Разработка урока по литературе образ кутузова и наполеона


Урок литературы на тему: « Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
«Нет величия там, где нет простоты,
добра и правды».
Л. Н. Толстой.
 
 ЦЕЛИ УРОКА:
ОБУЧАЮЩИЕ.
1. Помочь учащимся осмыслить образы Кутузова и Наполеона с исторической и нравственной, общечеловеческой и духовной точки зрения.
2. Методом сопоставительного анализа выявить отношение Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов автора на историю.
3. Научить сопоставлять характеры героев, видеть мотивы их поступков;
Развивающие.
4. Помочь критически осмыслить роль личности в истории.
5. Создать условия самостоятельной работы.
6. Развивать умение работать в группах.
7. Развивать коммуникативные способности.
Воспитывающие.
8. Воспитание патриотизма и гуманизма.
Проблема: какова роль личности в истории по мнению Л. Н. Толстого в романе «Война и мир»?
Технологии: проектная, критического мышления, игровая технология, проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение.
Методы: словесный, наглядный, практический, исследовательский.
Способы обучения: индивидуальный, парный, групповой
Вид урока: комбинированный.
Ход урока.
Слово учителя.(20 сек.)
- Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с хорошим настроением пришли на урок! И заработаем максимальное количество хороших отметок. Вот каким может быть внутренний монолог учителя, когда он задал вопрос ученикам: «Притихли. Молчат. Думают? Знают или нет? Не решаются сказать? Верю, что знают. Жду».
Учитель: На иллюстрациях вашему вниманию представлены портреты героев войны 1812 года. Мы изучаем роман?
Ученики: Изучаем части и главы романа «Война и мир», которые связаны с великой эпохой - Отечественной войной 1812 года.
Проверим домашнее задание, как справились за 5 минут. (Должны были прочитать все эпизоды о Кутузове и Наполеоне).
Работа в 5 группах по 5- 6 человек. Эксперты отмечают ответы на листах.
1 группа выписывает № заданий с ответом о Наполеоне.(2, 4).
2 группа - Кутузов (6, 9).
3 группа - Кутузов (14, 15).
4 группа – Кутузов (1, 3, 5).
5 группа – Наполеон (7, 8, 10).
«В расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле». (Кутузов)
«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах». (Наполеон).
«Умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице его»(Кутузов).
«На лице его была неприятно-притворная улыбка». (Наполеон).
«Он был слаб на слезы», как простой смертный, «выражение усталости в его лице и фигуре были все те же» (Кутузов).
Он «неохотно играл роль председателя и руководителя военного совета». В отношении к своим солдатам он добр, они для него — «чудесный, бесподобный народ». (Кутузов).
7. «— Дрожание моей левой икры есть великий признак, — говорил онвпоследствии». (Наполеон).
8. «Он находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость». «В его понятии все то, что он делал, было хорошо... потому, что он делал это». (Наполеон).
9. «Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли — это неизбежный ход событий. Он умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое». (Кутузов)
10. Он ведет себя как человек, понимающий, что все его слова, жесты — это история. С его лица не сходит «выражение милостивого и величественного императорского приветствия». (Наполеон).
11. Все его действия, фразы — все наигранно и театрально. Его жизнь — некая интрига, он «должен был отречься от правды и добра и всего человеческого». (Наполеон).
12. А “все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. (Наполеон).
13. Он просто оказался слабее своего противника - “сильнейшего духом”, по выражению Толстого. (Наполеон).
14. «Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны». (Кутузов).
15. «Властью, врученной мне государем и отечеством, - я приказываю отступать». (Кутузов).
Проверка: эксперты групп выставляют отметки (3 мин.)
Молодцы!
Определение темы урока. (3 мин.)
Учитель: Что, по мнению Л. Н. Толстого, играет главную роль в истории?
Р. - (Личность, предопределенность, народ, обстоятельства)
Учитель:Вы произнесли замечательное слово – личность.
А что такое личность с точки зрения обществознания? Какими чертами должна обладать личность, чтобы являться выдающейся?
(Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.)
Учитель: Какой может быть оценка исторической личности?
Ученик:Отрицательной, положительной, многозначной.
Учитель: А какие критерии для вас в этой оценке главные? Запишите в тетради.
Черты выдающейся личности, по В. О. Ключевскому Стремление служить общему благу государства и народа
Стремление и умение вникнуть в условия жизни, в основы общественных отношений.
Отрешенность от национальной замкнутости и исключительности
Совестливость во всех делах
Способность убеждать в своей правоте
Беззаветное мужество
Ученики: - Слава, карьера,
Продвижение по службе во благо государства,
Совестливость
Беззаветное мужество.
Способность проявлять самостоятельность мысли,
Способность нести ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность.
Учитель:
Присутствуют ливыдающиеся личность на страницах романа?
