Доклад на тему: Пальчиковая гимнастика как коррекционно-оздоровительные действия для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми навыками письма.














ДОКЛАД




ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
КАК КОРРЕКЦИОННО ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
К ОВЛАДЕНИЮ ДЕТЬМИ НАВЫКАМИ ПИСЬМА












Учитель начальных классов Гуртовая Н.А.



январь 2015 г.

(Слайд 1,2)

Одна из проблем, с которой сталкивается современная педагогика, - рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экологические вредности, неблагоприятные социальные условия, алкоголизм.
Учить ребенка с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период.
У детей , поступивших в первый класс, наиболее ярко выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.
В начальном звене дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела.
Недоразвитие моторики проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.
Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы учащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
Поэтому в подготовительный и основной период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.
Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, обучающиеся укрепляют и развивают мелкие мышцы пальцев.
Существует интересный способ развития пальцев руки отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Самым важным и основным из корригирущих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми с ограниченными возможностями здоровья навыкам письма является пальчиковая гимнастика.
Целью данной гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений. Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений.
При проведения пальчиковой гимнастики я использовала следующие методы:
массаж рук;
упражнения с резиновыми мячами небольшого размера;
игры с пальчиками.
Я хочу подробнее остановиться на использовании в практике моей работы пальчиковой гимнастики, как элемента коррекционно-оздоровительных действий в различных формах учебной деятельности.
(слайд 2,3)
Развитие тонкой моторики кистей рук у детей с умственной отсталостью было продолжено "пальчиковыми играми", это вид упражнений, широко распространенный в практике
Поначалу я обучала детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их (каждое положение рук имело свое игровое название), затем были добавлены упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. "Игры с пальчиками" активно использовались мною на уроках при подготовке руки к письму и при проведении физкультминуток, т.к. при письме пальчики детей устают, а веселые и разнообразные упражнения «Игры с пальчиками» давали им необходимый отдых.
Мною были использованы игровые упражнения О. В. Узоровой, Е. А. Нефедовой (приложение 3).
(Слайд 4,5)
Хотелось бы отметить. что пальчиковая гимнастика помогла детям с нарушениями мелкой моторики овладеть навыками правильного письма. ( Рубан В., Верченко Н., Широбоков А., Глущенко В.) Дети пишут буквы, слоги, слова в тетрадях , стараются соблюдать каллиграфические требования к написанию букв, а в дальнейшем, считаю, что пальчиковая гимнастика поможет поставить детям правильный почерк.
(Слайд 6,7,8)
Упражнения, используемые при проведении пальчиковой гимнастики, дают пальцам полноценный отдых, кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, готовят к овладению учащимися начальных классов навыками письма, а весёлые стишки помогают ученикам снять эмоциональное напряжение.
(Слайд 9,10,11.12)
Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия с использованием пальчиковой гимнастики будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.
Учитель, разумеется, сам должен решить, как ему использовать в своей работе пальчиковую гимнастику, но необходимо помнить :
( Слайд 13,14)
Поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на уроках русского языка, но и на уроках математики, чтения, труда и физкультуры.
На уроках математики и чтения фокус внимания следует перенести с разминки пальцев и ладоней на их массаж, т. е. здесь лучше выбирать упражнения на различные растирания и на статическое напряжение. Хотя, конечно, не стоит пренебрегать и остальными упражнениями.
На уроках труда пальцы нуждаются в отдыхе и развитии ловкости не меньше, чем на уроках письма. Что касается физкультуры, то гимнастика для пальцев вполне может войти в состав общей гимнастики.