Консультация для родителей Детская игрушка как важнейшее средство в воспитании и развитии ребенка


Детская игрушка как важнейшее средство в воспитании и развитии ребенка
Во все времена существования человечества игрушка занимала важнейшее место в жизни людей. Она способствовала осваиванию детьми необходимых навыков, которые понадобятся им во взрослой жизни. В современном мире значение игрушки нисколько не потеряло своего смысла, а даже напротив, укрепилось и стало более весомым с учетом всей сложности нашего цивилизованного цифрового века. Но вместе с этим возникли новые проблемы и появились новые вопросы относительно того, как правильно выбрать игрушку, и какая именно и в каком возрасте она будет полезной именно вашему ребенку.
Среди огромного изобилия детских товаров и игрушек для детей родителям очень нелегко ориентироваться. Ведь любая игрушка должна нести в первую очередь пользу вашему чаду, быть красивой и безопасной, а не только пополнять счета производителей и продавцов.
Следует отметить, что чем младше ребенок, тем меньше игрушек ему нужно. Более того, игрушек не должно быть много в принципе – к этому выводу уже давно склонились большинство специалистов и детских психологов. Намного важнее и ценнее окажется то время, которое вы будете проводить вместе с малышом, играя с ним в его игрушки или используя подручные средства смастерить самим и придумать ему свою игрушку.
Немного об истории игрушки
История возникновения игрушки ведет свое начало еще с первобытного строя. По данным археологов нередко на месте раскопок среди находок находились не только первые орудия труда человека, но и предметы, используемые как игрушки. Как правило, изготовлялись они из подручных материалов той среды, где жило племя, и отображали особенность деятельности тех людей, где она создавалась. К примеру, в селениях, где была развита охота, игрушки были в форме различных животных, оружия.
Отметим, что основное назначение игрушек было приспособление с малых лет детей к взрослой жизни.
С развитием человечества игрушки начинают совершенствоваться, появляются новые материалы: ткань, дерево, слоновая кость, янтарь и др. В античные времена игрушки приобретают художественное и эстетическое свойство при воспитании детей, встречаются даже игрушки с заводным механизмом, мячики, волчки. На территории Восточной Европы, в основном, преобладают игрушки из глины. Это и свистульки, и погремушки, фигурки различных животных, куколки. Некоторые из них выполняли не только развлекательную и познавательную функцию, но и считались оберегами от нечистой силы.
Очень важную роль играла кукла. Считалось, что она обладала магической силой и являлась хранительницей домашнего очага. В состоятельных домах в эпоху феодального строя куклы делались из дорогих материалов: фарфора, ценных тканей, драгоценных металлов и камней. У более бедных слоев населения куклы были из глины, соломы, дерева. Функция игрушек и в то время была не столько развлекательной, сколько подготовительной к жизни и труду взрослого человека.
На Руси изготовление игрушек стало очень распространенным и ценным ремеслом. Широкую известность приобретает народная игрушка. Яркие краски Дымковских, Гжельских, Богородских и Сергиев-Посадских игрушек радовали, приносили веселье и занимали детвору и взрослых. И в наше время народная игрушка имеет колоссальное значение в эстетическом и художественном смысле при воспитании подрастающего поколения.
В ХХ веке в эпоху промышленного подъема игрушка неотъемлемо зависит от изменений, происходящих в обществе. Появляются игрушки в виде машин, космических кораблей, различные технически сложные модели с использованием электропитания, радиоволн, магнитов. Создаются и первые игрушки строительного типа – конструкторы.
На закате века с развитием электронной промышленности набирает обороты производство сложных игрушек с электронным управлением, с программой конкретных действий. А венцом всего этого становятся компьютерные игры и системы виртуальной реальности.
Однако стоит задаться вопросом, не утратила ли она на протяжении веков в настоящее время своей истинной первоочередной функции и значимости.
