МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА на тему: Развитие начальных технических навыков в классе баяна


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«КУРЧАТОВСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЛЬФЕДЖИО
Тема: «»Развитие начальных технических навыков в классе баяна

Составитель: Родина Ольга Николаевна,
2015 год
Каждое произведение искусства является воплощением творческого замысла, богатой фантазии художника. В процессе реализации своего замысла автор мобилизует всю творческую волю, всё умение, и чем выше талант и мастерство художника, тем более впечатляющим и значительным предстаёт конечный результат. Не является исключением и музыкально-исполнительское искусство. Но в отличии, скажем, от художника-живописца, который фиксирует свой замысел на полотне и не нуждается в посреднике между собой и зрителем, музыкант-исполнитель интерпретирует замысел композитора. Говоря об этом, мы в первую очередь подразумеваем технику артиста, при помощи которой он воплощает своё звуковое представление музыкального произведения, своё видение (слышание) художественного образа.
В процессе обучения игре на аккордеоне перед педагогом музыкальной школы, наряду с общими воспитательными и музыкально-художественными задачами стоят задачи развития технических навыков учащихся.
В широком смысле слова техника является материальной стороной исполнительского искусства, важнейшим средством передачи художественного содержания произведения.
В узком смысле слова технику можно определить, как предельную точность и быстроту пальцевых движений.
Вся техника баяниста или аккордеониста может быть подразделена на мелкую (пальцевую) и крупную, а также на технику игры мехом и технику звукоизвлечения, то есть, в сущности, всё, чем занимается учащийся, начиная с прикосновения к клавише, есть техника. К мелкой технике относятся различные гаммаобразные и арпеджированные пассажи, мелизмы, пальцевые репетиции, двойные ноты. К крупной - пальцевые тремоло, октавы, аккорды, скачки, кистевая техника.Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика. Но и учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии правильно организованной, систематической работы над различными видами инструктивного материала: гаммами, арпеджио и аккордами, упражнениями и этюдами.
Гаммы, арпеджио, аккорды являются основными техническими формулами. Систематическая и последовательная работа над этим материалом - необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений. Успешная работа над гаммами, арпеджио и аккордами помогает преодолеть многие технические трудности:
1)  позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;
2)  создаёт мелкую и свободную пальцевую беглость;
3)  способствует координации движений обеих рук;
4)  плавности ведения меха и смены направления его движения;
5)  помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов разнообразными приёмами звукоизвлечения.
Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у учеников чувство лада и метроритма.
Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если учащиеся при каждом проигрывании гаммы или арпеджио решают определённую музыкальную задачу, контролируют слухом характер звучания, соблюдают динамические оттенки, штрихи, ритм.
Играть гаммы, арпеджио и аккорды нужно в определённом размере, выдерживая длительности.
Изучение гаммы предваряется упражнениями с подкладыванием 1-го пальца. К числу наиболее распространённых упражнений относятся такие, в которых вычленяются и по нескольку раз повторяются отрезки гамм, где происходит подкладывание.
Подкладывание исполняют плавно, без толчков. Для быстрого приобретения навыков с подкладыванием и развитием правильного движения 1-го пальца полезно «беззвучное упражнение»:
Для этого нужно закрыть застёжку, поставить 2-ой палец на «до#» и 3-ий на «ре#», 4-ый на «фа#», 5-ый на «соль#». Нажать и держать все эти чёрные клавиши, не отпуская клавиши, нажать 1-ым пальцем до, ре, ми, потом до, ре, ми, фа.
Для правильной постановки пальцев левой руки полезно поиграть гамму «кусочками» по 2, 3 звука.
Гаммы обычно начинают изучать тогда, когда закреплена постановка руки, кисти, пальцев. Начинают играть в медленном темпе с ровным количеством длительностей на каждое движение меха.
Чтобы приучить ребёнка к ритмичной игре, можно использовать метроном.
Арпеджио - разложенные аккорды. Также желательно начинать разучивать с упражнений. На клавиатуру нужно стараться не смотреть для того, чтобы развивалась осязательная ориентация.
Физическую категорию сложности представляет игра аккордами. Игра аккордами осуществляется с помощью кистевых движений. Пальцы нужно готовить к взятию аккорда заранее, как бы в воздухе. Начинать работу нужно осторожно в умеренном темпе с упражнений.
Самое удобное исполнение аккордов в быстром темпе – это исполнение кистью с небольшим участием всей руки. При игре аккордами не следует поднимать высоко пальцы над клавиатурой, они должны быть в собранном состоянии. В процессе исполнения аккордовой последовательности необходимо:
1)  одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя случайных призвуков;
2)  подготовить положение пальцев для последующего взятия аккорда;
3)  сделать соответствующее перемещение кисти;
4)  путём одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд.
Аккорды рекомендуется начинать играть со 2-го класса (3-х звучные).