Рабочая программа по внеурочной деятельности Спортивный час Мир игр 2 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа Спортивный час «Мир игр» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рабочей программы «Физическая культура 1 – 4 классы» автор А.П. Матвеев.
Программа Спортивный час «Мир игр» основывается на следующих программно-методических материалах:
Рабочие программы «Физическая культура 1 – 4 классы», предметная линия учебников А.П. Матвеева; М.: Просвещение, 2014.
ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (34 недели).
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.
Подвижные игры являются важным средством воспитания. В основе подвижных игр лежат физические упражнения. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению специальных задач физического воспитания.
Цель и задачи:
Цель программы по подвижным играм состоит в том, чтобы обеспечить учащихся комплексом знаний, умений, которые позволят им успешно использовать полученные навыки в повседневной жизнедеятельности. формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
образовательные:
обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях;
формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является долгом перед обществом;
формирование необходимых знаний в области физической культуры; теории и организации подвижных игр
формирование основных понятий об игровой деятельности, значении игры в жизни человека и месте подвижных игр в педагогической практике;
умение использовать игру в общеобразовательных и воспитательных целях;
формирование у учеников интереса и познавательную активность к физической культуры;
формирование у обучающихся стремления к самостоятельности и творчеству в процессе обучения, обеспечить освоение ими опыта творческой
деятельности.
воспитательные:
воспитание у детей высоких нравственных качеств;
воспитание потребности систематически заниматься физическими упражнениями;
организация режима дня учащихся;
воспитывать морально-волевые качества;
воспитывать культуру здоровья, ответственности личности за свое здоровье и потребности заботиться о нем.
развивающие:
сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие детей;
помочь каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал;
развивать творческую активность учащихся.
развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
способствовать развитию мелкой моторики, правильной речи;
развивать интерес к физической культуре и спорту.
Оздоровительные задачи:
повышение функционального уровня органов и систем организма путем оптимальных физических нагрузок;
осуществление коррекции имеющихся функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма;
повышение физической и умственной работоспособности;
снижение заболеваемости.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
С помощью игр закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование: естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми.В качестве базовых спортивных игр рекомендуется преимущественно баскетбол, волейбол, пионербол. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей.
По подвижным играм, так же как и по спортивным, могут проводиться соревнования. Наиболее простые из них — это конкурсы и аттракционы, устраиваемые во время праздников или вне зависимости от этого. Более сложный вид соревнований — это первенства между несколькими командами по одной из подвижных игр, таких, к примеру, как «Перестрелка», «Пионербол» и т.д. Соревнования по подвижным играм содействуют воспитанию у детей организованности и коллективизма, честности и воли к победе. Они способствуют воспитанию организаторов — вожаков игр, внедрению игр в повседневный быт. Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.
Рабочая программа Спортивный час «Мир игр» направлена на:
реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Практические занятия составляют основу программы. Каждое практическое занятие состоит из 3 частей:
подготовительная (ходьба, бег, ОРУ),
основная (подвижных и спортивных игр).
заключительная (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов, домашнее задание).
1. Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все уроки).
Определение ЗОЖ, забота о собственном здоровье и здоровье окружающих. Формирование полезных привычек на основе сознательного отношения детей к здоровью. Влияние физических упражнений на организм человека. Необходимость ежедневными занятиями физической культурой. Двигательный режим дня.
2. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все уроки).
Понятие «игра». Теории возникновения и развития подвижных игр. Признаки игровой деятельности. Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: пришкольная спортивная площадка, спортивный зал. Развитие в играх физических качеств. Классификация подвижных игр.
Содержание программы
2 класс (34 часа).
«Подвижные игры на улице с предметами и без» - важное место в укреплении здоровья занимают естественные факторы природы – солнечные лучи, воздух и вода, которые при правильном использовании укрепляют здоровье и закаляют организм. Закаливание воздухом - наиболее доступная процедура. Закаляться можно во время прогулок, походов, катания на коньках, ходьба на лыжах, любых гимнастических упражнений и спортивных игр, выполняемых на свежем воздухе.
