Разработка плана урока по химии на тему Аммиак

34
Дата: . 2015г.

Тема: Аммиак. Строение молекулы, получение, физические и химические свойства: горение, взаимодействие с водой, кислотами и оксидами металлов. Соли аммония, их получение и свойства. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония..

Цели урока:
Обучающая: рассмотреть состав и строение молекулы аммиака. ознакомить с получением, применением, физическими и химическими свойствами аммиака и солей аммония. Отметить основные (обусловленные наличием в молекуле неподелённой электронной пары) и восстановительные (вызванные минимальной степенью окисления атома азота) свойства аммиака. Обратить внимание на токсичность аммиака. Сформировать умение распознавать соли аммиака.
2. Развивающая: расширить представление уч-ся о значение аммиака и солей аммония в народном хозяйстве.
Воспитательная: дать уч-ся представление об экологических проблемах, связанных с производством, хранением в терминалах и транспортировкой аммиака; действии аммиака на организм.
Задачи урока:
сформировать представление уч-ся о составе, строение молекулы аммиака, его получении, физических и химических свойствах.
научить уч-ся составлять уравнения реакций, отражающих основные свойства аммиака: взаимодействие с водой, кислотами.
научить уч-ся составлять уравнения реакций составлять уравнения реакций, отражающие свойства аммиака как восстановителя: горение и восстановление Ме из их оксидов.
дать уч-ся представление о действии аммиака на организм.

дать уч-ся представление о солях аммония в сравнении с солями щелочных Ме.

научить уч-ся составлять уравнения реакций, отражающих качественную реакцию на соли аммония.

дать уч-ся представление о применении аммиака и солей аммония.

Тип урока: лекция + элементы самостоятельной работы уч-ся.

Оборудование: СД «Химия 9 кл по учебнику О.С. Габриеляна», СД «Кирилл и Мефодий. Химия 9 кл.», лабораторное оборудование для демонстрации опытов и лабораторного опыта, учебник Н.С. Новошинская , И. Новошинский «Химия 9 класс».
Демонстрации:
растворение аммиака в воде («Фонтан»)
горение аммиака в кислороде
взаимодействие аммиака с хлороводородом («Дым без огня»)

Лабораторный опыт 9 «Качественная реакция на соли аммония».

Ход урока: I. Организация класса.

Повторение:
Фронтальный опрос:
каковы молекулярная, электронная и структурная формулы азота?
кто и когда впервые получил и собрал азот?
Где и в каком виде азот содержится в природе?
Каковы физические свойства азота?
Каковы особенности химических свойств азота. Чем они обусловлены?
Каковы области применения азота?
Индивидуальные задания:
Закончить уравнения реакций, указать условия реакций, назвать продукты, указать степени окисления элементов:
Na + N2 = Ca + N2 = Al + N2 = N2 + O2 = N2 + H2 = N2 + Ba =
Стр. 122 № 1
Стр.122 № 2
Составить уравнения реакций, отражающие: а) уравнения химических свойств азота как окислителя; б) как восстановителя (кат. С)

Новый материал.
Строение молекулы аммиака. Электронная и структурная формулы аммиака. Демонстрация шаро – стержневой и объёмной моделей аммиака.
Получение аммиака:
в промышленности: N2 + 3 H2 –Fe, t, p ( 2NH3 + Q
в лаборатории: нагревание солей аммония со щелочами:
2NH4Cl + Ca(OH)2 --t( CaCl2 + 2NH3 + 2H2O
Демонстрация опыта получения аммиака, наблюдение физических свойств аммиака.

Физические свойства аммиака:
газ, б/ц, с резким запахом, хорошо растворим в воде (в 1V воды растворяется до 700 V аммиака), легче воздуха ( Mr = 17 г/моль), ядовит, горючий.
Разбавленный раствор аммиака (3-10%-й) называют нашатырным спиртом, а концентрированный раствор (18-25%-й) – аммиачной водой.

При увеличении Р или охлаждении аммиак легко сжижается. Жидкий аммиак при испарении вызывает сильное охлаждение, поэтому его используют в холодильных установках.


Химические свойства аммиака.

образование иона аммония. Работа по учебнику стр. 124. Обратить внимание уч-ся на валентности и степени окисления азота в аммиаке и ионе аммония.

Реакции присоединения с аммиаком:
а) с водой: NH3 + H2O = NH3 * H2O = H3N: + H+ - OH- = NH4+ + OH-
Поэтому аммиак обладает свойствами слабого растворимого основания.
б) с кислотами: NH3 + HCl = NH4Cl
ZnSO4 + 2(NH3 * H2O) = Zn(OH)2 + (NH4)2SO4
NH4OH
– водный раствор аммиака реагирует с солями (реакция обмена).