Р. - Да.
У. – Попросим зачитать историческую справку.
У.-Вы уже догадались о ком пойдет речь на уроке. Помогите сформулировать тему урока.
Тема:Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
4.Постановка проблемы урока.(2 мин)
Л. Н. Толстой имел свою точку зрения на роль личности в истории.
Исходя из темы урока и информации, мы должны будем обязательно поставить проблему?
Л. Н. Толстой взял на себя ответственность художественного изображения Кутузова и Наполеона. Что будем выяснять?
Р.- Выявить отношение Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов автора на историю.
У. –Да, Какова роль личности в истории по мнению Л. Н. Толстого в романе «Война и мир»?
Р. -А зачем?
У. -Для того, чтобы решить для себя: « Я, кто Я сегодня, по той ли дороге я иду?»
В процессе работы над страницами романа мы должны будем научиться сопоставлять характеры героев, видеть мотивы их поступков.
Проникнуться чувствами и переживаниями героев,  сопоставить их поступки со своими и ответить на этот вопрос: Где Я, кто Я в этом мире?
Мимическая гимнастика.(30 сек.)
Может быть вы покажете, как относитесь к Кутузову и Наполеону мимикой, гимнастика для лица.
Наполеон. Кутузов.
Я увидела, посмотрим, что же изменится в конце урока!
А также посмотреть, что для Л. Н. Толстого важно в оценке выдающейся личности и изменится ли ваше мнение в конце урока.
Для этого нужно осмыслить образы Кутузова и Наполеона с точки зрения исторической и нравственной, общечеловеческой.
5.Слушаем проекты:(10 мин.)
1 проект: ОбразКутузова в романе.
2 проект: ОбразНаполеона в романе.
3 проект: Интервью с Кутузовым.
4 проект: интервью с Наполеоном.
Вывод (1 мин.): Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа-эпопеи: автором утверждается величие полководца народной войны и развенчивается командующий армией грабителей, мародеров и убийц.
Учитель: Народ в понимании Толстого – решающая сила в истории. Поэтому главным критерием нужности или ненужности человека в войне 1812 года является отношение к народу.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ. (Списывают с доски). (1 мин.)
- Как Толстой относился к роли личности в истории?(Толстой отрицал роль личности в истории. Но говорить о полном отрицании нельзя: он, отрицая произвол личности, нежелание считаться с волей народа, отрицал личность, ставящую себя над народом. Если же действия личности исторически обусловлены, то она играет определенную роль в развитии исторических событий).
6. ФИЗМИНУТКА.
Учитель: Если у нас два героя, какой метод будем использовать?
Ученики: метод сопоставительного анализа.
Учитель: Вспомните, при изучении каких произведений вы его уже применяли?7.Самостоятельная работа впарах, используем текст с закладками. (10 мин.).
Критерии сравнения Кутузов Наполеон
Идея Отношение к людям Внешность Манера поведения Отношение к битве Руководство сражением Я - реализация Мотив деятельности Проверяют эксперты групп и ставят оценку за участие в уроке. Передают учителю листы.
Выводы по проектам и заданиям.
. У Толстого был свой взгляд на роль личности в истории. Роль личности в истории ничтожно мала. Даже самый гениальный человек не может по своему желанию направлять движение истории. Ее творят массы, народ, а не отдельная личность, возвысившаяся над народом.
У – Какой вывод мы сделаем сегодня по проблеме « Роль личности в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»?Вывод урока: (2 мин.) На доске.
- Объяснение роли личности в истории мы видим в словах самого автора: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Проявился личностный подход к роли исторического деятеля, объяснимый мировоззренческими взглядами писателя, убежденного в том, что победанад врагом  заключена в духе народа; а движущей силой истории, по мнению Толстого, всегда является народ.
Рефлексия. (3 мин.и проверка 2 мин.)
8. СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА.
КУТУЗОВ НАПОЛЕОН
Война Толстой Бородино
Личность Народ «Война и мир» Армия
Читаем вслух составленные синквейны.
Домашнее задание: (1 мин.) Написать письмо полководцу
Описание образа Наполеона в романе.
Образ Наполеона раскрывается Толстым с ПОЗИЦИЙ «мысли народной». С. П. Бычков писал: «В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие». «Круглый живот», «жирные ляжки коротких ног», «белая пухлая шея», «потолстевшая короткая фигура» с широкими, «толстыми плечами» - вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: «Толстая спина», «обросшая жирная грудь», «выхоленное тело», «опухшее и желтое» лицо, «толстые плечи» - все эти детали рисуют человека, далекого от трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни.
Наполеон был эгоистически самовлюбленным человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Наполеон все время играл, в его поведении и словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно, показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле.
Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств «отеческой нежности», а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.
Как игрока и актера писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: «Игра началась». Далее Толстой доказывает, что эта «игра» стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить мир.
