Технологическая карта урока русского языка ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА (с использованием продуктивных технологий)


Русский язык
2 класс
Урок 144
Раздел: ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА
Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа 2100»).
Технологическая карта урока.
Тема Знакомство с новой орфограммой.
Цели
Формировать умение находить орфограмму-букву согласного в конце слова, графически обозначать её и писать слова с данной орфограммой.
Формировать:
– умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты);
– умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);– умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли (коммуникативные УУД);
– умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД).
Основные понятия орфограмма.
Ресурсы:
– основные
– дополнительные – Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класс общеобразовательной школы. С. 151–153.
– презентация к уроку;
– тетрадь;
– индивидуальные доски, маркеры.
Организация пространства Фронтальная работа, групповая работа.
Этапы урока Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов
Деятельность
учителя Деятельность
учеников Планируемые результаты
предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
(2 мин.).
Цели:
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
– организовать планирование учебной деятельности на уроке.
Проговорить правила поведения на уроке. Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять.
Проговорить последовательность действий на уроке. – Вспомним правила поведения на уроке.
– Для чего нам нужно соблюдать эти правила?
– Вы видите, что парты сегодня стоят необычно.
– Значит, как сегодня нам предстоит работать?
– Давайте вспомним правила работы в группе.
– А руководители будут следить за выполнением этих правил.
Примечание: руководители групп выбираются членами группы (или назначаются учителем) до урока.
– Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
Слайд 3.
– Значит, …
– Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? Слайд 4. – На уроке будь внимательным.
Будь послушным и старательным…
Слайд 2.
– Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали.
– В группе.
– Говори вежливо.
– Называй собеседника по имени.
– Говори внятно, понятно.
– Слушай внимательно собеседника.
– Если не понял, переспроси.
Читают девиз урока.
– Значит, мы открываем что-то новое.
– Вспоминаем то, что важно для урока, определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, применяем новые знания. Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты).
Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).
II. Актуализация знаний
(3 мин.).
Цель: организовать актуализацию умений выполнять звуко-буквенный анализ слова. С. 151, упр. 236.
Проверка д/з.
– Как вы записали слова звуками? Проверьте.
Слайд 5.
– Сравните запись слова буквами и по звукам.
– В каких случаях вы обнаружили несоответствие?
– Почему?
– С какими звуками произошли изменения (звонкими или с глухими согласными)?
– Со всеми ли звонкими согласными?
– Какой можно сделать вывод?
– Когда мы говорим, парные звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются (заменяются парными глухими согласными).
Проверяют написание в тетрадях (д/з).
хлеб, глаз, год, уж
– Стоят на конце слова.
– Со звонкими согласными.
– Нет, только с парными. С непарными не произошли изменения.
– Звонкие парные согласные на конце слов заменяются глухими. Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слова. Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (7 мин.).
Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Слайд 6.
арбуз
ананас
Записать слова.
Определить основной вопрос урока. – Запишите слова на индивидуальных досках.
Примечание: учитель просит двух человек показать свои записи, чтобы было разное написание букв на конце.
– Задание было одно?
– А выполнили его все одинаково?
– Какой возникает вопрос?
Слайд 7.
Фиксирует основной вопрос на доске. Записывают слова на индивидуальных досках.
Возможное написание слов:
Арбус – арбуз
– Да.
– Нет.
Например:
Какой буквой обозначить парный согласный на конце слова? Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
(познавательные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
IV. Формулирование темы, целей урока (3 мин.).
Цели:
– организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.
Сформулировать тему, цель урока.
– Значит, какая тема урока сегодня?
Уточняет тему урока.
Слайд 8.
– Что нам поможет найти ответ на наш вопрос?
Выводит на постановку цели:
– Что нам помогает написать безударную гласную в корне?
– Значит, какую цель ставим? Пробуют формулировать тему урока. Например, «Обозначение буквой парного согласного звука на конце слов».
Выдвигают версии.
– Проверочное слово.
– Найти проверочное слово.
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию (регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
V. Открытие нового знания
(15 мин.).
Цель:
– организовать поиск решения учебной проблемы, используя подводящий от проблемы диалог. Проговаривать последовательность действий на уроке
Подобрать проверочные слова, объяснить свой выбор.
С. 152–153. – Какой наш следующий шаг?
Слайд 9.
– Попробуйте в группе подобрать проверочные слова к словам арбуз и ананас и объяснить, почему именно эти слова будут проверочными. Определите, какую букву нужно писать на конце слов.
– Прошу по одному представителю от каждой группы представить свои результаты.
!!! В проверочном слове после согласного должен быть гласный.
Подводит к обобщению способов проверки:
– Арбузы – арбуз.
– Чем различаются слова?
– Значит, какой один способ подбора проверочного слова?
– Арбуз-арбузик.
– Чем похожи слова?
– Как называются эти слова?
– Значит, какой второй способ подбора проверочного слова?
– Сверим свой вывод с авторским.
– Какие способы мы верно предложили?
– Какой способ нам ещё автор предлагает?
– Какое новое знание мы открыли сегодня?
Слайд 10.
Обращает внимание на графическое обозначение орфограммы. – Открываем новое знание.
Групповая работа (5 мин.).
Представляют результаты (выбирает руководитель одного представителя).
– Множественное и единственное число.
– Изменить единственное число на множественное.
– Общий корень.
– Однокоренные.
– Подбор однокоренного слова.
– Подбор однокоренных слов, изменение числа.
– Подставить слово нет.
– Способы подбора проверочных слов, чтобы правильно написать букву согласного в конце слова. Подбирать проверочные слова; писать слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова. Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свою версию (регулятивные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме; работать в группе, выполнять разные роли в группе (коммуникативные УУД).
VI. Применение нового знания (10 мин.).
Цели:
– организовать применение новых знаний;
– организовать самопроверку, исправление ошибок, самооценку по алгоритму.
Проговорить последовательность действий на уроке.
Подобрать проверочное слово. Слайд 11.
С. 153 (в учебнике).
Самопроверка, исправление ошибок.
Самооценка по алгоритму. – Какой наш следующий шаг?
– Подберите проверочное слово любым способом, вставьте пропущенную букву на конце слова. Если будут затруднения, обратитесь за помощью к членам своей группы.
Фронтальная проверка
(+ назвать разные способы подбора проверочных слов).
Слайд 12.
– По алгоритму оцените свою работу.
Слайд 13.
– Применяем новое знание.
Самостоятельно выполняют задание (5 мин.), пользуются помощью членов группы.
Выполняют самопроверку, исправляют ошибки.
Пять человек вслух проговаривают алгоритм, остальные самостоятельно ставят себе отметку. Подбирать проверочные слова; писать слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова. Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной, письменной форме (коммуникативные УУД).
Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин.).
Цели:
– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности. Зафиксировать новое содержание урока.
Рефлексия. – С какой новой орфограммой познакомились?
– Какое новое знание открыли?
– Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.
Слайд 14.
– Буква согласного на конце слова.
– Способы проверки согласного на конце слова.
Пример. Я знаю три способа проверки парного согласного на конце слов. Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). VIII. Д/з (2 мин.).
Цель:
– организовать выполнение домашнего задания. С. 155, упр. 242.
Организует выполнение д/з.
Даёт инструкцию по выполнению и оформлению. Читают задание, слушают инструктаж по выполнению.
Подбирать проверочные слова; писать слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова. Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).