Аммиак – восстановитель: т. к. азот в составе аммиака имеет низшую степень окисления -3, то он проявляет только восстановительные свойства:
а) аммиак горит в кислороде голубоватым пламенем:
4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O
б) каталитическое окисление аммиака:
4NH3 + 5O2 --Pt + Ph ( 4NO + 6H2O
в) аммиак восстанавливает Ме из их оксидов:
3CuO + 2NH3 --t( N2 + 3Cu + 3H2O

Соли аммония.
а) NH4Cl, NH4NO3, (NH4)2SO4 – твёрдые вещества с ионной кристаллической решёткой. Очень похожи на соответсвующие соли щелочных Ме, особенно на соли калия, т.к. радиусы К+ и NH4+ приблизительно равны.
б) получение: взаимодействие аммиака с водными растворами кислот.
в) Химические свойства:
- сильные электролиты, хорошо растворимы в воде:
NH4Cl = NH4+ + Cl-
- реагируют с другими солями:
NH4Cl + AgNO3 = AgCl + NH4NO3
Cl- + Ag+ = AgCl

- с кислотами:
(NH4)CO3 + 2HCl = 2NH4Cl + H2O + CO2
2H+ + CO32- = H2O + CO2
- со щелочами:
NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3
NH4+ + OH- = NH3 + H2O

- при нагревании легко разлагаются:
NH4Cl --t( NH3 + HCl
Применение солей аммония и аммиака: работа с учебником стр. 126 – 127 рис. 37. Уч-ся составляют план.
Качественная реакция на соли аммония.
Лабораторная работа 9 «Качественная реакция на соли аммония».
Цель: закрепить знания и умения учащихся по определению солей аммония.
Оборудование: NH4Cl , NaOH, спиртовка, спички, пробирки, Держатель для пробирок, стакан сводой, фенолфталеиновая и ндикаторная бумажка.
Работа по плану учебника стр. 127.
NH4Cl + NaOH –t( NH3| + H2O + NaCl – фенолфталеиновая бумажка становится малиновой.
Вывод: качественным реагентом на ион аммония NH4+ является растворимое основание (щёлочь). Признаком данной реакции является выделение аммиака - газа с характерным запахом.
IV. Закрепление:
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в виде теста по вариантам:

Тест по теме «Сравнительная характеристика азота и аммиака»

I Вариант.

Формула аммиака: а) N2 б) NH3 в) NH4Cl г) NH4

Формула гидроксида аммония: а) NH4OH б) NH4Cl в) NH4NO3 г) (NH4)2SO4

Формула гидросульфата аммония: а) (NH4)2CO3 б) (NH4)2SO4 в) NH4HSO4 г) NH4NO3

Степень окисления азота в аммиаке: а) -3 б) +3 в) -4 г) -5

К физическим свойствам азота относятся: а) газ б) хорошо растворим в воде в) тяжелее воздуха г) без цвета д) без запаха е) ядовит

Отрицательная степень окисления азота в соединении: а) N2O б) NO в) NO2 г) Na3N

Содержание аммиака в природе: а) не накапливается в природе, так как химически активен б) накапливается в природе, так как химически инертен в) не накапливается в природе, так как химически инертен г) накапливается в природе, так как химически активен

Молекула аммиака имеет форму в пространстве: а) линейную б) плоскостную в) тетраэдрическую г) изогнутую

Лабораторный способ получения аммиака выражается уравнением: а) N2 + 3H2 = 2NH3 б) Ca(OH)2 +2NH4Cl = CaCl2 +2NH3 + 2H2O

в) Ca3N2 + 6H2O = 3Ca(OH)2 + 2NH3


По донорно – акцепторному механизму идёт реакция аммиака с: а) HCl б) H2O в) O2 г) O2 при катализаторе


Тест по теме «Сравнительная характеристика азота и аммиака»

II Вариант.

Формула иона аммония : а) NH4+ б) NH4- в) NH3+ г) NH3-

Формула хлорида аммония: а) NH4NO3 б) NH4Cl в) NH4HSO4 г) (NH4)2SO4

Формула гидрокарбоната аммония: а) (NH4)2CO3 б) NH4NO3 в) NH4HCO3 г) NH4HSO4

Степень окисления азота в ионе аммония: а) +2 б) +1 в) -1 г) -2

К физическим свойствам аммиака относятся: а) газ б) хорошо растворим в воде в) тяжелее воздуха г) без цвета д) без запаха е) ядовит

Высшая положительная степень окисления азота в соединении: а) +1 б) +5 в) +3 г) +4


Основные отрасли применения аммиака: а) производство минеральных удобрений б) производство азотной кислоты в) производство серной кислоты г) хладоген в холодильных установках

Промышленный способ получения аммиака выражается уравнением: а) N2 + 3H2 = 2NH3 б) Ca(OH)2 +2NH4Cl = CaCl2 +2NH3 + 2H2O в) Ca3N2 + 6H2O = 3Ca(OH)2 + 2NH3

Продуктом окисления аммиака кислородом воздуха в присутствии катализатора является: а) N2 б) NO в) NH4OH г) N2O


По донорно – акцепторному механизму идёт реакция аммиака с: а) H2SO4 б) O2 в) H2O г) O2 при катализаторе



V. Домашнее задание: пар 32, стр. 128 № № 1,2,34.

15