Статья на тему аудирование, как эффективный метод развития навыков говорения


В реальном общении приходится много слушать, и то, насколько точно и полно воспринимается информация, определяет дальнейшие действия участников общения. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения.
На уроке практически невозможно формировать лишь один речевой или языковой навык. Одновременно с работой с аудиотекстами отрабатываются лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения или письма. В этом случае аудирование является средством обучения. Что же такое аудирование? Этот термин означает процесс восприятия и понимания речи со слуха, в английском языке употребляется другой термин – listening comprehension (восприятие и понимание со слуха).
Аудирование - первый шаг к речевому общению и обязательно входит во все современные методики преподавания языка. На начальном этапе аудирование может показаться трудным, но оно облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Хотелось бы обратить внимание на то, что в аудировании важно не только закрепление лексики и навыков говорения на английском языке, но также интонации (ритм, ударение, мелодика языка).
Аудирование является мощным средством обучения английскому языку. Этот вид речевой деятельности позволяет овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемной составляющей и интонацией. Через аудирование происходит активное усвоение лексического состава и его грамматической структуры.
В результате постоянной тренировки такого вида речевой деятельности у учащихся развивается логическое мышление и способность выполнения таких сложных мыслительных операций, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, конкретизация и т.д.
Не секрет, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Во-первых, оно характеризуется одноразовостью проявления, поэтому надо учиться понимать текст с первого предъявления, т.к. в реальных ситуациях общения повторы исключены. Во-вторых, речь говорящего не может измениться, её нельзя приспособить к своему уровню понимания. У каждого человека свой стиль общения, иногда слишком научный, иногда чересчур эмоциональный, насыщенный образными выражениями, не всегда понятными. В-третьих, существуют и объективные сложности, препятствующие пониманию речи с первого раза. Это: - трудности, обусловленные условиями аудирования (внешние шумы, помехи, акустика, видимое наличие или отсутствие собеседника); - трудности, обусловленные индивидуальными особенностями говорящего (возраст, пол, образование, дефекты речи собеседника); - трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаего материала (использование собеседником большого количества незнакомой лексики, идиом, разговорных формул и т.д.).Так как же сформировать у учащихся навыки аудирования, столь необходимые для общения, а на сегодняшний день еще и для успешной сдачи итогового экзамена по английскому языку, в котором аудирование является одной из сложнейших частей? Как могут учащиеся улучшить свои навыки аудирования? Безусловно, для этого необходимо не только слушать речь учителя на уроке, но и аудиозаписи носителей языка во время уроков (intensive listening), а также слушать аутентичные тексты (extensive listening).
Extensive listening – это тот вариант аудирования, когда учащиеся сами выбирают что и когда они будут слушать, это может происходить и дома, в свободное от учебы время. Они могут слушать не только музыку, но и новости, передачи по радио и т.д. При этом необходимо давать учащимся установку: они не должны расстраиваться, если при прослушивании аутентичных материалов самостоятельно многого не будут понимать.
Используя аутентичные тексты на уроках, учитель должен помнить, что они должны соответствовать возрасту и уровню языковой подготовки учащихся.
Intensive listening – это использование готового аудиоматериала на уроке для развития и закрепления навыков аудирования учащихся. Готовые аудиозаписи позволяют учащимся слышать речь носителей языка, они предоставляют учащимся возможность ознакомиться с разными ситуациями, услышать отрывки из пьес или диалогов. Но при использовании готового аудиоматериала возникают и недостатки: скорость воспроизведения речи, «идеальное» произношение звуков и слов, которое практически невозможно услышать в реальной жизни. Тем не менее очень важно использовать аудиозаписи на уроках с целью формирования речевой компетенции учащихся, слышащих речь носителей языка.
Необходимо упомянуть и о том, что просмотр видеоматериалов или фильмов также является одним из вариантов обучения аудированию, который помогает учащимся усвоить еще и мимику и жестикуляцию носителей языка.