Основные факторы выбора игрушки для правильного развития детей
Как уже было сказано выше, за всё то время, что существует человечество, игрушка несла, прежде всего, воспитательную функцию, а процесс игры представлял и представляет собой ведущую деятельность ребенка, в которой формируется будущая личность маленького человечка, в которой складываются его мышление, нравственные и физические качества. Игрушка помогает познавать окружающий мир малыша, приучает его к осмысленной деятельности и поступкам, развивает память, речь, эмоциональную сферу.
И в наш век основное требование к игрушке со стороны родителей – чтобы она развивала их ребенка. Однако само понятие развивающей игрушки стало неоднозначно. Детские магазины и уличные прилавки битком набиты всевозможными «развивающими» игрушками. Здесь и «умные» куклы, и конструкторы, и наборы для творчества на любой вкус. Все они в красивой упаковке, красочные, обладают различными «умениями». Глаза разбегаются, и нередко родители затрудняются сделать правильный выбор в сторону покупки той или иной игрушки. Сбивают с толку и различные пособия для родителей и рекламная информация, суть которых в привлечении внимания и, соответственно, покупке того или иного детского товара. Лозунги производителей, в основном, диктуют, что с помощью их игрушки, ваш ребенок быстрее начнет читать, мыслить, считать, рисовать и т.п. и результат будет практически незамедлительным. Детишек, как и их родителей, буквально бомбардируют этой «развивающей составляющей» игрушек.
При этом (очень важный момент!) под развитием ребенка понимается исключительно обучение и освоение им готовых (!) навыков и умений. В действительности же развитие это, прежде всего, появление чего-либо нового в жизни малыша: нового отношения к окружающему его миру, возникновения новых интересов, увлечений и желания что-то узнать, побуждения к освоению новых способностей. И всё это находит отражение в личной инициативе ребенка, его самостоятельности в действиях, мыслительной и творческой деятельности, когда он может сам что-то придумать или создать. В то же время как действия под принуждением родителей в области освоения новых развивающих технологий абсолютно не относятся и не имеют ничего общего с развитием ребенка. Полученные малышом в результате этого знания будут для него ненужными и больше формальными. Поэтому столь раннее «развитие» наоборот может мешать истинному развитию ребенка как личности и никак не способствовать этому.
Развитие ребенка происходит тогда, когда он самостоятельно активно и осмысленно действует и воспринимает результат своих действий. Следовательно, и игрушка должна быть наделена возможностями для активных действий малыша, для его самостоятельных открытий и выражения им чего-то именно своего. Ими могут быть голос, определенный характер движений и пр.
Игрушка должна быть максимально простой и ни в коем случае не навязывать своего голоса, своих движений и прочей активности.
Только так игрушка будет выполнять свою важнейшую и главную функцию, станет средством игры как самостоятельной творческой личной деятельности вашего ребенка.
Проблематика выбора полезной игрушки в современном мире
Многие родители ошибочно могут полагать, что в наш ультрасовременный век их деткам уже не нужны обычные традиционные и простые игрушки. Такие, например, как пирамидки и шарики, кубики и мячики, машинки, простые куклы, солдатики и пр. Они могут посчитать, что всё это уже морально и технически устарело, пережитки прошлого неспокойного века и уже не способно развивать и чему-либо учить наших детей. Сейчас же есть огромный выбор суперсовременных, интерактивных, высокотехнологичных новых «друзей» для их детишек. А сколько у них функций…кнопочек…«интеллекта»! Но являются ли они на самом деле развивающими? Станут ли настоящими друзьями вашим детям? Насколько они безопасны, и можно ли им доверить возможность находиться и оставаться наедине с вашими детьми? В действительности современные электронные игрушки никак не способны развивать вашего малыша. Спросите почему? Дело в том, что с такими технологичными подарками ребенку вскоре станет нечего делать, с ними ничего не нужно придумывать, воображать, представлять. За вашего сынишку или дочурку уже подумал и всё сделал производитель, а вам остается лишь только нажимать на кнопки или необходимое место. Малыш в этом случае становится лишь сторонним наблюдателем, лишен возможности действовать самостоятельно. Как следствие, вскоре эта игрушка ему надоест, все готовые механизмы и предметы утратят свою новизну, и ребенок будет просить купить новую. А родители будут вынуждены приобретать всё новые и новые, более «умные» и продвинутые высокотехнологичные товары.
