Условия развития творческой индивидуальности ребенка в процессе обучения



МБОУ ДОД ДДТ











Условия развития творческой
индивидуальности ребенка
в процессе обучения








Подготовила:
педагог-психолог
Воронова И.А.












Новочеркасск,
2011г.

Мир изменчив. За последние 10 лет многие профессии ушли в прошлое, много профессий появилось.
В рамках одной профессии изменились условия труда. Именно поэтому важно чтобы у ребенка формировались не только ЗУН, но и способности, в т.ч. и творческие.
Существует 2 вида способностей – репродуктивные и творческие. Репродуктивные предполагают усвоение известных способов деятельности, способов усвоения информации, приобретения навыков. Творческие – являются инструментом создания нового качества, позволяют переосмыслить имеющиеся знания, расширить и углубить их. Человеку нужны и те и другие способности. Но первым учат везде, а вторым – редко где.
Голова хорошо устроенная стоит дороже, чем голова хорошо наполненная. Бытует мнение, что способности – преимущество одаренных людей. На самом деле способности, вернее задатки есть у всех людей. Но сочетание этих задатков и способностей уникально у каждого человека. И нам необходимо научиться уважать уникальность каждой личности, ее неповторимость. Лишь понимание личностной непохожести человека дает реальную возможность понять и развить его креативные способности. Способность к творчеству, творческому мышлению – это одно из качеств адаптированной личности. Именно благодаря творческому мышлению создаются произведения искусства, оно ведет науку вперед, ведет по пути развития человеческую цивилизацию.
Человек, наделенный развитыми способностями – другой, и по характеру и по восприятию мира. Он по другому строит отношения с окружающими, по другому трудиться.
Большую роль в формировании творческой индивидуальности ребенка играет и д/сад и семья , и школа и т.д. Но, несомненно, личность педагога является ведущим фактором развития творческих способностей. Именно педагог создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или разрушать его уверенность в себе, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности.
Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен демократичный стиль взаимодействия педагога с детьми. В опыте педагогов-новаторов и творчески работающих учителей наблюдается, в первую очередь, перестройка в стиле взаимодействия преподавателей с учащимися. Демократический стиль – это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.
В связи с этим психологи выделяют следующие качества, необходимые педагогу для работы с детьми:
чуткость – чувствительность к переживаниям и потребностям других;
способность к индивидуализации обучения;
позитивная Я-концепция;
интеллект выше среднего уровня;
настойчивость и целеустремленность;
творческое начало; профессиональная и эмоциональная зрелость;
эмоциональная стабильность;
широкий круг интересов и умений;
чувство юмора;
Владение учителем, воспитателем эффективными методами преподавания также может способствовать развитию детских творческих способностей. Так, среди наиболее упоминаемых «творческих методов в преподавании» П.Торренс приводит:
- уважение желания ребенка работать самостоятельно;
- индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников;
создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;
исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки;
подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;
уважение потенциальных возможностей отстающих; оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников;
терпимое отношение к возможному беспорядку;
поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.
Если перейти к конкретным приемам, то педагоги часто используют иллюстративно-объяснительный метод преподавания. Педагог показывает, как выполнять действия – ребенок повторяет. На один вопрос при таком методе всегда предполагается только один верный ответ. Именно этот метод формирует ограниченное мышление, безынициативность, пассивность у человека.
Существует и другой способ – проблемный (И.Я.Лернер), при котором ребенку не дают знания в готовом виде, а втягивают его в процессе активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. В таком случае ребенок становится в какой-то мере творцом и своего знания и своего умственного развития. Этим методом пользовался Сократ. Он не излагал ученикам готовые знания, а приводил их к постижению этих знаний при помощи эвристической беседы, т.е. системы наводящих вопросов, отвечая на которые ученики постигали новые знания.
Практическое задание:
Поставить неваляшку на голову так, чтобы она не переворачивалась и не падала без какой либо поддержки.
Сложить четыре треугольника из шести спичек.
Даны четыре точки (вершины квадрата). Проведите три прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги, так, чтобы карандаш вернулся в исходную точку.
Можно ли трижды наполнить ведро, не опорожняя его?

Сложность при решении этих задач создают внутренние баьеры – инертность мышления.
Негибкое инертное мышление не может правильно отражать внешний мир: в мире нет застывших, неподвижных явлений, все существующее меняется, развивается, несет в себе противоречия, переходит в свою противоположность.
Неумение отказаться от стереотипов – результат дефицита поисковой активности и страха перед поиском.
Инертность мышления в искусстве приводят к однообразию, в крайних проявлениях – к созданию штампов. Художник находит один прием или образ – и повторяет его без необходимости. В чем бы ни была причина инертности мышления – с ней можно бороться. Используйте разнообразные задания, разные способы (несколько способов) работы, развивайте умение анализировать условия, находить различия в сходном учебном материале. Хорошо использовать задания с подвохами – с такими условиями, при которых бездумное решение невозможно. Хорошо применять задания с избыточной или недостаточной информацией.
Обучая детей, используйте не только объяснительно-иллюстративный метод обучения, но и проблемный.
При решении проблемных задач можно использовать методы активизации творческого мышления.
Например такие, как морфологический ящик, метод фокальных объектов, идеальный конечный результат.
Перед коллективом педагогов стоит проблема – игры детей во время летнего лагеря (нет игровых материалов, игрушек).
Дети сами могут придумывать игры. Их надо научить этому. Используйте метод морфологического ящика. Исходные материалы: каштаны, камешки, бумажный шарик, мяч, воздушный шарик, пустые пластиковые бутылки, палки, веревка. Именно предметы, в которых нет четко заложенного способа действий развивают творчество детей.
Практическое задание: придумать игры для детей, используя исходные материалы. Еще одна проблема: во многих объединениях дети делают фигурки животных. Как разнообразить их, сделать процесс творческим? Применение метода фокальных объектов может сделать этот процесс творческим.
Практическое задание: усовершенствовать игрушку «Котик», используя метод фокальных объектов.
Эти два метода взяты из ТРИЗ.
В работе с детьми важно развивать их фантазию. Фундаментом творческих способностей человека являются развитое, хорошо управляемое воображение.
Приемы развития воображения подготовлены для педагогов в методическом кабинете ДДТ.


Используемая литература.

Падаяко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся, Москва. Педагогика, 1984г.
Симановская А.Э. Развитие творческого мышления детей, Ярославль, «Гринго», 1996г.
Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Москва, Педагогика-Пресс, 1993г.

15