Хотелось бы сказать о месте аудирования в системе уроков. Этот вид деятельности в той или иной степени присутствует на каждом уроке, так как учитель всегда старается обращаться к ученикам на английском языке, ученики также, выполняя задания даже по чтению, задают вопросы друг другу и отвечают на них в устной форме. Таким образом, развитие навыков восприятия на слух можно разделить на три части по их месту в системе уроков и отводимому времени:
Аудирование как широкоиспользуемый методический приём, инструмент работы, который не рассматривается ни как тема урока, ни как его задача;
Аудирование занимает часть урока, как его неотъемлемая составляющая часть в виде тренировочного упражнения;
Аудирование является основным содержанием урока или его вахной частью в виде контрольной работы.
Существует система упражнений, которая направлена на развитие навыков аудирования.
1. Повторение за диктором, которое может быть в паузу или синхронно. Это упражнение считается базовым и широко используется на начальном этапе обучения.
2. Упражнения на развитие речевого слуха. Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, либо направленное аудирование – аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.
3. Упражнения на тренировку памяти.
Согласиться или опровергнуть утверждение. Ответить на вопросы. Такое аудирование называется подготовленным;
Найти ошибки, расхождения между устным и печатным текстом;
Запомнить даты, имена, названия и т.д., а затем воспроизвести в той же последовательности;
Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку;
Прослушать слова и повторить только те, которые относятся к какой-либо одной теме.
4. Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.
Подобрать определения к словам;
Составить словосочетания;
Закончить фразу, текст и т.д.
Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам и т.д.
Кроме того, выделяют 3 этапа в работе с аудиотекстами: дотекстовый этап (before listening), этап прослушивания текста (while listening), послетекстовый этап (after listening).
Дотекстовый этап направлен на усиление мотивации и формулирования установки на первичное прослушивание текста. Это могут быть такие задания, как: обсуждение вопросов до прослушивания; догадка по заголовку, иллюстрациям, новым словам о содержании текста; беседа о проблематике текста с учащимися и т.д. Также, именно на этом этапе должен снять возможные трудности, которые могут возникнуть у учащихся.
Во время первого прослушивания текста учащиеся стараются понять содержание, выполняя задания дотекстового этапа. Однако, прослушиваний может быть несколько и учащиеся могут выполнять разнообразные задания: вставить пропущенные слова; найти словосочетания, употребляемые в тексте без изменений; указать, какие определения к словам встречались в тексте; закончить предложения; найти эквивалент к прослушанным текстам.
Послетекстовый этап представляет собой дальнейшую работу над текстом, использование его для развития навыков устной и письменной речи.
Собственно то, что мы называем аудированием, является не чем иным, как обучением навыкам восприятия устной речи на слух с какого-то электронного носителя. Это может быть аудиозапись или видеофрагмент, соответствующим образом озвученный. Учитель также может зачитывать тексты сам. Обычно учащиеся, привыкнув к произношению своего преподавателя, гораздо легче воспринимают сказанное. Облегчается это также особенностями нашего слуха лучше воспринимать «живую» речь и ещё тем, что, следя за движениями губ, ученики догадываются о том, что они по какой-то причине не расслышали. Но есть насущная необходимость развивать компетентность навыков восприятия именно «электронной» речи, так как именно в таком виде задания по аудированию представляются на различных видах экзаменов, в том числе и олимпиадах по английскому языку.
Известно, что человеческое ухо улавливает не всю произносимую речь, даже на родном языке. Но мы этого не замечаем, так как наш мозг достраивает выпадающие звенья на основе наших широких лексических познаний. Многим из нас приходилось бывать в такой ситуации: собеседник сказал что-то, но мы не расслышали, но через какое-то небольшое время мы поняли, что было сказано, как будто бы он повторил это для нас. Это как раз и есть обработка информации мозгом, восстановление пропущенных нашим ухом фрагментов. То есть понимание устной речи зависит не столько от слуха, сколько от наших общих лексических познаний в языке. Из этого следует, что тексты для аудирования надо тщательно подбирать. Они должны соответствовать изучаемому материалу и быть на ступень легче, чем тексты, предлагаемые для визуального прочтения. Кроме того, выбор материала для аудирования ориентируется на возрастные особенности учащихся и их интересы. Предлагать этот вид работы надо после определённой работы над лексикой и грамматикой.
