Разработка педсовета Каким должен быть современный урок ?


Тема: Каким должен быть современный урок?
Цель: помочь учителям усовершенствовать урок, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, активизировать творческое мышление педагогов.
Приказ №117
по МОУ СОШ №4 с. Верхнеяркеево от 4 октября 2015г.
«О проведении заседания педагогического совета и формировании инициативной группы по ее подготовке»
В соответствии с «Положением о педагогическом совете» и учебно-воспитательном планом на 2005 -2016 учебный год приказываю:
Провести очередное заседание педсовета 10 ноября на тему: «Каким должен быть современный урок?»
Определить следующий состав инициативной группы:
Миназева Р.З. – заместитель директора по родным языкам
Исламова А. Ф. – учитель начальных классов, руководитель метод- объединения начальных классов
Шагабутдинова Э. А. – учитель математики, руководитель районного методобъединения учителей математики
Набиева Л. В. – учитель русского языка и литературы, руководитель районного методобъединения учителей русского языка и литературы.
Инициативной группе разработать план подготовки и проведения педагогического совета и представить его администрации школы 10 октября, педагогическому коллективу 12 октября для обсуждения.
Директор школы:
С приказом ознакомленыПлан подготовки педсовета
1. Заседание методического совета школы по теме педсовета. Анализ работы школы по внедрению в учебный процесс современных методов и форм обучения. Разработка содержания и плана подготовки к педсовету.
(Ответственный: Шириева В. М.)
2. Составление тематики открытых уроков по проблеме педсовета, определение групп для взаимопосещения уроков.
(Ответственный: Миназева Р. З.)
Подготовительная работа.
I неделя.Создание инициативной группы по проведению педсовета.
Формулировка цели и задачи педсовета, определение круга теоретических вопросов к рассмотрению.
II неделя.Составление тематики открытых уроков по проблеме педсовета.
1) Воспитание гражданских качеств у учащихся на уроке литературы.
2) Соотношение самостоятельной и коллективной работы, ее формы на уроке математики.
3) Постановка целей и задач на уроке физической культуры в начальной школе.
4) Использование мультимедиа- технологий на уроке биологии.
5) Развитие творчества на уроках технологии.
6) Нестандартный урок по английскому языку.
Определение ответственных за проведение открытых уроков.
Распределение учителей по группам для взаимопосещения уроков.
Выпуск методических бюллетеней «Как подготовить современный урок?», «Характеристика общеучебных умений и навыков на современном уроке»
Характеристика общеучебных умений и навыков
на современном уроке (ОУУН)
• Учебно-организационные (управленческие) – через призму управленческого цикла:
– планирование – т. е. определение целей и средств их достижения;
– организация – выполнение планов;
– контроль – информация о выполнении плана;
– регулирование – корректировка планов и процессов его реализации;
– анализ – изучение и оценка процесса и результатов плана.
Все это прорабатывалось в работе над технологией личностно ориентированного обучения:
– целеполагание – понимание и принятие учащимися учебной задачи;
– деятельность – алгоритм действия;
– рефлексия – самоконтроль результатов процесса реализации учебной задачи, условий выполнения задачи, самооценка.
• Учебно-информационные:
– нахождение информации;
– переработка информации;
– использование информации.
Здесь выделяются:
– умение работать с письменными текстами;
– умение работать с устными текстами;
– умение работать с реальными объектами как источниками информации.
• Учебно-коммуникативные:
Коммуникация – любой обмен или передача информации, т. е. информация появляется только в процессе коммуникации.
• Учебно-интеллектуальные:
Эти умения предполагают:
– знание способов и приемов познания;
– надо не просто знать методы познавательной деятельности, а владеть ими хорошо;
– не только находить решение уже известных познавательных задач, но и самостоятельно находить новые решения в нестандартной, познавательной задаче;
– ученик, владеющий культурой познания, не только умеет учиться, но и хочет учиться.
В основе познавательной культуры лежат методы мышления:
– умение анализировать и синтезировать;
– умение сравнивать;
– умение обобщать и классифицировать;
– умение определять понятия;
– умение доказывать и опровергать.
III неделя.Проведение открытых уроков.
Обсуждение уроков в группах.
Выпуск методических бюллетеней «Рекомендации учителю по самоанализу используемых методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся», «Структура самоанализа урока».
«Рекомендации учителю по самоанализу используемых методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся»
Вам предлагается оценить объем и уровень мотивации деятельности учащихся на учебных занятиях. По каждому из перечисленных ниже методов укажите знаком «+», в какой степени вы им владеете.
Методы мотивации и стимулирования Уровни овладения
полностью частично не владею
1 2 3 4
I. Эмоциональные:
1. Поощрение
2. Учебно-познавательные игры
3 Создание ситуации успеха
4. Стимулирующее оценивание
5. Свободный выбор заданий
6. Удовлетворение желания быть значимой личностью II. Познавательные:
1. Опора на жизненный опыт
2. Познавательные интересы
3. Создание проблемных ситуаций
4. Побуждение к поиску альтернативных решений
5. Выполнение творческих заданий
6. «Мозговая атака»
7. Развивающаяся кооперация III. Волевые:
1. Информирование об обязательных результатах
2. Формирование ответственного отношения
3. Познавательные затруднения
4. Самооценка и коррекция своей деятельности
5. Рефлексия поведения
6. Прогнозирование будущей жизнедеятельности IV. Социальные:
1. Развитие желания быть полезным
2. Побуждение подражать сильной личности
3. Создание ситуаций взаимопомощи
4. Эмпатия, сопереживание
5. Поиск контактов и сотрудничества
6. Заинтересованность результатами коллективной работы
7. Взаимопроверки IV неделя.Составление плана проведения педсовета.
