Открытый урок по фортепиано Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения.


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Михайловская детская школа искусств»







ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ФОРТЕПИАНО





Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения.













Подготовила и провела:

Преподаватель МКОУ ДОД
Михайловская ДШИ
Каменская И.В.


Сл.Михайловка 2015г.

Тема урока:
«Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения»
Тип урока: конструктивный
Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),
-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);
Развивающие:
- развитие слуха,
- координация движений,
-активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности. Воспитывающие:
- воспитывать любовь к музыке,
- воспитывать эстетический вкус,
-воспитывать усидчивость, собранность.
Методические приемы:
-словесный, наглядный, практический;
-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
-прямая и наводящая формы воздействия.
-развитие мышления
Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающая:
- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться..
- рациональная организация урока: упражнения на расслабление мышц, упражнение «Радуга» и «Говорящие пальцы»
- чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес)
Предварительная подготовка:
- разучивание музыкальных произведений;
- работа над гаммой
Репертуарный план урока:
Гамма До мажор
Л.Шитте Этюд
“Эстонский танец”.
А. Жилинский “Старинный танец”
“На лодочке” обработка М.Красева(ансамбль).




План урока:
1.Организационный момент
2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика
3. Работа с музыкальным материалом
4. Итог урока
5. Домашнее задание
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы урока, задач.
2. Разминка. Посадка за инструментом.
Упражнение «Радуга»
Упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.
Упражнение «Говорящие пальцы».
Запомни стишок:
Фокус-покус, трали-вали,
Едет мышь на самосвале.
Ты чего же, это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!
Проговори – простучи стишок такими пальцами:
1        1    2       2       1        1     3        3
 1        1   4       4       1        1      5       5            
1        1    2       2       1         1         3
1        1    4       4       1         1         5
Далее проверяем знание ученицей гаммы “До мажор” каждой рукой отдельно в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении. Играем штрихом: non legato, staccato.
3. Работа с музыкальным материалом.
Л.Шитте “Этюд” ,отдельными руками. Проверяем текст, аппликатуру. Дома: соединить двумя руками.
Педагог: Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?
Ответы ученицы: «эстонский танец»
Педагог: Какие средства музыкальной выразительности здесь использованы?
Ученица: танец состоит из двух частей: 1ч. Медленная, на легато, в минорном ладе, в конце стоит фермато.
2ч. Играется в мажорном ладу ,появляется штрих стаккато, меняется темп: живо.
Далее идет работа над звуковедением, динамикой, фразировкой. Педагог: Вика, как называется твое следующее произведение?
Ученица: А. .Жилинский ”Старинный танец”.
Ученица исполняет произведение.
Педагог: Давай вместе расскажем какие здесь использованы средства музыкальной выразительности.
Это произведение тоже можно поделить на две части.
1ч. Оживлённая, в мажорном ладу, в правой руке штрих стаккато.
2ч. В минорном ладу чуть сдержание, появляются элементы полифонии (канона).
В 1ч. Поработать над звуковедением, динамикой.
В 2ч. Поработать отдельно над голосами.

Дети обычно очень любят играть не сложные пьески в четыре руки со своим педагогом. Учитывая большой интерес к этому виду музицирования мы играем ансамбль: «На лодочке» обработка М.Красева.

4. Итог урока:
Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

5. Домашнее задание: 
- Закрепление пьес, нарисовать рисунок.
- Дома повторять упражнения «Говорящие пальцы» и «Радуга» со словами.

Педагог: На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!


















15