Конспект урока по литературному чтению на тему А.С. ПУШКИН «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ


А. ПУШКИН «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»(отрывок)
Цель деятельности педагога: создать условия для осуществления поиска необходимой информации по выполнению учебных заданий, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, структурирования знаний, развития навыков чтения.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия по решению учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, оценивают результаты деятельности; познавательные – знакомятся с новой учебной книгой, умеют составлять несложные монологические высказывания о героях; коммуникативные – взаимодействуют с окружающими, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
предметные: научатся читать вслух и отвечать на вопросы по содержанию произведения, сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок, читать по ролям отрывок из произведения в диалогической форме; получат возможность научиться сравнивать тексты сказок.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
– Поздравляю вас с праздником. Это действительно праздник, потому что книга открывает путь в страну знаний. Недаром говорят: книга – источник знаний. Книги бывают разные: художественные, справочные, научные. У нас сегодня праздник Мудрой книги.
II. Знакомство с учебником и тетрадью.
– Что вы чувствуете, когда держите в руках новую книгу, слышите шорох страниц, вдыхаете запах типографской краски? (Свободные высказывания детей.)
– Смотрите, книга приветствует вас. Рассмотрите обложку, титульный лист, иллюстрации, содержание. Рисунки в книгах не живут сами по себе. Это иллюстрации к текстам учебника. Художник с помощью красок рассказывает историю, которую поэт или писатель рассказал при помощи слов.
На доске учитель записывает слово «иллюстрация».
Знакомство с условными обозначениями.
– Какие виды работ, предлагаемые автором учебника, вам знакомы? Какие из них вам особенно нравятся?
Литературная игра «Вспомните и назовите».
На слайдах даны тексты для упражнения в чтении.
– Самостоятельно прочитайте и ответьте на вопросы: что это? как называется? как надо читать?
Слайд 1. Потешка.
– Мальчик-пальчик, где ты был?
– С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
Слайд 2. Скороговорка: «Дали Клаше каши с простоквашей; ела Клаша кашу с простоквашей».
Слайд 3. Загадка: «Нет ног, а идёт, глаз нет, а плачет».
Слайд 4. Авторские сказки в стихах.
* * *
…Вдруг откуда-то летит…Белка песенки поёт
Маленький комарик,Да орешки всё грызёт;
И в руке его горитА орешки не простые,
Маленький фонарик.Скорлупы-то золотые,
«Где убийца? Где злодей?Ядра – чистый изумруд;
Не боюсь его когтей!..Белку холят, берегут…
Слайд 5. Портрет А. С. Пушкина.
– А. С. Пушкин рано научился читать. Великий русский поэт и писатель в числе прочего сочинил и пять сказок. В них поэт противопоставляет любовь и верность предательству и зависти, высмеивает жадность и властолюбие. Так же, как и в русских народных сказках, здесь добро торжествует над злом. Сказки А. С. Пушкина интересны, там происходят чудеса. Его сказки хочется читать до конца.
III. Объявление темы. Постановка целей.
– Прочитайте тему урока. Какой знак стоит в конце заголовка? (Многоточие.)
– Что обозначает многоточие? (Заголовок сказки дан в сокращении.)
Слайд 6. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
IV. Работа по теме урока.
1. Чтение отрывка из сказки учителем.
Повторное самостоятельное чтение учащимися, беседа по содержанию.
1) Выполнение заданий 1–3 в учебнике.
2) Подготовка к выразительному чтению.
2. Составление схематического плана.
– На сколько частей можно разделить данный отрывок? О чём рассказывается в каждой части? (В первой – о корабельщиках и кораблике, во второй – остров Буян, в третьей – князь Гвидон и корабельщики.)

3. Работа по тетради. Выполнение заданий.
Учащиеся самостоятельно читают задания и выполняют их.
4. Составление памятки «Как правильно выполнять задание».
• Прочитайте задание. Подумайте, всё ли понятно. Если нет, перечитайте задание или спросите у учителя.
• Подумайте, как найти ответ. Перечитайте произведение или отрывок.
• Найдите нужный ответ, прочитайте или запишите.
• Перечитайте задание и ответ.
• Оцените свою работу.
V. Итог урока.
Слайд 7. Памятник А. С. Пушкину в Москве.
– Время не властно над памятью о поэте. В Москве на Пушкинской площади стоит памятник А. С. Пушкину. Вы ещё не раз вернётесь к творчеству поэта.
Рассматривание книги А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
– Как вы чувствовали себя на уроке? Что было трудным?
– Что сегодня вы хотели бы рассказать родителям?
– Поблагодарите друг друга за хорошую работу.
Для самостоятельной работы: выучить отрывок из сказки наизусть (по желанию).