Важно понять, что игра с такими новшествами сводится лишь к манипулированию определенными действиями, причём сама игрушка навязывает определенный алгоритм действий. В результате получается, что у вашего ребенка абсолютно не задействованы ни мышление, ни творческая, ни активная составляющие. Соответственно эти центры и не развиваются.
Все интерактивные игрушки блокируют фантазию у детей, их индивидуальное креативное мышление.
Зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста института Российской академии образования, профессор Елена Смирнова считает, что хорошей игрушкой является именно та, с которой удобно играть ребенку и которая стимулирует его игровую деятельность. А игра – это самый важный и полезный вид деятельности для ребенка.
Главная задача игрушки заключается именно в стимуляции любой активности малыша, будь то двигательная, коммуникативная, фантазийная, познавательная и прочие. Она должна открывать для ребенка возможность наделения ее самой жизнью и активностью, голосом, определенными движениями, даже чертами характера. Поэтому, выбирая для вашего юного познавателя, новую игрушку, мы – взрослые должны четко представлять и осознавать, что ребенок сможет с ней делать.
Повторюсь, что игрушку, которую вы выбираете, не должна быть наделена собственной активностью, т.е. не должна издавать громкие звуки, кричать и плакать, делать какие-либо движения и т.п. Такие игрушки бессмысленны для самой игры, всё сводится к примитивным действиям по нажатию кнопок и клавиш, и очень скоро перестанут быть востребованы ребенком. Своим «интеллектом» они подменяют ребенку его собственное воображение и живое общение, в то время как он самостоятельно может наделить каждую свою игрушку качествами и голосом какими сам сочтет нужным.
Действительно полезные, развивающие игрушки – это обыкновенные куклы и солдатики, машинки, качественные мягкие игрушки, детские столовые приборы и простые наборчики (врача, к примеру).
Дети очень любят создавать свои домики и жилища, тем самым рисуя свое личное пространство, причем используя для этого самые обыкновенные доступные средства из домашнего обихода. В качестве строительного материала выступают подушки и покрывала, одеяла, различные дощечки, кухонная утварь.
Для хорошего правильного развития воображения ребенку нужно не так много игрушек. Но при этом необходимо дать возможность малышу беспрепятственно брать безопасные вещи в доме. Поэтому обезопасьте нижние уровни в вашем жилище от опасных предметов, и пусть ребенок сможет брать для своей игры и замыслов необходимые ему предметы. Тем самым у него появятся множество вариаций воплощения в жизнь своих задумок в игре.
В тоже время, когда игрушек много, особенно если однообразных, то они перестают быть частями и элементами игры и становятся просто имущество в детской комнате. По данным экспертов Московского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек, в среднем у ребенка в комнате около 200 игрушек, а использует он для игры максимум
5-6% от всего этого количества. Если у ребенка есть любимые игрушки, то ему их вполне будет достаточно.
Вредные и опасные игрушки
Прежде чем подойти к рекомендациям и советам по выбору правильной и действительно развивающей игрушки своим детям, отмечу крайне важный пункт: к сожалению, в настоящее время наблюдается засилье не только бесполезных, но и очень вредных игрушек опасных для физического и психологического здоровья детей. Речь идет об игрушках последнего времени, в большинстве своем сделанным по мотивам и образам западной мультипликации. Различные игрушки в виде чудовищ, оскаленных зверей и мутантов, демонов, роботов и трансформеров и прочего не могут приносить ничего хорошего в воспитание ребенка. Более того, в процессе игры с ними ребенок, скорее, учится жестокости и впадает в агрессивное состояние. Эти игрушки, как правило, ядовитых неестественных цветов и могут быть сделаны из некачественных материалов, которые могут повлечь при длительном контакте с ними аллергические реакции, отравление химическими элементами, риском попадания элементов питания и мелких частиц в органы дыхания малыша и причинения болезненных ожогов и травм.