«Подвижные игры в помещении с предметами и без» - направлены на закрепление полученных знаний и умений, развитие физических способностей;
«Подвижные игры на освоение спортивных игр» - способствуют совершенствованию игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу), технико-тактическим взаимодействиям.
Тематическое планирование:

п/п Раздел Количество
часов Прогнозируемый результат.
1. Подвижные игры на улице с предметами и без. 8 часов повышение качества и количества мероприятий с учащимися, направленных на формирование здорового образа жизни;
улучшение здоровья учащихся;
формирование у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни; повышение интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом;
пополнение материальной базы для проведения уроков физической культуры и внеклассных мероприятий;
создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования здорового образа жизни, внедрение новых форм и методов воспитательной работы;
развитие умений работать в коллективе;
формирование у детей уверенности в своих силах;
умение применять игры самостоятельно.
2. Подвижные игры в помещении с предметами и без. 16 часов 3. Подвижные игры на освоение спортивных игр. 10 часов ИТОГО 34 часа. Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик научится Ученик
получит возможность научиться
Активно играть;
Самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
Приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды;
Находить выход из критического положения;
Быстро принимать решение и приводить его в исполнение;
Проявлять инициативу;
Оказывать товарищескую поддержку;
Добиваться достижения общей цели.
У выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
Сформировано начальное представление о культуре движении;
Младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
Умение работать в коллективе;
Составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
Организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
Уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п № занятия в теме Тема занятия Элементы содержания Практика Класс Дата
Подвижные игры на улице с предметами и без (8 ч.)
1. 1. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в зале и на улице.
Значение ЗОЖ. Понятие «игра». Теории возникновения и развития подвижных игр. Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса.
Подвижные игры. + 2А 01.09
2Б 04.09
2В 01.09
2. 2. Забота о собственном здоровье и здоровье окружающих-режим дня, личная гигиена.
Игры: «Салки на одной ноге», «Горелки». Беседа. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых способностей. + 2А 08.09
2Б 11.09
2В 08.09
3. 3. Правила проведения игр и соревнований
Игра: «Жмурки» в разных вариантах. Беседа. Развивать выносливость, ловкость, силу. + 2А 15.09
2Б 18.09
2В 15.09
4. 4. Классификация подвижных игр.
Игра: «Третий лишний». Беседа. Подвижные игры. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. + 2А 22.09
2Б 25.09
2В 22.09
5. 5. Игры: «Кто за кругом», «Кошки - мышки». Подвижные игры.   + 2А 29.09
2Б 02.10
2В 29.09
6. 6. Игры: «Перекати мяч», «Быстро по кругу». Подвижные игры.  Эстафета по кругу. Самостоятельные игры. Развитие скоростно-силовых способностей. + 2А 06.10
2Б 09.10
2В 06.10
7. 7. Игры: «Охотники и утки», «Невод». Равномерный бег. Развитие выносливости. Игры. + 2А 13.10
2Б 16.10
2В 13.10
8. 8. Веселые старты
«Быстрее, Выше, Сильнее». Подвижные игры. Эстафета с обменом мячей. Игры по выбору. Комбинированная эстафета. Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. + 2А 20.10
2Б 23.10
2В 20.10
Подвижные игры в помещении с предметами и без (16 ч.)
9. 1. Техника безопасности во время игр.
Игры: «Змейка», «Волк во рву». Беседа. Инструкция по ТБ. Подвижные игры. + 2А 27.10
2Б 30.10
2В 27.10
10. 2. Игры: «Тяни-толкай», «Рыбачок и рыбки». Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых способностей. + 2А 10.11
2Б 13.11
2В 10.11
11. 3. Формирование полезных привычек на основе сознательного отношения детей к здоровью.
Игры: «Берегись, Буратино!», «Самый ловкий – это ты!». Беседа. Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. Подвижные игры. + 2А 17.11
2Б 20.11
2В 17.11
12. 4. Игры: «Пять имен», «Совушка», «Петушки». Подвижные игры. + 2А 24.11
2Б 27.11
2В 24.11
13. 5. Игры: «Светофор», «Вышибалы». Подвижные игры. + 2А 01.12
2Б 04.12
2В 01.12
14. 6. Игры: «Хоровод», «Сыщики». Подвижные игры. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. + 2А 08.12
2Б 11.12
2В 08.12
15. 7. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий. Значение игр.
