Конспект урока по литературному чтению на тему:А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди.


МБОУ «Гимназия № 27 с татарским языком обучения Вахитовского района г. Казани»

Открытый урок на тему: А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди".


Выполнила: Халиуллина Алсу Мансуровна,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории.
Казань, 2016 год

Тема урока: А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди".
Цель: продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина, учить видеть прекрасное, отличать доброе от злого, развивать мышление и речь,; формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, учить анализировать поступки героев, прививать любовь к чтению.Формирование УУД:
Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: Способность к самооценке.
Оборудование: презентация со сказкой, рисунки детей, проектор, мультимедия, сундучок с сюрпризом.

Ход урока.
Организационный момент.
Учитель:
Добрый день - Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? .
У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.
Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)
Я знаю вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
Мы продолжаем путешествие по сказкам А.С.Пушкина. Сейчас поздоровайтесь с партнером по плечу, с партнером по лицу, со всеми (Садитесь)
1 слайд: Висит замок
Чтобы, пройти в мир сказок нам нужны ключи. Ключи в волшебном сундучке с заданиями. Выбираете задания из сундучка и работаете в команде.
2 слайд: Правила работы в команде.
1. Учитесь понимать и принимать точку зрения собеседника.
2. Научитесь слушать и слышать собеседника.
3.Предлагайте помощь, когда видите, что можете это сделать.
4.Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
5.Будь добросовестным по отношению к товарищам.
6.Говорите коротко и ясно, чтобы все могли высказаться.
(Каждая команда получает задание из сундучка и работает вместе)
Даю 30 секунд таймер.
Задания.
Угадай, отрывок, из какой сказки?
И царевна к ним сошла,Честь хозяям отдала,В пояс низко поклонилась;Закрасневшись, извинилась,Что-де в гости к ним зашла,Хоть звана и не была.Вмиг по речи те спознали,Что царевну принимали;Усадили в уголок,Подносили пирожок;Кружку полну наливали,На подносе подавали.
(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
2 .Старик не осмелился перечить,Не дерзнул поперек слова молвить.Вот идет он к синему морю,Видит, на море черная буря:Так и вздулись сердитые волны,Так и ходят, так воем и воют.Стал он кликать золотую рыбку.
(Сказка о рыбаке и рыбке)

3.Петушок с высокой спицы,
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна.
Верный сторож как со сна.
Шевельнется, встрепенется
К той сторонке обернётся.
И кричит "Кукареку"
Царствуй лежа на боку.
( Сказка о золотом петушке)
4. Навстречу ему Балда,
Идет, сам не зная куда.
"Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп ему в ответ...
Нужен мне работник:
Повар, конюх, и плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого
( Сказка о попе и его работнике Балде)
5. У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученыё.
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо песен заводит ,
Налево сказку говорит.
(Сказка- поэма Руслан и Людмила)
(Каждая команда получает ключ, 1 номера поднимают и говорят все участники)
Все вместе 1,2,3 дверь в сказку отвори!
3 слайд все отгаданные сказки.
4 слайд. Игра «Собери сказку»
Задание по группам: из отдельных слов сложить полное название сказки(слова написаны на отдельных карточках)
Слайд. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"
Ребята, правильно. К этой сказке композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков написал оперу. Давайте прослушаем фрагмент.
Слайд. Опера Николая Андреевича Римского - Корсакова.
(прослушивание)
- Также по сюжету этой замечательной сказки художники написали картины:
- Михаил Александрович Врубель
- Иван Яковлевич Билибин- Александр Михайлович Куркин
Слайд. (просмотр картин)
Слайд. Также по сюжету этой сказки режиссеры поставили мультфильм (Видеоролик мультфильма)
Сценка. Начало сказки.( Три девицы под окном)
Работа по учебнику. Чтение текста. С. 12-21
- Докажите, что прочитанное произведение – сказка.
Учащиеся на листочках пишут по очереди свои варианты ответов. (РАУНД ТЭЙБЛ) таймер
Читаем дальше сказку.
Встаем и выбираем угол. (КОНЕРС) (Углы "Ель и хрустальный дом", " Тридцать три богатыря", "Царевна лебедь"Образовали пару с партнером не из вашей команды. Дай пять! Обсуждаем с партнером
- "Почему выбрали этот угол" (Даю время ставлю таймер)
Говорит тот, у кого светлые волосы.
5 слайд. Физминутка музыкой и с вопросами. (МИКС ПЭА ШЭА)
1. В кого превратился Князь Гвидон в первый раз, кого укусил, куда? (комара, повариху, в правый глаз.)
2. В кого превратился в третий раз, кого укусил и куда? ( шмеля, Бабариху в нос)
3. Сколько теток у князя? (три)
Работа по книге. Читаем дальше сказку.
Работа в команде. 30.
Вспомните сколько раз в сказке повторяются события, и назовите их? Ставится таймер.
1. Три раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану.
2. Три раза обращался к царевне- лебеди за помощью.
3. Она его три раза спрашивала « Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?»
4. Три раза заезжают корабельщики.
5. Три раза угощает их Гвидон и Салтан.
Характеристика героев.
- Назовите главных действующих лиц сказки.
(Сватья баба Бабариха, ткачиха, повариха, Гвидон, Царевна Лебедь, царь Салтан, царица - мать)
- Какие человеческие качества они проявляют: (Доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть , жестокость)
- Какие герои побеждают и почему?
Выпишите героев разделив их на группы
Герои
положительные отрицательные нейтральные
Возьмите листочки и опишите характер князя Гвидона. (РЕЛЛИ ТЭЙБЛ) (Ставится таймер)
Два участника поочередно записывают свои ответы на одном листке. По окончанию задания образуют пару. Отвечает участник под № 2.(Зачитывают свои ответы)
Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)
6 слайд. Волшебный сундучок.
Каждая команда достает волшебный предмет. И пишет свое желание. На середине напишите, какое доброе дело вы бы сделали с помощью этого волшебного предмета. (Ставится таймер).
- волшебная лампа
- ковер-самолет
- шапка-невидимка
- меч – кладенец- волшебное зеркальце