Пристальное внимание следует уделить покупке кукол для девочек. Все еще популярна кукла Барби и её аналоги, многие маленькие девчата требуют у родителей купить им именно их. А ведь здесь кроется истинная угроза для правильного развития юных барышень.
Всегда чрезмерно яркие, «расфуфыренные», с макияжем, куклы, часто в открытой одежде и обладающие формами и телосложением взрослой женщины, несут в себе чёткий посыл и определенную модель поведения – что именно такой должна быть девочка. Чему такие куклы могут научить юных барышень? Не зря традиционные куклы лишены форм взрослого человека, с ними можно поиграть в любую игру, а девочка, играя, осваивает основы материнства, учится любить, оберегать, заботиться о куколке как о живом ребенке, ориентируется на создание семьи. С западными красавицами так не поиграешь, в результате материнские инстинкты формируются неверно или совсем заглушаются, начинают преобладать и закладываются совсем иные ценности.
Российский учёный, д.м.н., профессор В.Ф.Базарный провел эксперимент, суть которого была в следующем: пяти девочкам дали в руки куклы, которые они сделали вместе с их мамами сами, пяти – подарили фабричные пластиковые куклы и пяти – куклы Барби. Спустя несколько дней всех девочек пригласили в зал, и профессор попросил их прижать своих куколок к сердцу. Первые пять девочек с самодельными куклами мгновенно прижали их к себе, девочки с готовыми пластиковыми куклами стояли в растерянности, то прижимая, то убирая их от себя, а девочки с куклами Барби застыли на месте, и их куклы оказались на расстоянии вытянутых рук, а у некоторых были выпущены из рук и упали на пол. Так же этим девочкам задавали вопросы: «Для чего рождаются девочками?» Основные ответы обладательниц Барби были: «Чтобы быть всегда красивой!». Девочки же с рукотворными куколками отвечали: «Чтобы всегда были дети!». Исследования вывели чёткую закономерность: куклы Барби воспитывают эгоцентрическую сексуальную модель поведения, в то время как мягкие, сделанные своими руками, куклы воспитывают в девочках чувство материнства.
Ещё более страшная тенденция находит отражение в прививаемой искусственно моде, вкусу и подражанию куклам с искаженными чертами лица (огромные глаза, диспропорция частей тела, анорексия) и изображающим персонажей из загробного и потустороннего мира (мертвецов, вампиров, вурдалаков). Сюда можно отнести серию кукол «Братц» (Bratz), «Монстер-Хай» (Monster High) и «Living Dead Dolls» («Живые мёртвые куклы»)
Эти игрушки не просто опасны для воспитания детей, они несут в себе полный хаос в представлении каким должен быть окружающий мир и человек, вносят беспорядок в понятия добра и зла, жизни и смерти, показывают и стараются утвердить в восприятии в гламурном свете табуированные и сакральные понятия и нравственные нормы, формируют дурной вкус и агрессию у детей. Ребенок под воздействием таких игрушек рискует становиться злым, замкнутым в себе и жестоким. Такие куклы обманчиво представляются в ярких образах и одеждах для привлечения внимания детей.
В результате уродливое и безобразное может увлечь детей, и как следствие высока вероятность повреждения инстинкта самосохранения, возникновение проблем психологического плана, восприятия себя как личности в более старшем возрасте, ведь всё опасное будет притягивать, а не отталкивать как должно бы.
