Этюд как метод обучения и средство формирования творческой индивидуальности ребёнка

Этюд как метод обучения и  
средство формирования творческой индивидуальности ребёнка



;ловам Станиславского, упражнения на память физических действий и ощущений гаммы нашего искусства, необходимы так же, как вокализы певцам, экзерсисы танцовщикам, потому что они тренируют все элементы системы. В этом заключена их сила. Упражнения путь самопознания. Здесь нельзя ничего показывать, имитировать; необходимо подлинно исследовать явление. Разрушив привычный автоматизм жизни, нужно, к примеру, проанализировать, как ведут себя мышцы человеческого тела, когда холодно или жарко; создавая цепь препятствий, «придираясь» к предметам (они, разумеется, воображаемые), изучить их досконально, во всех подробностях, чтобы заново научиться совершать самые простые физические действия. А затем упорным трудом (как говорил Станиславский, с помощью тренинга и муштры!) добиться автоматизма действий с воображаемыми предметами. «Нужно трудное сделать легким, легкое привычным, привычное красивым, красивое прекрасным» так можно описать принцип овладения этим упражнением. Все самое сложное создается через самое простое. Овладение простым физическим действием ведет к рождению верного психофизического самочувствия. Так закладывается фундамент актерской профессии, ведь актер прежде всего мастер сценического действия. Важно отметить, что работа над упражнениями воспитывает также волю, трудолюбие студентов. Упражнения на память физических действий и ощущений не должны иметь ремесленного характера. Творческое воображение играет в них определяющую роль. Современные психологи, исследуя таинственные истоки феномена «воображение», объясняют его продуктивность в процессе творчества связью сознания с бессознательным: «Воображение скорее результат совместной, а может быть, и конструктивной активности сознания и бессознательного психического, нежели какой-либо из этих способностей человека, отдельно взятой» . Вспомним, что система Станиславского помогает прокладывать сознательные пути к бессознательному творчеству «волшебницы природы». Упражнения на память физических действий и ощущений, тренирующие, развивающие воображение, самый продуктивный путь постижения законов актерской психотехники. На основе этих упражнений студенты первого курса делают множество этюдов: сначала одиночные, потом парные, коллективные этюды без слов или с минимумом слов (внимание к непрерывной внутренней речи здесь первостепенно). Наконец, позже этюды на литературной основе. Так в разнообразных этюдных пробах ученики обретают практическое осознание неделимости, целостности процесса жизни на сцене. Они видят, что без внимания, мышечной свободы, без сценического отношения, без веры в предлагаемые обстоятельства и без воображения невозможно действовать на сцене. «Воображение» к этому элементу системы Станиславского мы постоянно возвращаемся в процессе обучения режиссеров. Часто слова «творческая фантазия» и «воображение» используются как синонимы, но это ошибка. Фантазия способность к выдумке, к комбинациям, к изобретательству. Воображение способность к творческой переработке, к творческой трансформации жизненного опыта, личного багажа, ассоциаций. Развитие творческой фантазии и воображения важнейшая задача режиссерской школы. Оно осуществляется, в частности, и на материале этюдов. Этюд выявляет многие свойства дарования студентов: творческое воображение и фантазию, знание жизни, наблюдательность, живость зрительной и эмоциональной памяти, юмор, нестандартность мышления. Этюд атом сценической жизни, в нем заложено все самое важное в учении Станиславского: 1 Действие 2 Внутренняя речь 3 Несколько событий 4 Оценки 5 Конфликт 6 Борьба с обстоятельствами малого круга 7 Сквозное действие Работая над этюдами, студенты режиссерской школы тренируют свое умение событийно-действенно, логично мыслить. К сожалению, часто логика режиссеров бывает умозрительной, абстрактной, оторванной от жизни, от реального их опыта, или, напротив, иллюстративной, банальной логикой здравого смысла, где дважды два всегда четыре. Но в искусстве, как известно, дважды два может равняться и восьми, и пятнадцати, и двадцати трем! Режиссеру необходимо разрушать шаблоны, штампы мышления. Искусство познает жизнь в логике закономерных неожиданностей. В этой формуле важно каждое слово. Неожиданное и закономерное сочетание вымысла и правды всегда увлекает. Однако любая неожиданность, даже эксцентрика сценического мышления, обязана служить выявлению глубины жизненных процессов, потаенной сущности, особой Правды. Во время работы над этюдами большое значение придается воспитанию в режиссерах чувства юмора. Юмор, как правило, неожидан. Чувство юмора предполагает способность студентов к ассоциативному мышлению, склонность к богатым, разнообразным сопоставлениям. Эти качества, столь необходимые режиссеру, ученики должны тренировать постоянно. Я не имею возможности описывать различные упражнения тренинга и этюдные ситуации, потому что для этого потребовалось бы написать отдельную книгу. И все же считаю целесообразным перечислить некоторые задания, выполняемые режиссерами в работе над этюдами, те, что я чаще всего использую в своей педагогической практике, поскольку, на мой взгляд, они наиболее плодотворны. Темы одиночных этюдов на органическое молчание: Первый раз в жизни. Находка. Музыкальный момент. Пропажа. Совершенно невероятное событие. Ожидание. На чердаке. На крыше дома. Этюды «на оправдание» (вещи, нескольких слов, звука, планировки, «чуда»). Этюды на смену темпо-ритма. Этюды на свободную тему. Темы парных этюдов на взаимодействие «Молча вдвоем»: Знакомство. Прощание. Подарок. Предательство. На охоте. Примирение. Обман. На рыбалке. Реванш. Встреча. Наказание. Свидание. Розыгрыш. Расплата. Открытие. Искуситель. Коллективные этюды-импровизации: Ремонт. Подготовка к празднику. Этюды на переходы (опасные места, через препятствия). Этюды на смену обстоятельств, определяющих физическое самочувствие (темнота, холод, жара, дождь, пожар, снежная пурга, наводнение, голод, жажда, боль).

15