Доклад на тему: Развитие логического мышления через СРС

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«ЯКУТСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»









Развитие логического мышления через СРС
в условиях реализации ФГОС



Семенова И.Г.,
преподаватель математики ГОБУ РС (Я) ЯСХТ






г. Якутск, 2013 Семенова И.Г., преподаватель математики ГОБУ РС (Я) ЯСХТ

Развитие логического мышления через СРС в условиях реализации ФГОС.
В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Ломоносов говорил: "Математику уже, зачем учить следует, что она ум в порядок приводит, она - школа мышления".
В Якутском сельскохозяйственном техникуме разработана программа учебной дисциплины «Математика» в соответствии с ФГОС по следующим специальностям среднего профессионального образования: 120701 Землеустройство; 120714 Земельно – имущественные отношения; 030912 Право и организация социального обеспечения; 260201 «Технология молока и молочных продуктов; 080114 Экономика и бухгалтерский учет; 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение; 110809 Механизация сельского хозяйства.
В структуре основной профессиональной образовательной программы дисциплина «Математика» входит в цикл математических и общих естественнонаучных дисциплин. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в средней общеобразовательной школе.
Согласно с ФГОС, в среднем для самостоятельной работы студентов уделяется 30% от всей максимальной нагрузки студентов (табл.1).
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
При этом, 35 – 40 % от общего объема СРС уделено решениям прикладных и текстовых задач в области профессиональной деятельности каждой специальности, т.к. умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. В результате изучения обязательной части математического и общего естественнонаучного цикла выполняются требования к знаниям, умениям, практическому опыту, определенные ФГОС (уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; знать: значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы; основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; основы интегрального и дифференциального исчисления).
В обучении математики велика роль текстовых задач. Если в образовательном процессе для выполнения СРС систематически использовать текстовые задачи, то это будет способствовать развитию логического мышления студентов. [1]
Решая задачи, студенты самостоятельно приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Умение решать простые текстовые задачи практически совпадает с основами математической грамотности, способствует выработке логического мышления. Простые текстовые задачи более полезны людям, непрофессионально занимающимся математикой.
Текстовые задачи имеют несколько целей. Выделяют текстовые задачи, как прикладные и как умственные манипуляторы:
- текстовые задачи как прикладные: в этом случае задача дает приложение математики к некой ситуации, возможной в повседневной жизни. Например: «В магазине продаются апельсины по восемь штук за 30 рублей. Покупатель хочет взять семь. Сколько он должен заплатить?» (30:8=3.75; 30-3.75=26.25)
- текстовые задачи как умственные манипуляторы: эти задачи имеют дело с воображаемыми ситуациями, которым необязательно встречаться в повседневной жизни. Числовые данные необязательно брать из действительности. То, что требуется узнать, необязательно неизвестно или нужно в действительности, а то, что дано, не всегда доступно в повседневной жизни. Внутренняя последовательность или интересная математическая структура важнее, чем соотнесенность или значимость в реальности. Цель этих задач: ввести учеников в основы математики - такие как теория чисел, теория графов или комбинаторика, но избежать при этом сложностей профессиональной терминологии.
Чтобы без затруднения студенты решали задачи самостоятельно, во время практических занятий задается алгоритм решения текстовой задачи. Итак, весь процесс решения задачи можно разделить на восемь этапов:
1 этап - анализ условия задачи;
2 этап - схематическая запись задачи;
3 этап - поиск способа решения задачи;
4 этап - осуществление решения задачи;
5 этап - проверка решения задачи;
6 этап - исследование задачи;
7 этап - формирование ответа задачи;
8 этап - анализ решения задачи.
Приведенная схема процесса решения задач является лишь примерной. При фактическом решении указанные этапы обычно не отделены друг от друга, а переплетаются между собой. [2]
Способы решения текстовых задач
Решить задачу - это значит через логически верную последовательность действий и операций с имеющимися в задаче явно или косвенно числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи (ответить на ее вопрос).
Иногда на занятиях, как правило, рассматривается лишь один из способов решения задачи, причем не всегда наиболее рациональный. Приводимая в таких случаях аргументация, в виде отсутствия достаточного количества времени на решение одной задачи различными способами, не имеет под собой основы: для математического развития студентов, для развития их творческого мышления гораздо полезнее одну задачу решить несколькими способами (если это возможно) и не жалеть на это времени, чем несколько однотипных задач одним способом. Из различных способов решения одной и той же задачи надо предложить студентам выбрать наиболее рациональный, красивый.
При отыскании различных способов решения задач у студентов формируется познавательный интерес, развиваются творческие способности, вырабатываются исследовательские навыки. [3]
При обучении решению текстовых задач необходимо достигнуть двух взаимосвязанных целей - обучить:
1) решению определенных видов задач;
2) приемам поиска решения любой задачи.
Решая математическую текстовую задачу, студент познает много нового: знакомится с новой ситуацией, описанной в задаче, с применением математической теории к ее решению, познает новый метод решения или новые теоретические разделы математики, необходимые для решения задачи, и т.д. Иными словами, при решении математических задач студент приобретает математические знания, повышает свое математическое образование, развивает логическое мышление. [4]
Решение текстовых задач приучает выделять посылки и заключения, данные и искомые, находить общее, и особенно в данных, сопоставлять и противопоставлять факты.
Решение задач разными способами, получение из нее новых, более сложных задач и их решение в сравнении с решением исходной задачи создает предпосылки для формирования у студента умения находить свой «оригинальный» способ решения задачи, воспитывает стремление вести «самостоятельно поиск решения новой задачи», той, которая раньше ему не встречалась. [5]
Таким образом, практика показывает, что применение текстовых задач в СРС способствует у студентов развитию логического мышления и благодаря чему повысилась результативность участия студентов в олимпиаде по математике, проводимой в рамках НПК «Шаг в будущую профессию».

Литература
1. Бантова М.А. Решение текстовых арифметических задач.//-М.: Просвещение,1989. - с. 112-120.
2. Баринова О.В. Дифференцированное обучение решению математических задач. // М.: Просвещение, 1999. - с.58-63.
3. Вялова С. Как составить и решить задачу. // М.: Просвещение, 1998. - с. 48-67.
4. Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики.// М.: «Просвещение», 1997 г. - с. 21.
5. Шульга Р.П. Решение текстовых задач разными способами - средство повышения интереса к математике. // М.: «Просвещение», 1990 г. - с. 26-28.




Root Entry