Урок литературного чтения Сказка Одоевского Мороз Иванович


Тема: Характеры героев сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»
Цели:
- развивать умение анализировать поступки героев, выражать своё отношениек героям сказки;
учить детей сравнивать, обобщать, давать характеристики героям;
учить понимать глубину произведения.
- учить детей осмысливать текст, выделять главное, опираясь на ключевые слова, развивать критическое мышление;
- развивать умения взаимодействия в группе.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие части текста.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться тексте.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1.Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2.Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию).
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: интерактивная доска, персональные ноутбуки, портреты героев и персонажей сказки, пластилин.
Ход урока.
I.Организационный момент. «Психологическая установка на работу».
-Готовы вы к уроку? (Да!)
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
II. Актуализация знаний.
1.
– По дороге в школу я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она?(Деда Мороза)
– Ой, сколько снега набилось в эту рукавичку! Выберите снежинку, которая вам больше всего понравилась.
(Снежинки высыпаются из рукавички.Дети выбирают снежинку для деления на группы).
У. – Какие сказки о Морозе вы читали?( «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос»)
У.- Кто написал сказку «Мороз Иванович»?(В.Ф. Одоевский)
III.Определение темы и целей урока.Тема нашего урока : Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
- О чем бы вы хотели поразмышлять на уроке? О чем задуматься?
-От чего зависят поступки человека? (воспитание, характер)
- Сегодня на уроке мы будем учиться определять через слова, поступки интонации характеры главных героев сказки .-На доске записано утверждение из сказки:
Какова твоя работа, такова тебе и награда.
Как вы думаете, почему так говорят?
Я выслушала ваши мнения, с кем то я согласна, чей то ответ меня удивил.
Мы поработаем над ним и в конце урока каждый поймет, правильно ли он понимает эти слова.
IVРабота по теме урока.–Кто главные герои сказки? (из данных портретов выбрать главных героев сказки, остальные - персонажи)
Прежде на Руси не было имен и фамилий. Людям давали прозвища: по делам их, по поступкам, по внешнему виду, по характеру, по ремеслу.
-Почему автор назвал девочек Рукодельница и Ленивица?
V.Работа в группах.1.Характеристика главных героев.
Сегодня на уроке мы попробуем собрать доказательства и выяснить, правильно ли автор дал девочкам такие имена?
Правила работы в группах. (пословица о совместном труде)
1 группа: Составляет кластер- Характеристика Рукодельницы.
1 группа составляет характеристику героя, имя которого состоит из 5 слогов. (Рукодельница)
-Найдите слова из текста, описывающие Рукодельницу.
2 группа: Составляет кластер- Характеристика Ленивицы.
2 группа составляет характеристику героя, имя которого состоит из 4 слогов.(Ленивица)
-Найдите слова из текста, описывающие Ленивицу.Рукодельница
(портрет)
Ленивица
(портрет)
1.Как проходило утро?
Рано вставала, печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила. В постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась. Встанет попрыгает да и сядет к окошку мух считать.
2.У Мороза Ивановича.
*Всё в доме прибрала, кушанье изготовила, платье старика починила и белье выштопала. * Пришла на кухню да и не знает, что делать. Кушать то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило.
3.Характеристика.
Добрая
Отзывчивая
Почтительная
Трудолюбивая
Заботливая
Ленивая
Плаксивая
Равнодушная
Грубая
Неуважительная
3 группа:
Составляет кластер- Взгляд девочек на Мороза Ивановича.
- Каким вы увидели Мороза Ивановича в сказке?
-Посмотрим наМороза Ивановича глазами Рукодельницы и Ленивицы.
Рукодельница Ленивица
Внешний вид
Добродушный
Приветливый
Светло- голубая шуба, отороченная белым мехом.
Справедливый
ЗлющийВзгляд исподлобья
Подозрительный
Борода всклоченная, шуба серая без меха
Шапка надвинута на лоб.
4 группа: Собрать пословицы.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Какова работа, такова и награда.
Любишь кататься, люби и саночки возить
Мало хотеть, надо уметь.
Сделав худо, не жди добра.
2. Подведение итогов работы 1 и 2 групп.
Сравнительная характеристика Рукодельницы и Ленивицы.
(Обыграть характеристику каждой девочки при проверке: один из группы читает, другой показывает.)
- Прав ли был Одоевский, когда дал девочкам такие имена?
3.Проверка работы 3 группы.
-Посмотрим наМороза Ивановича глазами Рукодельницы и Ленивицы.
- Почему вы выбрали разные слова?
( Одного и того же человека можно видеть по разному, в зависимости от того, кто смотрит.)(Внутренний мир и душа девочек разные)
Проверка работы 4 группы. (слайд)
- В какой пословице выражена главная мысль сказки?
4.Творческая работа.
- С каким героем из сказки вы хотели бы подружиться? Почему?
Подумайте, какого из героев вы будите рисовать. С кем из одноклассников вы хотели бы поработать? (выбор иллюстрации героя для работы в парах)
(Выбрать по 1 иллюстрации каждого героя. Приклеить на доске .)
- Почему не выбрали Ленивицу? (обыграть)
Яблоня и Печка учили трудиться.
VII.Итог урока. Рефлексия.
- Какие подарки получили Рукодельница и Ленивица от Мороза Ивановича?
Вернемся к утверждению, которое мы обсуждали в начале урока.
Изменилось ли ваше понимание этого высказывания?
-Какие выводы для себя вы сделали?
На уроке каждый из вас работал.
Какова ваша награда за работу на уроке?
- К какому герою из сказки по работе на уроке и качествам характера вы себя относите?
Закрепите свою снежинку рядом с этим героем.
- Возле какого героя сказки оказалось больше всего снежинок?
- Какие качества присущи Рукодельнице?
Значит можно сделать вывод, что в классе большинство детей трудолюбивы, добры, отзывчивы. А эти качества в людях ценятся больше всего.