Многие родители, бабушки и дедушки возмущаются происходящим, но, как говорят, не могут ничего поделать, если ребенок просит о покупке подобной игрушки.
И получается полный абсурд! Взрослые, по факту, перекладывают ответственность за воспитание своих собственных детишек на них же самих, оправдываясь, что никак не могут повлиять и не в силах ничего сделать.
Важно четко осознать: ограничения в необходимых рамках детям необходимы для правильного их развития и воспитания здоровой личности. Детская истерика и недовольство вскоре пройдут, если мы будем находить время для разговоров, бесед и игры с нашими детьми, находить аргументы и примеры, чтобы доказать и убедить своё чадо в правильности ваших слов и действий. Время на это находить необходимо! Это ваши дети, и какими они станут, когда вырастут, зависит только от вас и ваших поступков!
А если следовать принципу - купил игрушку и отстали от тебя на время – то ваших детей вырастите не вы!
Вспомните ваших родителей, ведь в большинстве своем они находили время объяснить вам об опасности того или иного, умели настоятельно что-то настрого запретить или спрятать.
Помните, всегда при покупке очередной игрушки вашему ребенку задавайтесь вопросом, что она привнесет в жизнь малыша, чему может научить, что воспитать.
Никогда не экономьте на игрушках! Пусть их лучше будет меньше, но зато качественных и действительно полезных. Покупайте игрушки желательно из натуральных материалов и лучше в специализированных детских магазинах, где они проходят хоть какую-то проверку на качество и безопасность. Обращайте внимание на количество мелких деталей в игрушке и безопасный (с креплением под винт) способ скрытия элементов питания в игрушках. В обоих случаях ребенок может проглотить мелкий объект или пораниться острой его частью.
Всегда обращайте внимание на эстетическую сторону покупаемой продукции, не покупайте уродливых и страшных игрушек, как бы ребенок не просил, защитите ваших детей от безвкусия и страхов в будущем. По данным детских психологов впечатления, полученные детьми в возрасте от 2,5 до 5 лет, сохраняются особенно долго.
Поэтому, дорогие родители, бабушки и дедушки, всегда напоминайте друг другу, что именно вы отвечаете за правильное нравственное, душевное, физическое и психологическое развитие ваших детей.
И что лучше игрушки той, какая была придумана и создана вами для вашего чада, а еще лучше совместно с ним, быть не может! Всегда старайтесь вдохнуть в игрушки жизнь, одушевить их, играйте вместе с малышами, постепенно вводите в игру новые игрушки и предметы, старайтесь доверять ребенку самому что-то сделать и смастерить с вашей помощью, если потребуется и под вашим присмотром, если необходимо.
И очень скоро вы увидите потрясающий результат, ваш ребенок по достоинству оценит ваши старания и вознаградит вас радостным смехом, восторгом, когда у него самого что-то будет получаться сделать самостоятельно.
Рекомендации и советы родителям при выборе правильной игрушки детям:
В заключение хотелось бы привести небольшой список рекомендаций родителям и педагогам, которые помогут лучше ориентироваться в мире игрушек и приобретать нужные и полезные товары детям в зависимости от их возраста.
Период от рождения до 2,5 - 3 месяцев
В это время малыш реагирует на яркие источники света, например обычной горящей лампочки или фонарика и, конечно же, материнская забота и ласка — это лучшее для его развития и роста в это время. Подходящая игрушка в этот момент — это мелодичная и негромкая игрушка, к примеру, погремушки, колокольчики и детский мобиль. Чуть позднее, когда малыш научится удерживать предметы в ручках, можно давать ему музыкальные игрушки, желательно из разных материалов. Очень полезны в это время изготовление и применение в домашних условиях различных кусочков ткани разной цветовой гаммы и мешочков с наполнителями в виде муки, песка, гороха, круп и т.д. Делается это для разнообразной тактильной стимуляции мозговой деятельности ребенка. Также можно покупать игрушки из качественной резины и пластмассы, небольшого размера и округлых форм. Также можно давать в ручки детям безопасные предметы из домашнего обихода, к примеру, деревянные ложки, носочки, зубные щетки.