Игры: «Воробьи-попрыгунчики», «Арам-шим-шим». Беседа по ТБ. Прыжки. Подвижные игры. + 2А 15.12
2Б 18.12
2В 15.12
16. 8. Игры: «Звери», «Волк в кругу». Подвижные игры. Самостоятельные игры. + 2А 22.12
2Б 25.12
2В 22.12
17. 9. Игры: «12 палочек», «Али-баба». Подвижные игры. Игры по выбору. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. + 2А 12.01
2Б 15.01
2В 12.01
18. 10. Игры: «Капканы», «Поймай хвост дракона». Подвижные игры. + 2А 19.01
2Б 22.01
2В 19.01
19. 11. Игры: «Сантики-фантики-лим-по-по», «Сороконожка». Развитие выносливости. Игры. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. Соревнования по подвижным играм. + 2А 26.01
2Б 29.01
2В 26.01
20-21. 12-13. Зимние забавы: «Молодецкие игры». Эстафета на лыжах. Игры по выбору: снежки, катание на санках с горок. + 2А 02.02
09.02
2Б 05.02
19.02
2В 02.02
09.02
22. 14. Игры: «Пять в ряд», «Шарик в ладони». Подвижные игры. + 2А 16.02
2Б 26.02
2В 16.02
23. 15. Игры: «Поймай мешок», «Съедобное-несъедобное». Подвижные игры. + 2А 21.02
2Б 05.03
2В 21.02
24. 16. Веселые старты
«Быстрее, Выше, Сильнее». Подвижные игры. Эстафета с обменом мячей. Игры по выбору. Комбинированная эстафета. Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. + 2А 02.03
2Б 12.03
2В 02.03
Подвижные игры на освоение спортивных игр (10 ч.)
25. 1. Техника безопасности во время игр. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Игра: «Набивалы». Беседа по ТБ. Развитие скоростно-силовых способностей. Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой в движении. + 2А 07.03
2Б 19.03
2В 07.03
26. 2. Игры: «Игра в одни ворота», «На лучшего вратаря». Подвижные игры. + 2А 16.03
2Б 21.03
2В 16.03
27. 3. Игры: «Картошка», «Стрелок». Подвижные игры. + 2А 04.04
2Б 02.04
2В 04.04
28. 4. Игры: «Жонглеры», «Передал – садись». Подвижные игры. + 2А 06.04
2Б 09.04
2В 06.04
29. 5. Игры: «Акулы», «Водолазы». Подвижные игры. + 2А 13.04
2Б 16.04
2В 13.04
30. 6. Игры: «Осьминоги», «Пионербол». Подвижные игры. + 2А 20.04
2Б 23.04
2В 20.04
31. 7. Игры: «Чиж», «Пионербол». Подвижные игры. + 2А 27.04
2Б 30.04
2В 27.04
32. 8. Игры: «Минибоулинг». Подвижные игры. + 2А 11.05
2Б 14.05
2В 11.05
33-34. 9-10. Малые олимпийские игры. Подвижные игры. Эстафета с обменом мячей. Игры по выбору. Комбинированная эстафета. Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. + 2А 18.05
25.05
2Б 21.05
28.05
2В 18.05
25.05
Материально – техническое оснащение занятий
№ п/п Инвентарь, снаряд Кол-во
1. Гимнастическая скамейка 3
2. Баскетбольный щит 2
3. Волейбольная сетка 1
4. Баскетбольные мячи 6
5. Волейбольные мячи 6
6. Футбольные мячи 2
7. Набивные мячи 5
8. Кегли 15
9. Палочки для городков 10
10. Бадминтонные ракетки 8 пар
11. Резиновые мячи:
Большие
Средние
Малые 10
10
30
12. Теннисные мячи 10
13. Скакалки 30
14. Тряпичные мячи 25
15. Паралоновые палочки 25
16. Мешочки с песком 30
17. Эстафетные палочки 6
18. Гимнастические коврики 18
19. Гимнастические маты 4
20. Гимнастические палки 20
21. Обручи 20
22. Флажки 10
Приложение