Рабочая программа элективного курса Техника написания сочинения

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Программа рассчитана на 1час в неделю.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны:
1. Понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
2. Знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
3. Умение определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
4. Хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
5. Воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
6. Уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры;
7. Самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.


Учебно-тематический план. 11 класс (17 часов)

Тема занятия

1
Конфликт, сюжет, композиция в литературном произведении.

2.
Подготовка к сочинению по конфликту, сюжету или композиции.

3 -4.
Взаимопроверка работ, написание рецензии на работу товарища

5 - 6.
Составление планов сочинений по конфликту, сюжету, композиции, составление планов, выделение лучшего.

7 – 9.
Подготовка к сочинению по литературному направлению. Работа с текстом.

10 – 11.
Нормы литературного языка

12 – 14.
Рецензия как жанр экзаменационного сочинения. Требования, предъявляемые к рецензии. Возможные ошибки. Технология написания. Подготовка вопросов к рецензии.

15 – 16.
Составление плана рецензии, написание вступления, знакомство с образцами рецензии

17 – 19.
Составление планов по сочинениям о природе в литературном произведении.

20 – 21.
Портрет. Практикум анализа портрета. Сочинение – анализ портрета.

22 – 23.
Предупреждение речевых ошибок.

24 – 26.
Проблемно - обобщающие темы сочинений по русской литературе ХХ века. Составление планов сочинений на данную тему. Работа с текстами.

27 - 28.
Написание вступлений к проблемно – обобщающим темам по русской литературе ХХ века.

29 – 30.
Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.

31 - 32.
Эссе и очерк как жанр ученического сочинения.

33 – 34.
Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению.








Список литературы
1. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.: Школа – Пресс, 1995
2. Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород: «Деком» , 1995
3. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000
4. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982
5. Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979
6. Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004.
Заголовок 1 Заголовок 215