Обрзовательный модуль Я — грамотный читатель


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
РАССМОТРЕНО
Заседание педагогического совета
МБОУ «СОШ № 35»
Протокол №
от « » 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Заседание НМС
МБОУ «СОШ № 35»
Протокол №
от « » 2015 г.
Зам. директора по НМР
Т.В. Уварова _________ УТВЕРЖДАЮ
Приказ №
от « » 2015г.
Директор
МБОУ «СОШ № 35»
____________М. В. Лебедева
РЕКОМЕНДОВАНО Заседание ШМО учителей
естественнонаучного цикла
МБОУ «СОШ № 35»
Протокол № 1
от «28» августа 2014 г.
Руководитель ШМО Вальтер О.А._________ Рабочая программа
образовательного модуля
«Я грамотный читатель»
для учащихся 8А класса
на 2015-2016 учебный год
Разработала:
Крючкова О.А.,
учитель русского языка и
литературы первой
квалификационной категории
Братск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа образовательного модуля «Я - грамотный читатель» разработана на основе материала учебных предметов: алгебра, английский язык, биология, география, геометрия, изобразительное искусство, информатика, история, литература, ОБЖ, обществознание, русский язык, технология, физика, химия в соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и основной образовательной программой основного общего образования на 2013-2018 учебные годы.Цель: научить обучающихся приемам работы с текстом.
Задачи:
- Научить детей правильно читать художественные и научно-популярные тексты;
- Познакомить со всевозможными источниками информации;
- Развить умение грамотно работать с текстами;
- Сформировать умение представлять необходимую информацию для слушателей.
Уровни координации учебных предметов:
Типо-деятельностная координация. В этом методе при обучении подчеркивается и выделяется, например, эксперимент как особая система действий (наблюдения, обработка информации и пр.). В отношении типа деятельности объединяются и различаются разные предметные области.
Общая характеристика модуля
Не секрет, что многие трудности в обучении начинаются с невнимания к слову. Модуль призван научить восьмиклассников осмысленному, глубокому чтению не только текстов художественной литературы, но и текстов учебной направленности. Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладевает умением читать, т. к. чтение книг прямо пропорционально результатам читательской обученности, желанию и умению взять из книги все, что она умеет дать.
Актуальность модуля.
Проблема формирования умений подростка работать с текстом как источником информации является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Данное умение необходимо человеку, чтобы он не потерялся в мире информации, сумел отделить важную и нужную, развил критическое мышление, раскрыл заложенные в себе способности, чтобы в дальнейшем образовании он мог качественно развиваться, совершенствоваться
При этом следует ставить и решать такие задачи: обязательная мотивация учебной деятельности для повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; формирование навыков работы с готовыми текстами и написания текстов разного вида; развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с различной информацией; формирование коммуникативных умений.
Формы организации учебного процесса
Организация образовательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикум.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:
Ценность науки — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Описание места модуля в учебном плане
Образовательный модуль «Я грамотный читатель» является межпредметным, реализуется через часть, формируемую участниками образовательных отношений и учебные предметы обязательной части учебного плана ООП ООО МБОУ «СОШ № 35».
Сроки проведения:
Общее количество часов: 75 часов.
№ учебного предмета Название
учебного предмета Всего часов
Русский язык 5
Литература 5
Иностранный язык 5/5
Алгебра 5
Геометрия 5
Информатика 5
История 5
Обществознание 5
География 5
Биология 5
Физика 5
Химия 5
Изобразительное искусство 5
Технология 5/5
ОБЖ 5
ИТОГО 75
Реализация данного образовательного модуля в образовательном процессе планируется по 2 варианту - модуль, как совокупность фрагментов существующих учебных курсов и предполагает разделение отведенных на модуль часов между предметами в указанной пропорции. При этом ученики не ставятся в известность о том, что они изучают некую целостную тему на уроках по разным предметам.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема Русский язык Литература Английский язык Алгебра Геометрия Информатика История Обществознание Биология География Физика Химия Технология ОБЖ ИЗО
1. Виды чтения. 1 2. Виды чтения. Практикум 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3. Основная мысль текста. Тема текста. 1 1 1
4. Основная мысль текста. Практикум 1 1 1 1 1 1 1 1
5. Чтение как источник информации. Виды информации в тексте. 1 1 1 1 1 1 6. Способы сжатия информации. Практикум. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
7. Способы передачи информации. Практикум. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
8. Читаем, понимаем и запоминаем. Практикум. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9. Явная и скрытая информация в тексте. 1 1 1 1
Итого 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Ведущими видами деятельности подростков являются:
Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.
Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.
Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).
Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.
Рефлексивная деятельность.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие № 1-2
Виды чтения.
Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Какими бывают источники информации (визуальные, знаковые, слуховые, тактильные).