Период от рождения до 3 до 7 месяцев
В этот период малыш начинает активно познавать всё вокруг и хочет брать заинтересовавшие предметы самостоятельно, тянет их в рот. Игрушки в этом случае нужно располагать на небольшом расстоянии от малыша в пределах одного метра.
Здесь очень кстати будут мячики, кубики, башенки, шарики из мягких материалов, уже можно знакомить ребенка с мягкой игрушкой доброжелательного персонажа, примерное его роста. Из музыкальных предметов нужно уделить внимание различного рода неваляшкам, лучше из дерева, красочных волчков, а в процессе купания будут полезны предметы в виде стаканчиков для изучения свойств воды. Также в этом возрасте уже чрезвычайно полезны спортивные игрушки: мячи разных размеров, фитболы – то, что малыш может катать по полу, пытаться поймать, взять в руки.
Период от 7 месяцев до года и старше
Здесь уже центральное место в развитии ребенка занимает познание, самостоятельный сбор информации и исследования, малыш замечает многие предметы вокруг себя и интересоваться ими.
К вышеперечисленным игрушкам можно добавить баночки и кубики разной формы с отверстиями для предметов, которые можно туда класть, игрушки-каталки, детские колясочки, чтобы ребенок, делая первые шаги, мог за что-то держаться. Можно добавлять больше геометрических фигур, музыкальные книжки из плотного материала, простые заводные игрушки. Очень полезна будет лошадка-качалка для развития вестибулярного аппарата.
По мере взросления и роста малыша можно вводить игры в кукольный театр, используя различных персонажей из сказок, а для развития мелкой моторики давать ребенку играть элементами одежды или самодельными куклами с наличием пуговиц разного цвета и диаметра, молниями, кнопками, шнурками и т.п. Не стоит забывать и об уличных играх: строить замки и куличики из песка доставит истинную радость, очень займет малыша и будет очень полезно для него, а дома можно постепенно знакомить юного исследователя с домашним бытом, используя игрушечные столовые приборы, весы, посуду.
И старайтесь всегда соблюдать и приучать и вашего малыша к порядку в игрушках. Всегда вместе с малышом ставьте игрушки на свое место. Не заметите, как малыш, повзрослев немного, будет следовать вашему примеру и сам убирать игрушку на место, поиграв с ней. Разделите игрушки по категориям и свойствам и условно поделите комнату, где играет ребенок, на зоны. Здесь вам поможет система Монтессори:
- математическая зона (пирамидки, кубики, геометрические фигуры, сортеры)
- языковая зона (буквы в виде разных фигурок, книжки)
- зона практической жизни (застежки, шнурки, мешочки с разными наполнителями, безопасные предметы домашнего обихода)
- зона сенсорного развития (погремушки, музыкальные игрушки)
- зона физического развития (мячи, фитбол, рукоход)
Сделать это несложно, а результатом вы будете поражены, насколько интересно и удобно будет наблюдать за развитием малыша, его интересами. Вам будет легче ориентироваться в покупке новых игрушек, наглядно сможете увидеть какие игрушки в приоритете у ребенка, где какие можно добавить и на что обратить внимание, если какие-то интересы малыша простаивают и не так активно выражены. При этом старайтесь периодически обновлять игрушки и не допускайте их большого скопления в определенной зоне. Не стоит сразу бить тревогу, если вдруг заметите, что ребенок мало интересуется какой-то игрушкой, по всем качествам полезной для него. Помните, что каждый юный человечек индивидуален, со своим внутренним миром и его правилами, просто постепенно вводите новые игрушки в его жизнь и обязательно играйте с малышом. Тогда процесс развития и воспитания ребенка будет приносить только радость, улыбки и удовольствие!