Внеурочная деятельность как средство формирования УУД

Внеурочная деятельность как средство формирования УУД

Сегодня воспитательному процессу в школе уделяется особое внимание. В примерной программе воспитания и социализации обучающихся подчеркивается, что воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.
При этом воспитание принципиально не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную (художественную, спортивную, трудовую, досуговую, коммуникативную) деятельность.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Вторая половина должна быть организована каждым образовательным учреждением, исходя из его возможностей.

Школа вправе сама определять под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Так, целью внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования является воспитание и социализация духовно-нравственной личности. Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в области формирования личностной, социальной и семейной культуры.

Также задачами внеурочной деятельности можно считать:
мотивирование школьников к участию в различных видах внеурочной деятельности;
обучение школьников способам овладения различными видами внеурочной деятельности;
помощь школьникам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов различной направленности;
формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности.

Для организации внеурочной деятельности можно использовать различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, проектную деятельность, факультативы, клубы.

Для  организации внеурочной деятельности предлагаются органично связанные с учебным процессом программы научных клубов младших школьников («Перспективная начальная школа» - клуб «Ключ и заря»), организация факультативов «Экономика для малышей», которые служат продолжением изучаемых предметов в начальной школе, расширяя и углубляя изучение тем и разделов. и т. д. Это оказывает посильную помощь в реализации направлений внеурочной деятельности.
ФГОС НОО определены направления внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное
художественно-эстетическое
научно-познавательное
гражданско-патриотическое
социально-значимое
Таким образом, для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Учитывая, что общее количество недельных часов, отводимых на внеурочную деятельность, составляет 10 часов, для каждого класса предлагаются: обязательные формы деятельности и занятия по выбору из предлагаемых вариантов (например, в художественно-эстетическом направлении - драматический театр, хор, экскурсии, клуб «Мой родной край», кружок «Бабушкина шкатулка» и т. д.), а так же формы деятельности для конкретной образовательной системы или учебно-методического комплекта.
 
Педагоги стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей. Исходя из опыта работы нашего учреждения, внеурочная деятельность была организована на базе школы с приглашением специалистов доп. образования, которые проводили занятия непосредственно в школе, во второй половине дня с 12 до 14-30. Расписание занятий составлено таким образом, что после учебных занятий организовано горячее питание, по-возможности, обязательное пребывание учащихся на воздухе или активный отдых при смене занятий (динамические паузы, спортивные часы). Затем начинались занятия внеурочной деятельности. Занятия строились так, что в дни, когда в учебном расписании была физическая культура, во внеурочной деятельности ставились занятия по проектной деятельности. Эти занятия проводились нашими педагогами по подгруппам. Вторая подгруппа в это время занималась в «Клубе любителей поэзии», проводила занятия библиотекарь лицея. Занятия по хореографии, хору и спортивные игры распределялись в дни с большей нагрузкой в учебное время.

15