Визуальные источники информации. Текстовые, знаковые. Виды текстов:
- тексты по цели высказывания (повествование, описание, рассуждение), по направленности (художественный, научно-популярный, научный)Практикум: работа с текстами параграфов учебника ,таблицами, рисунками, схемами. Применение различных видов чтения: ставится задача получить самое общее представление о содержании текста – просмотровое ; ставится задача выделить в тексте только ту его часть, которая связана с решением основной коммуникативной задачи (найти главное в тексте, выяснить, что сообщается по интересующему вопросу) – ознакомительное; требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях, необходимость как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов - изучающее.
Определение видов текстов по цели высказывания и направленности.
Занятие № 3-4
Основная мысль текста. Тема текста.
Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализирующий признак.
То, о чём говорится в тексте, - это его тема. То, что об этом хочет сказать автор, - главная мысль текста. Тема и главная мысль – это стержень текста.
Практикум: создание глоссария необходимых для чтения данного текста слов, припоминание важной информации , использование предварительных «организаторов» чтения, беглый обзор материала.
Занятие № 5
Виды информации в тексте.
Фактуальная информация — описание фактов, событий, места действия и протекания действия.
Концептуальная информация выражает мировоззрение автора, систему его взглядов, замысел Концептуальная информация часто представлена в имплицитной, а не в словесной форме. (Предполагаемой)Подтекстовая информация представляет скрытый смысл, не равна художественным средствам и возникает благодаря «нелинейному» прочтению текста.
Занятие № 6
Способы сжатия информации. Практикум.
Преобразование текста в план, конспект, таблицу, рисунок, диаграмму, кластер, схему, презентацию, составление кроссвордовЗанятие 7
Способы передачи информации. Практикум.
Устная и письменная передача информации. Сообщение, статья, эссе, критическая заметка, монолог, диалог.
- рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников)
Занятие № 8
Читаем, понимаем и запоминаем. Практикум.
Выделение ключевых слов текста, передача информации по-другому, перенос идеи текста в пословицы, поговорки. чтение с пометами, чтение, сопровождаемое вопросами, вопросы к тексту.
Работу с вопросником – применяется при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы.
Чтение суммирование используется для закрепления изученного. Детям предлагаются несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Каждая пара изучает свой текст, на большом листе фиксирует его содержание, затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные дети могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех вариантов текста делается коллективный вывод.
Занятие № 9
Явная и скрытая информация в тексте.
Средства выделения имплицитной информации в тексте.
Сравнение как изобразительное средство, лирическое и шуточное в произведении, авторская позиция в тексте, ремарки, художественные средства как способ передачи эмоционального настроя читателю.
Интерпретация текста :сравнить и противопоставить заключённую в нём информацию разного характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ
Личностные универсальные учебные действия
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия (Р)
Обучающийся научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия (К)
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью;
строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия (П)
Обучающийся научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Обучающийся получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
Формирование ИКТ-компетентности обучающихсяОбращение с устройствами ИКТ
Обучающийся научится:
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
Формирование читательской компетентности, умений и навыков работы с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанногоОбучающийся научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текст;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
Предметные результаты
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.
В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы обучения как:
1) технология дифференцированного обучения, при которой дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению;
2) информационно-коммуникативная технология, позволяющая совершенствовать практические умения и навыки обучающихся, индивидуализировать процесс обучения, повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность;
3) технология проектного обучения позволяет формировать приемы продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Образовательные пространства реализации программы модуля
Первым образовательным пространством обучения является урок.
Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. Уроки «открытия» нового знания;
2. Уроки рефлексии;
3. Уроки общеметодологической направленности;
4. Уроки развивающего контроля.
Критерии результативности урока:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Для контроля и оценки достижения общеучебных результатов используется следующие система форм и видов контрольно-оценочных действий:
текущий контроль;
наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
самостоятельные работы;
текущее выполнение выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
Критерии оценивания результативности обучения
При оценке деятельности обучающихся предполагается оценивать по типу «зачёт/незачёт», т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
видеомагнитофон/видеоплеер;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер для учителя;
Экранно-звуковые пособия:
видеофильмы по тематике программы;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Материалы и инструменты:
иллюстративный справочный материал;
Помещение для занятий:
предметные кабинеты;
Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература, использованная при подготовке программы
Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. — С.158.
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М.: Просвещение, 2011. С. – 232 .
Проектная задача в средней школе // под ред. А. Б.Воронцова. М.: Просвещение, 2009. – с.49
Интернет-ресурсы
Российский образовательный портал – [электронный ресурс].http://www.school.edu.ru/ (дата обращения: 25.08.2015)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – [электронный ресурс].http://school-collection.edu.ru/(дата обращения: 25.08.2015)
Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов– [электронный ресурс]. http://fcior.edu.ru/(дата обращения: 25.08.2015)