными».
Тетрадь.
На столе лежит большая тетрадь. Это тетрадь учительницы. Петя хочет начать читать. Нельзя читать чужую тетрадь! Входит сестричка Надя. Мальчик пытается спрятать тетрадь. Накрыть её белой салфеточкой.
Грамматическое задание:
В 3-ем предложении подчеркнуть буквы, обозначающие мягкость согласных.
Во 1-ом предложении подчеркнуть главные члены.
Разделить слова для переноса: 1-й вариант – дорожка, ёжик, чайник, 2-й вариант – чайка, язык, песенка.
Диктант № 5 по теме: «Безударные гласные в словах».
Шарик.
Выпал снег. Двор стал нарядным и чистым. У крыльца намело большой сугроб.
Я вывел Шарика гулять. Он первый раз увидел снежок. На снегу был след кошки. Пёс стал искать кошку. А кошка уже дома!
Грамматическое задание:
В первом предложении поставить ударение.
Выпиши слова, в которых пропущенную букву надо проверять: лсной, рза, втка, зма, рка, вда, дврник, сдик.
Выписать 3 слова с безударными гласными в корне слова и записать к ним проверочные слова.
Контрольный диктант № 6 по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком».
Звери зимой.
На дворе мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятлы стучат по коре деревьев. Холодно зверям зимой. Медведь залёг в берлогу. Лисица залезла в нору. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц дрожит под кустом. На макушку ёлки села ворона.
Грамматическое задание:
Ответить на вопрос, записать ответ.
Следы чьи? лиса - _____________ волк - _____________
заяц - _____________ медведь - __________
Записать 3 имёни детей, в которых пишется разделительный мягкий знак.
Записать 5 слов: 1-й вариант – со смягчающим Ь, 2-й вариант – с разделительным Ь.
Контрольный диктант № 7 по теме: «Имена собственные».
На даче.
Люда Васильева живёт в Чеховке. Её дом стоит на улице Пушкина. Летом Люда и её семья едут на дачу. Их дача в деревне Пучково. Девочка часто ходит на речку. Название речки Быстрая. По берегам реки растут камыши. В камышах кричат утята.
Грамматическое задание:
Выписать по 3 слова, отвечающих на вопросы: 1-й вариант – кто?, 2-й вариант – что?
Выписать по 3 слова: 1-й вариант – имён собственных, 2-й вариант – нарицательных существительных.
* К данным словам подобрать слова, противоположные по значению.
Свет - ________, горе - _________, болезнь - ________, зло - ________, жара - _______ .
Диктант № 8 по теме: «Предлог».
Олень – очень красивое животное с большими ветвистыми рогами. В далёкую старину оленей было много. На них охотились. Теперь охотиться на оленей запретили. В заповедниках оленей охраняют. Зимой в лесу люди ставят для них кормушки.
Грамматическое задание:
1. Написать предлоги, состоящие из одной буквы.
2. Подчеркнуть в предложениях текста предлоги.
3. * Вставить нужные предлоги.
____ нас большой красивый класс. _____ стенах развешаны таблицы. ____ доски стоит учительница. ____ нашем классе всегда чисто.
Контрольный диктант № 9 по теме: «Однокоренные слова».
Зацветает ива-чай. Утопают лесные опушки в розовой пене этих чудесных цветов. Жужжат пчёлы. В ульях много сладкого цветочного медку.
Грамматическое задание:
Выписать однокоренные слова.
Отметить корень в однокоренных словах: лес, лесок, бор (хвойный лес), роща, лесник.
Допиши однокоренные слова к данным существительным: свет -, звон - , гриб.
* Подчеркни «лишние» слова.
Гусь, гусиный, густой, гусыня. Слеза, прослезился, слезинка, слезла. Лев, левша, левый, налево.
Диктант № 10 по теме: «Правописание парных согласных и безударных гласных в корне слова».
Огород.