14-16 слайд. Викторина
1. Что хотела сделать первая девица , если станет царицей?( устроить пир на весь крещённый мир)
2. Кем сделал царь Салтан младшую сестру? (царицей)
3.Куда уехал царь Салтан? ( на войну)
4. О чём хотела царица сообщить мужу в своем письме? (что она родила богатыря)
5. Каким посланием было заменено её письмо? (что царица родила неведому зверюшку)
6. Какой ответ отправил царь Салтан? ( ждать его возвращенья)
7. Что произошло с царским посланием? ( оно было заменено на другое)
8. Куда волна вынесла царицу и сына? ( на необитаемый остров)
9. Кого увидел юноша на острове? ( лебедь и коршуна)
10. Что сказала царевичу лебедь? ( ты убил чародея и спас девицу).
17 слайд. Сундучок и сюрприз!
Парковка. Сейчас возьмите маленькие листочки и напишите свои пожелания и прикрепи на парковку. На следующем уроке мы рассмотрим их и посмотрим ваши презентации и проектные работы по сказкам Пушкина.
19 слайд. Солнышко.
Рефлексия. Итог урока. Смайлики.
Использованная литература и интернет ресурсы.
1. Уроки литературного чтения в 4-м классе. Методические рекомендации для учителя. – авторы Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий, М.: Просвещение.- 2014г.
2. Литературное чтение. 4 класс. Учебник –авторы авторы Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий, М.: Просвещение.- 2014г.
3. http://images.yandex.ru/?uinfo=ww-1263-wh-908-fw-0-fh-598-pd-14. http://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/saltan.txt5. http://skaz-pushkina.ru/rr_1.htmlПриложение 1
- волшебная лампа
- ковер-самолет
- шапка-невидимка
- меч – кладенец- волшебное зеркальце
Приложение 2
Герои
положительные отрицательные нейтральные
Герои
положительные отрицательные нейтральные
Герои
положительные отрицательные нейтральные
Приложение 3

Угадай, отрывок, из какой сказки?
И царевна к ним сошла,Честь хозяям отдала,В пояс низко поклонилась;Закрасневшись, извинилась,Что-де в гости к ним зашла,Хоть звана и не была.Вмиг по речи те спознали,Что царевну принимали;Усадили в уголок,Подносили пирожок;Кружку полну наливали,На подносе подавали.
2 .Старик не осмелился перечить,Не дерзнул поперек слова молвить.Вот идет он к синему морю,Видит, на море черная буря:Так и вздулись сердитые волны,Так и ходят, так воем и воют.Стал он кликать золотую рыбку.

3.Петушок с высокой спицы,
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна.
Верный сторож как со сна.
Шевельнется, встрепенется
К той сторонке обернётся.
И кричит "Кукареку"
Царствуй лежа на боку.
4. Навстречу ему Балда,
Идет, сам не зная куда.
"Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп ему в ответ...
Нужен мне работник:
Повар, конюх, и плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого.
5. У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученыё.
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо песен заводит .Налево сказку говорит.
Приложение 4