Способы изменения внутренней энергии тела. 8 класс


ПЛАН – КОНСПЕКТ
Класс: 8
Тема урока: «Способы изменения внутренней энергии»
Тип урока: комбинированный
Задача урока: рассмотреть способы изменения внутренней энергии
Цели урока:
образовательная: углубить и закрепить знания обучающихся по данной теме, способствовать формированию умений применять полученные знания в данной ситуации.
развивающая: формировать у учащихся логическое мышление; развивать познавательный интерес к предмету; развивать умение оперировать ранее полученными знаниями; развивать умение планировать свою деятельность.воспитательная: воспитывать умение самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.
Оборудование: полиэтиленовый пакет, горячая вода, резинка, насос.
План урока.
Организационный момент (2 мин).
Проверка домашнего задания (10 мин).
Введение нового материала (20 мин).
Закрепление изученного материала (10 мин).
Домашнее задание (3 мин).
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность ученика, записи на доске, в тетради.
Организационный момент.
Проверка посещаемости, готовности класса к уроку, запись темы и домашнего задания на доске.
Тема: «Способы изменения внутренней энергии»
Д/З: § 3, вопросы, Л.-№929, 934
Проверка домашнего задания
Отвечают по вопросам параграфа.
Может ли тело, обладая внутренней энергией, не иметь механическую энергию. Приведите примеры.
Может ли тело иметь механическую энергию, но не иметь внутренней?
Всегда ли выполняется закон сохранения механической энергии? Полной энергии? Ученики: отвечают
Ученики: отвечают
Ученики: отвечают
Ученики: отвечают

Введение нового материала
Учитель: Потрите посильнее ладонь о ладонь, как вы делаете, когда вам становится холодно. Что вы ощущаете?
Учитель: Почему это происходит?
Учитель: Что явилось причиной этого?
Учитель: Значит, увеличить внутреннюю энергию тела можно совершая над ним работу.
Учитель: Приведите свои примеры, подтверждающие эти выводы.
Учитель: Именно такой способ добычи огня использовали наши предки. За счет трения при быстром вращении сухой кусок дерева нагревался более чем на 250˚С и загорался. Но существует и обратный процесс, если тело само совершает работу, то при этом его внутренняя энергия уменьшается.
Демонстрационный опыт.
Возьмите новый целый полиэтиленовый пакет. Ополосните пакет внутри горячей водой так,чтобы остались капли. Герметично привяжите его к наконечнику велосипедного насоса или большой резиновой груши. Энергично накачайте воздух в пакет, чтобы он лопнул.В воздухе появится туман.
Учитель: Туман появился из-за уменьшения температуры воздуха в пакете. Следовательно воздух совершил работу для того чтобы разорвать пакет за счет своей внутренней энергии.
Учитель: Есть еще один способ изменения внутренней энергии. Рассмотрим еще один эксперимент, который вы проводите ежедневно. В стакан с горячим чаем опустили ложку. Что с ней происходит?
Учитель: Нагревание говорит о том, что внутренняя энергия тела увеличилась, но ведь вы не совершали никакой работы над телом! За счет чего тогда произошло изменение внутренней энергии?
Учитель: Изменение внутренней энергии тел без совершения работы над телами, называется теплопередачей. Физика этого процесса проста. При взаимодействии молекул горячей воды с молекулами холодной ложки молекулы воды при ударах передают часть своей кинетической энергии. При этом скорость молекул ложки увеличивается, а скорость молекул воды падает. Как только температуры ложки и воды станут равными, теплообмен прекращается. При теплопередаче или теплообмене энергия всегда передается от горячего тела к холодному, то есть от тела с высокой температурой к телу с низкой температурой. Обратный процесс сам собой никогда не происходит.
Учитель: Чтобы количественно оценивать изменение внутренней энергии, вводят понятие количества теплоты Q.
Определение.
Та энергия, которую тело отдает или получает в результате теплообмена, называется количеством теплоты.
Учитель: Очевидно, что Q измеряется, как и энергия в джоулях:
[Q]= Дж Ученики: тепло
Ученики: увеличивается внутренняя энергия
Ученики: Работа
Ученики: Нагревается
Ученики: Отвечают
Записи в тетрадях: Та энергия, которую тело отдает или получает в результате теплообмена, называется количеством теплоты.
[Q]= Дж
Закрепление изученного материала
Учитель: Итак, подводя итог урока можно сделать вывод, что у нас существует два способа изменения внутренней энергии, какие?
Учитель: Эти способы равноправны. Мы никогда не сможем угадать, за счет чего увеличилась температура тела.
Искры небо прожигают, а до нас не долетают (Метеоры) Почему при движении космического тела в атмосфере Земли оно нагревается?
От чего зависит время жизни метеора? Какие превращения энергии происходят при движении метеора в атмосфере Земли?
Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться. При дрожании скелетных мышц тепла выделяется не так уж и много, но биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются. Подрожит мышка, постучит зубками и запустит на полную мощность свою «отопительную систему». А почему изменяется внутренняя энергия мышки? Ученики: 1. За счет совершения механической работы
2. За счет теплообмена
Ученики: Внутренняя энергия тела увеличивается, так как над ним совершается работа силами сопротивления воздуха
Ученики: Жизнь метеора зависит от массы метеорита и его скорости. Кинетическая энергия превращается во внутреннюю энергию, поэтому метеорное тело сильно разогревается и испаряется.
Ученики: Механическая энергия превращается во внутреннюю.
Домашнее задание
§ 3, вопросы, Л.-№929, 934