Весну и лето трудились люди на грядках. Добром платит огород за труд. Зреет садовая земляника. Ягоды растут на низких кустиках. Поспели морковка и репка. Скоро лопнут стручки горошка. У забора стоит жёлтая головка на крепкой ножке. Красив подсолнух! Что за плод лежит около узкой дорожки? Круглый, гладкий, на вкус сладкий. Вспомнили загадку? Сочный арбуз будет готов к концу августа.
Грамматическое задание:
1. Выписать 5 слов с парными согласными в корне слов и подобрать к ним проверочные слова.
2. Выписать 5 слов с безударными гласными в корне слов и подобрать к ним проверочные слова.
Контрольное списывание № 1 по теме: «Деление текста на предложения».
Утром взошло солнце цветы повернули к нему свои головки как блестит роса на траве скоро росинки пропадут с листочков куда они денутся
Грамматическое задание:
1. Восстановить и записать предложение. Вставить пропущенные буквы.
За, мыш, бабочками, лтучие, гнялись, ночными.
2. Подчеркнуть главные члены предложения.
Списывание № 2 по теме: «Гласные и, а, у после шипящих».
Рыбалка.
Чудесный летний день. Мальчики бегут на речку. Уводы шумят камыши. Волны тихо плещутся. Боря Чайкин закинул удочки. Показались две большие щуки. Щуки хороши!
Грамматическое задание:
1. Запиши предложения, изменяя слова в скобках.
После дождя на улице большие (лужа). Ученик решил трудную (задача). (Мышь) живут в норах.
2. Вставить пропущенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу: полоть, пруна, вывка, йка, ка.
Контрольное списывание № 3 по теме: «Имя прилагательное».
Тёплый день.
Стоит тёплый день. Луг, как пёстрый ковёр. Кругом высокая трава и цветы. Вот на белую кашку села бабочка. Над душистой кашкой кружит пчела. Мы слышим звонкие песни птиц. Колхозники косят траву. Это корм для коров.
Грамматическое задание:
Найти и подчеркнуть имена прилагательные волнистой линией.
* Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.
Налетел______________ветер. Закружились_____________вихри. _____________пелена закрыла небо. В вихрях запуталось_____________солнце. (сильный, снежные, белая, бледное)
Списывание № 4 по теме: «Парные согласные в корне».
Велика армия врагов человека в лесу и в поле. Крошечные это враги. Их очень много. Это гусеницы, бабочки, жуки и другие насекомые. Они портят и поедают листья, травку и кору деревьев. Птицы уничтожают вредителей и оказывают этим большую услугу человеку и природе. (По В.Бианки)
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть слова, на конце которых надо проверять согласную.
Хруст, компот, дождь, приказ, пенал, обед, пирог, пожар.
2. Подобрать слова с противоположным значением.
Широкий - ______________, тяжёлый - ___________, твёрдый - ____________, горький - _____________, высокий - ____________.
Контрольное списывание № 5 по теме: «Повторение».
По ягоды.
Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки и пошли в лес. Они стали собирать ягоду. Только бабушка – в кружечку, а Надя – в рот. Пришли домой. У бабушки полная кружечка. У Нади кружка пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно её стало. (И.Щеглова)
Грамматическое задание:
1. Определить количество предложений в тексте. ________
2. Подчеркнуть только родственные слова, выделить в них корень.
Мёд, сладкий, медовый, медок, улей. Тепло, теплица, жаркий, теплота. Роса, дождь, дождливый, капли, дождик.
Изложение № 1 зрительно воспринятого текста «Хорошо поработали».
Хорошо поработали.
Осенью Женя идёт в школу. Он живёт в селе. оно раскинулось на берегу реки Плотвы. Рядом луг. Раз сестра взяла мальчика на луг. Весь день собирали они лекарственные травы. Эти травы быстро останавливали кровь из ранки. Вот стог сена. Дети решили отдохнуть. Сестра кладёт душистые травки и цветы в тень. Хорошо поработали.
Изложение № 2 «Снежинки».
Снежинки.