Интервью с М. И. Кутузовым.
У. – Во время Бородинского сражения вы говорили заведомо неправду, что французы отбиты везде, почему?
К. – Вы понимаете, что такое паника? Солдаты и офицеры должны быть уверены в положительном исходе сражения, иначе – поражение.
У. – М. И., Вы после Бородинского сражения упомянули турок.
К. – Да, я сказал: «Будут они, т.е. французы, лошадиное мясо жрать, как турки». И я оказался прав.
У. – Надеялись ли Вы разбить Наполеона?
К.- «Разбить – нет, а обмануть – надеялся».
У. – Как?
К. –Чем дольше пробудет Наполеон в Москве, тем вернее наша победа.
У. – Какую роль вы отвели Тарутинскому маневру?
К. – Ну, теперь отступлению конец. Дальше ни шагу назад. Тарутино должно войти в историю не только России, но всей Европы, а река Нара станет для Наполеона тем же, чем была для Мамая Непрядва.
У. – В чем вы видели спасение России после Бородинского сражения?
К. – На военном Совете мне пришлось принять очень тяжелое, но единственно правильное решение – отступление. Необходимо было сохранить армию, восполнить потери и освободить и Москву, и Россию от врага.
У. – Вы, после того, как побежали французы, сказали солдатам добрые слова, поблагодарили их за
трудную и верную службу.. и пожалели французов?
К. – Да, я сказал, что трудно им, но недолго осталось. «Выпроводим гостей, отдохнем тогда. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли. Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди.»
У. –И последний вопрос: «Почему вы не пошли с армией в Европу? Вы прогнали Наполеона, нужно было его разбить?»
К. – Нет, я выполнил свой долг – прогнал Наполеона с земли русской, а дальше – не мое дело.
У. Спасибо.

«Война и мир» — русская национальная эпопея. Сам автор говорил о своем произведении: «Без ложной скромности, это — как «Илиада». Это сравнение означало то, что в романе Л. Н. Толстого нашел свое отражение национальный характер великого народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. К началу создания эпопеи у писателя уже выработалась некая историко-философская концепция, которая и выразилась в произведении. Заключалась она следующем: автор считал, что только деятельность отдельного человека может быть осмыслена и разумна. В целом же течение истории проходит стихийно, бессознательно, бесконтрольно. Ее конечные цели людям неизвестны. «Человек сознательно живет для себя, — утверждал Толстой, — но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей». Никто, по мнению писателя, не может предопределить ход исторических событий, но можно догадываться о смысле совершающихся событий и не мешать их развитию. Именно такие люди по праву становятся великими.Таким человеком в романе выступает Кутузов: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». В русском полководце Л. Н. Толстой выделяет прежде всего те народные, национальные черты, которые сближают его с простыми людьми: простота и скромность, естественность поведения, отвращение к любой фальши, напыщенным речам и псевдопатриотизму. Он является своеобразным олицетворением духовной силы и талантливости народа, его патриотического духа. Стратегическая идея Кутузова, в понимании Толстого, заключалась в соединении двух сил — терпения и времени, о которых он часто говорил, и нравственном величии войска, о котором он всегда заботился.Кутузов очень осмотрителен, проницателен и мудр в своих решениях. Он один, по словам писателя, понимал смысл Бородинского сражения, один утверждал, что Бородинская битва была победой русских над французами. Жизненные силы и воля полководца питались одной, никогда не покидавшей его мыслью о победе над врагом, что стало его единственным стремлением и самым заветным желанием. Он не сомневался в мужестве и силе русского солдата, в том, что враг непременно будет побежден. И эту уверенность внушил всей армии, которая, в свою очередь, ощущал» живую связь с Кутузовым. Его «простая, скромная и потому истинно величественная фигура не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумали», — пишет о нем Толстой. Его патриотизм, так же как и патриотизм простых русских людей, лишен какой бы то ни было рисовки, внешней эффектности, кичливости и хвастовства. Толстой отмечает, что сила Кутузова заключалась в том, что он учитывал объективный ход событий, понимал народный характер войны и был кровно связан с народом.Рисуя образ русского полководца, как исключительной, выдающейся личности, автор в то же время сводит к нулю величие образа другого полководца — Наполеона. Эти два человека противопоставлены в романе. Наполеон у Толстого — наглый и жестокий завоеватель, действия которого не только не оправданы историей, но и противоречат нравственному идеалу человека. Это циничный, безнравственный и самовлюбленный деспот, попиравший все человеческое, захватчик и душитель национальной независимости народов. Он — воплощение ложной мудрости, индивидуализма и эгоцентризма; дерзкий нарушитель законов истории. Герой, презревший все, не признающий ничего, кроме своей воли. Он противопоставляет свое «я» самой истории и тем самым обрекает себя на неминуемое крушение. Величие личности Кутузова и его тесной связи, в его духовном родстве с народом. Тогда как Наполеон заботится только о личной славе. Этот факт совершенно исключает, по убеждению автора, вопрос о Наполеоне как о выдающемся государственном и военном деятеле своего времени.