Основной принцип обучающего аудирования- это опора на зрительный ряд. На доске пишуться название текста, имена собственные и сложные для учеников слова. Считается, что для выполнения заданий по аудированию не нужно детального понимания текста, но детская психология такая, что, не поняв какое-то слово, они мысленно цепляются за него и не улавливают другие слова и общий смысл сказанного. Вопросы могут быть предложены как в устной так и в письменной форме и также могут предварять ознакомление с текстом. Для неполного понимания текста следует составлять особые задания, такие, чтобы научить воспринимать общее содержание сказанного без понимания всех слов.
Перед прослушиванием учащиеся получают возможность высказать свои предположения о содержании по названию или иллюстрации. Можно предложить ряд вопросов, нацеленных на концентрирование внимания, на восприятие текста. После выполненной работы можно перейти на личность учащихся, спросить, что и почему им понравилось в тексте, а что и почему не понравилось.
Последнее время широкое распространение получили британские учебники, богатые материалом по аудированию. Значительным их преимуществом является более живая речь с хорошим произношением и разнообразие заданий, активизирующие внимание учащихся. Предлагая обычный текст с кассеты к русскому учебнику, учитель должен продумать, как заинтересовать учащихся в прослушивании текста. Упражнения по аудированию в британских учебниках, как правило, уже полностью методически разработаны: даны ключевые слова, даны вопросы, предваряющие текст, задание, исключающее полностью пассивное слушание. Часто предлагается вставить пропущенные слова (иногда они даются в виде ключевых слов, иногда отсутствуют) или найти несоответствия между написанным и звучащим текстом.
Учащимся очень нравятся задания по аудированию, они находят их интересными и полезными, а поэтому активность на уроках высокая. В связи с этим надо отметить, что не стоит забывать о разноуровневом подходе, чтобы все могли получить удовлетворение от своих трудов. Работа эта, в основном, фронтальная. Но возможно заготовить карточки с упрощённым заданием для слабых учеников. Не стоит очень часто проводить контрольные задания на слуховое восприятие, так как это служит снижению интереса к работе. Обычно я предлагаю аудирование в виде небольших заданий на каждом уроке и одно контрольное аудирование в неделю.
Самым любимым аудированием у школьников, несомненно, является песня.  Работа с песнями на уроках может строиться по разным схемам, в зависимости от того, что хочешь получить в результате. По песням можно учиться произношению (фонетика), восприятию английской речи на слух (аудирование), грамматике и, тому, что называется English Usage, т. е . правилам словоупотребления (что сочетает в себе грамматику и лексику). Восприятие иноязычной речи на слух, пожалуй, один из самых трудных аспектов для изучающих. Доказано, во-первых, что правильно воспринимать может только тот, кто говорит сам. Во-вторых, мы даже родную речь воспринимаем во многом благодаря языковой догадке. Т. е., услышав начало фразы, мы подсознательно догадываемся, что будет дальше. Вот почему мы часто переспрашиваем, когда собеседник резко меняет тему разговора, или произносит то, чего мы не ожидали. Языковая догадка играет ведущую роль в восприятии иностранной речи на слух. Но языковой догадки не может быть у того, кто не знает грамматики и лексики. т. е. опять таки Usage. Самые распространённые задания к незнакомым песням это- заполнение пропусков (filling the gaps) или же сложи строчки песен в логическом порядке (put the lines to their logical order).
В довершении хочется сказать, что не все образовательные учреждения могут обеспечить учителей английского языка должными кабинетами. Считается, что если группа маленькая, то они могут сидеть в нестандартном кабинете. Но выполнение заданий по аудированию, такие как, например, вставить пропущенные слова в тексте и большинство других, подразумевают наличие только одного варианта, то есть ученики должны сидеть по одному за каждой партой.