С неба падают снежинки. Они тихо ложатся на крыши домов. Село Весёлое покрыто пушистым снегом. Ольга поймала снежинку. Острые лучики украшали её. Девочка дунула. Снежинка пропала. На ладошке была капелька воды.
Обучающее изложение № 3 по рассказу Л.Толстого «Галка».
Галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. А в кувшине вода только на дне. Галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин кумушки и столько накидала их, что вода стала выше. Птица смогла пить. Вот так галка!
Словарный диктант № 1. Записать под диктовку, поставить ударение в словах.
Девочка, Москва, Россия, карандаш, собака, посуда, хорошо, завод, ученик, пенал.
Выборочный словарный диктант № 2.
Сорока замёрзла, замёрз воробей.
Мороз их обидел, а ты пожалей.
Мальчик просит у меня: «Папа, я хочу коня!»
«Сын мой, я тебя люблю. Я коньки тебе куплю».
Морковь и капусту сегодня купила,
Хорошие щи для друзей я сварила.
На скатерти новой расставлю посуду
И всех, кто придёт, угощать ими буду.
Словарный диктант № 3. Отгадай загадки и запиши отгадки:
1. В белом сарафане 2. Раскололся тесный домик
Стала на поляне. На две половинки,
Летели синицы, И посыпались в ладони
Сели на косицы. Бусинки-дробинки.
3. Раз! - копаю. Два! - копаю. 4. Замечательный художник
Когда в землю вхожу, У окошка побывал,
Становлюсь острее, Угадайте-ка, ребята,
А без дела полежу- Кто окно разрисовал?
Сразу заржавею.
5. Я бываю разная: 6. Летом бродит без дороги
Чёрная и красная, Между сосен и берёз,
Грузовая, легковая. А зимой он спит в берлоге,
Кто же я такая? От мороза прячет нос.
7. И ушаст, и глазаст, 8. В этой узенькой коробке
И пугаться горазд! Ты найдёшь карандаши,
Заберётся в куст - и спит, Ручки, ластик и линейку –
Кочерыжку съест – и сыт. Что угодно для души.
Словарный диктант № 4.
[рас'ий'а], [масква], [уч'ин'ик], [марос], [п'инал], [малако], [р'иб'ата], [вараб'эй'], [кан'ки], [м'эб'л'].
Словарный диктант № 5. Поставить ударение в словах, разделить на слоги.
Арбуз, берёза, завод, молоко, сахар, ягода, капуста, морковь, класс, город.
Словарный диктант № 6. Вставить слова в пословицы и поговорки.
1. ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. 2. Береги нос в сильный . 3. и метели под февраль налетели. 4. не велик, да стоять не велит. 5. - всем городам мать. 6. И у слёзки текут, когда с неё кору дерут. 7. до Киева доведёт.
Промежуточная аттестация.
1. Диктант.
Ключевая вода.
День выдался жаркий. Ярко светит солнышко. Яша и Дима идут в рощу. Мальчики спустились к ключу. Он бил из земли. Ребята попили ключевой воды. От ключа струился маленький ручей. Ручей весело мчался по камням.
Слова для справок: ключевая, попили.
2. Грамматическое задание:
- Выписать из текста слово, где букв больше, чем звуков.
- Во 2-ом предложении подчеркни главные члены.
- Подчеркнуть в словах буквы, которые требуют проверки: сова, грибы, стрижи, холмы, гроза, осень, окно, зима, снега, змея.
- Из слов составить предложения.
Метель, вечером, поднялась.
Закружился, по, снег, земле, змейками, белыми.
С, белые, неба, повалили, хлопья.
- Разделить слова на слоги.
Листья, закружились, холодать, жёлтые, орёл.
- Соединить линией название части речи и её значение.
Имя существительное признак предмета
Имя прилагательное действие предмета
Глагол предмет
- Определить, что обозначает слово верный в каждом выражении. Выбрать и записать нужное слово.
Верный товарищ - _______________________.
Верный ответ - _________________________.
Верный закон - _________________________.
Слова для справок: справедливый, надёжный, правильный.
15