«Мысль народная» выражена в «Войне и мире» не только в картинах массового патриотического подвига народа, но и в отдельных судьбах героев произведения. Олицетворением этого народного начала, народной силы видится и ротный Тимохин с его простотой, скромностью, человечностью, естественностью поведения и капитан Тушин. Выходцы из народной среды, они по-солдатски смотрят на вещи, потому что сами солдаты. Их незаметный, но подлинный героизм был естественным проявлением их нравственной натуры, как и повседневный, обычный героизм солдат и партизан. Они являются выражением самой сущности русской армии, выступая таким же воплощением народно-национальной стихии, как Кутузов. Народные истоки проступают и в представителях дворянства — Наташе Ростовой, готовой пожертвовать подводами для спасения раненых; Андрее Болконском, Пьере Безухове, забывших о своих корыстных эгоистических целях и стремлениях, под влиянием осознания всеобщей опасности и собственного долга. Все те же национально-патриотические чувства, настроения присущи и старому князю Болконскому, и Денисову, и Тихону Щербатому.В своем романе Л. Н. Толстой ярко выразил мысль о том, что великим человек может быть только в том случае, если он неразрывно связан с народом, если он искренне разделяет его взгляды, стремления, веру. Если он живет теми же идеалами, мыслит и поступает так же, как поступил бы любой сознательный человек. Только в народе — главная сила, только в связи с народом может проявиться настоящая, сильная личность.
Использованные источники:
Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир».
http://thepoem.narod.ru/tol_.htmhttp://www.levtolstoy.org.ru/lib/op/author/396
Смотрим несколько эпизодов о Кутузове и Наполеоне и сравниваем с текстом.
Прежде всего критики отмечали слишком буквальное и дидактическое  следование литературному первоисточнику. Отзываясь о проектах крупнейших экранизаций в кинематографе СССР 1960-х годов, Виктор Шкловский  писал о том, что в них не было энергии заблуждения, сделавшей в своё время их первоисточники классикой литературы. Авторы упорядочивали сюжет, упрощали и облегчали для понимания тексты[38] . Акценты и в картине «Война и мир» расставлены так, как это было принято в советской школьной программе. В эпоху экспериментов кинематографа 1960-х, когда были сняты такие новаторские ленты как «Девять дней одного года»  и «Летят журавли»  — «Война и мир», даже с операторскими изысками, снята консервативно и строго канонически[35] [39] .
Сергей Бондарчук сразу занял другую позицию. Он решил уйти в Толстого абсолютно и всецело. Он доверился ему, как послушнейший ученик. Несколько лет он дышал Толстым, как святыней, боясь отступить даже в букве, последней деталью дорожа, как целым монологом или характером…
— Лев Аннинский [39] 
Бондарчуку удалось удержаться на тонкой грани между зрелищным, человечным и интеллектуальным. Даже самые продолжительные и кровавые батальные сцены не утомляю, а приковывают взгляд. Героизм солдат на поле боя, разлетающиеся от взрывов тела лошадей и неожиданное переключение на сцену с Наполеоном и его адъютантами. Бондарчук доносит до зрителя все детали эпической драмы, не проигрывая зрелищности и одновременно постоянно возвращаясь к фундаментальной теме Толстого — роли личности в истории.
Оригинальныйтекст  (англ.)  [показать]Bondarchuk, however, is able to balance the spectacular, the human, and the intellectual. Even in the longest, bloodiest, battle scenes there are vignettes that stand out: A soldier demanding a battlefield commendation, a crazed horse whirling away from an explosion, an enigmatic exchange between Napoleon and his lieutenants. Bondarchuk is able to bring his epic events down to comprehensible scale without losing his sense of the spectacular. And always he returns to ToIstoy's theme of men in the grip of history.
— Роджер Эберт , 22 июня 1969[45] 
Главная тема романа — патриотическая. Он раскрывает моральную и нравственную победу русского народа над наполеоновскими полчищами. Главное в «Войне и мире» — человеческие типы, носители русского национального характера, «скрытая теплота» их патриотизма. Все они, начиная от безвестного капитана Тушина, от незаметных героев, чьими общими силами и жизнями свершаются величайшие сдвиги истории, кончая главными фигурами повествования — Андреем Болконским, Пьером, Наташей, — все они близки к складу русского национального характера. Острое, осязаемое, почти материальное чувство любви к своей стране я хотел бы передать каждым кадром кино - эпопеи.
— Сергей Бондарчук.
Вывод: С. Бондарчук полностью согласен с Л. Н. Толстым.