Урок истории по теме «Первая война Рима с Карфагеном»


МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока
по истории Древнего мира
5 класс
учитель высшей категории
Шарипова Елена Петровна

Урок 52 5 класс.
Тема: Первая война Рима с Карфагеном
Цель урока:
1 Образовательная: Проверить степень усвоение изученного материала Подвести учащихся к пониманию причин, характера войны Рима с Карфагеном. Дать представление о пунических войнах и их результатах.
2 Развивающая: Продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками. Совершенствование навыком самостоятельной работы.
3 Воспитательная. Упорство в достижении цели, уважение к людям готовых отдать жизнь за свою Родину
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
побудить у учащихся мотивацию к изучению этой темы в большем объеме, чем предусмотрено программой;
дать возможность проявить способности учащихся в разных видах творчества;
привить интерес к изучению предмета истории в 5-м классе.
Тип урока: самостоятельная работа
Структура урока:
Объяснение заданий самостоятельной работы.
Выполнение работы.
Объяснение домашнего задания.
Методы: самостоятельная работа учащихся по вариантам, индивидуальная работа, творческие выступления, работа с картой.
Оборудование: доска, ЦОР, мультимедиа, слайды презентации, карта «Римская империя», карточки с заданиями, маршрутные листы, «сундучок с сюрпризом».
Основное содержание: Пунические войны. Поход Ганнибала. Фабий Максим. Сципион Африканский.
Личность в истории: Ганнибал. Фабий Максим. Сципион Африканский.
План:
I Организационный момент.
II Проверка знаний.
III Вводная беседа
IV Изучение новой темы.
V Закрепление.
VI Домашнее задание.
VII Итоги урока оценки, рефлексия.
Время Деятельность учителя Деятельность детей
2
16
1
15
1
3
2
1
I Организационный момент. Мы отправляемся в увлекательное путешествие по Средиземному морю, чтобы узнать, что происходило дальше в истории Государства (какого пауза) (Рима, нет Древний Рима)
Работа с игрой «Острова». Отправляемся на 2 кораблях -на одном -красном –девочки, на другом- синем -мальчики. Средиземное море только на вид спокойное, а на самом деле нас ждут серьёзные испытания. Нам надо посетить все острова, выполнить задания, и добраться до сундука с сокровищами. Посмотрим, кто вперед и правильно справится с заданиями -тому сундук и откроется. Каждому вручается маршрутный лист, туда в графу оценка будете вписывать свои результаты. (За каждое выполненное задание кораблики передвигаются по морю)
Раздать Маршрутные листы (Приложение № 1)
II Проверка знаний.
Задание №1 Ответить на тестовые задания ( для сильных 10 заданий, для группы коррекции 5)
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИМА И УСТАНОВЛЕНИЕ ГОСПОДСТВА НАД ИТАЛИЕЙ
Вписать в клеточки буквы и цифры правильных ответов

Ключ:1 р; 2 е, ; 3 с; 4 п; 5 у; 6 б; 7 л; 8 и; 9 к, а; 10- 5,0,9.
Учитель передвигает по морю кораблик той команды, которая быстрее справилась с заданием.
Задание№2 Энциклопедисты Выступление подготовленных учеников от каждой команды (Приложение №3)
Учитель передвигает по морю кораблик той команды, которая быстрее справилась с заданием
Задание№3 Крылатые фразы Объяснить выражение
«Пиррова победа» «гуси Рим спасли»
Учитель передвигает кораблики по морю, команды, которая быстрее справилась с заданием.
III Вводная беседа: Какую территорию захватили римляне? (работа с картой)
IV Изучение новой темы.
Задание№4 Работа с учебником стр.219 (устно) Прочитайте вступление к главе14, назовите тему и задачу урока, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Учитель объясняет новую тему по слайдам
1.Начало римско-карфагенского соперничества.(слайд1)
2.Борьба за Сицилию.(слайд 2,3)
3. Борьба за Испанию. (коротко объясняю, больше на домашнее изучение)
Динамическая пауза. В класс пробрался пират, его нужно срочно обнаружить встали и ищем в классе
Учитель передвигает кораблики 2 команд по морю
Задание№5 Работа с картой Задание Показать на карте: г.Рим, г. Карфаген Апенинский п-в, о. Сицилия
Ученик передвигает по морю кораблик той команды которая быстрее справилась с заданием.
V Закрепление.
Задание №6 Ответить на вопросы (слайд7)
1-Кто был главным соперником римлян в Восточном Средиземноморье?
2- Как римляне называли карфагенян?
3- Что такое «вороны»?
Ученик передвигает кораблики по морю, 2 команд
Учитель знакомит с биографическими справками (слайд 6)
VII Итоги урока, рефлексия. (слайд 7)
Задание № 7 Рефлексия
1. Что нового я узнал (а) на сегодняшнем уроке? _________________________________________
2. Чему я научился (ась)? _____________________________________________________________
3.Чего я достиг (ла)? ____________________________________________________________
Учитель передвигает кораблики по морю команды, которая быстрее справилась с заданием
Мы добрались до острова. Как вы думаете как он называется? О каком острове сегодня узнали? (Сицилия) На острова находят сундук с сокровищами.
Сундучок открывает команда победителей
Учитель Что для нас сейчас является главным богатством в жизни для учеников- (Знания) Вот вы и заработали главный клад- билет на просмотр исторических мультиков, который состоится сегодня. (Приложение № 2)
VI Домашнее задание. ( Слайд8)
§41 ответить на вопросы №2,3,6 (письменно)
Подготовить сообщение Полководец Ганнибал (для сильных)
-наблюдают за учителем
-рассматривают маршрутный лист
-работают с тестами индивидуально
-ставят себе оценку
- слушают, задают вопросы по теме выступления
-ставят оценку
выступающие
- по желанию объясняют выражения
-ставят оценку
работа с заголовком параграфа
-ставят оценку
слушают, смотрят слайды
-двигаются, приседают смотрят в окно
-работа у карты
-ставят оценку
-отвечают на вопросы
-ставят оценку
-отвечают на вопросы
-ставят оценку
-оценивают свою работу
-подводят итог своей работы