Объявление коллективу о дате проведения и повестке дня предстоящего заседании педагогического совета.
Обсуждение предварительных материалов педсовета с членами инициативной группы.
Обобщение результатов посещенных уроков.
Подготовка проекта решения и рекомендации педсовета.
Ход педсовета
Утверждение повестки дня заседания педагогического совета.
Повестка дня.
Доклад «Требования к современному уроку» ( Зам. дир. по УВР Шириева В.М.)
Использование мультимедиа-технологий в образовательном процессе. (Учитель информатики Шафикова Г. И.)
Анализ проведенных открытых уроков.
II. Выступления по проблеме педсовета.
Доклад: «Требования к современному уроку».
В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют учителя на оптимальную структуру урока и позволяют ему упорядочить урок, повысить его эффективность.
Эта совокупность требований одновременно является критерием качества проведенного урока, ибо для анализа урока нужна определенная система эталонов, ориентиров.
Разумеется, такая система требований никоим образом не исключает творчество учителя, напротив, она помогает направить его творчество в правильное русло.
Рождение любого урока начинается с осознания целей. В противном случае урок будет амфорным, случайным.
Затем учитель определяет наиболее оптимальный тип урока для достижения целей, тщательно продумывает, где и какими средствами он планирует выполнить поставленные цели.
Эта деятельность учителя направляется требованиями к структуре урока.
Хочу еще раз напомнить вам вкратце каждую из перечисленных групп требований.
Требования к структуре говорят о необходимости:
– правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения);
– определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
– связать этот урок с предыдущими и последующими уроками;
– отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала;
– обеспечить систематический и разнообразный контроль знаний учащегося;
– продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
– найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, должно быть минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащегося.
Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующему:
– обеспечить на уроке охрану здоровья школьников;
– начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;
– своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения;
– обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;
– создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
Требования к содержанию урока и процессу учения:
– урок должен быть воспитывающим;
– обязательно выполнять требования, вытекающие из основных дидактических принципов, т. е. обеспечить изучение основ науки, систематичность, прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью. Система уроков должна постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению, ориентировать их в выборе профессии;
– процесс поиска истины должен быть строго обоснованным умозаключениями учащихся и учителя, доказательным. Лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;
– в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.
Требования к технике проведения урока можно сформулировать так:
– урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
– темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
– необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся);
– создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
– менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
– обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;
– управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.
Вот эта предложенная совокупность требований к системе уроков обеспечит необходимый уровень организованности, а, следовательно, и качество урока в современной школе.
Использование мультимедиа–технологий в образовательном процессе.
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества . В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования.
В связи с этим профессиональная деятельность школьного учителя претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня учителя, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Однако это вовсе не означает, что наличие в школе современных средств ИКТ автоматически влечет за собой рост профессионального мастерства педагогов и качества образования. Внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования.
Применение компьютера – это необходимый, но недостаточный признак. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Можно выделить два главных достоинства компьютера:
- интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия обучающегося, - мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку.
Интерактивность средств информатизации образования означает, что пользователям, как правило, школьникам и учителям, предоставляется возможность активного взаимодействия с этими средствами. Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство информатизации образования.     Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: школьники могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Ученики могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.     Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как:
изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
видео, сложные видеоэффекты;
анимации и анимационное имитирование.
Целесообразность применения мультимедиа в образовании можно проиллюстрировать многими примерами.     Пример. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал, способствуя повышению эффективности обучения. ИЛИ
Пример. Использование мультимедиа позволяет продемонстрировать ученикам ряд опытов по физике или химии, выполнение которых невозможно в школьных условиях. ИЛИ
Пример. С помощью мультимедиа можно "переместиться в пространстве" и показать школьникам изучаемые в курсе истории экспонаты музеев или памятники археологии, не покидая класса.
     Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным.
Изображение с экрана позволяет дать визуальный ряд и не терять времени, отвлекаясь на разборчивое написание текста на доске. Отпечатанные демонстрационные слайды могут раздаваться учащимся по мере изучения темы. Свои комментарии к слайдам учащиеся могут заполнить дома, отмечая неясности по тем или иным формулировкам. При этом учащиеся приобретают навыки работы с информацией и учатся:
• представлять графическую информацию в текстовом виде и наоборот;
• формулировать вопросы и выводы по существу обсуждаемой темы (исследуемой проблемы);
• планировать свою учебно-познавательную деятельность.
Для учителя это дает возможность по мере появления новых материалов корректировать не весь курс, а конкретные слайды по определенным темам.
Преподнесение знаний в образной, а не в текстовой форме не только эргономичнее, но и может являться мощным инструментом обучения и воспитания. Медиакурс обеспечивает "погружение" в изучаемую проблему, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие. Резко возрастает при этом и интерес к предмету. Иногда найденный яркий фрагмент из художественного фильма заставляет изменять структуру занятия и дополнять его новым сюжетом, делающим учебный материал и более полным, и более “живым”. Это позволяет, на наш взгляд, достигнуть не только “информационного”, но и эмоционального воздействия на ученика. На основе этого интереса и эмоционального переживания материала можно организовать многочисленные активные формы обучения (ролевые игры, дискуссии, дебаты, тренинговые упражнения и т.д.).
Задачей школьного образования становится не только передача определенных знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими. Важным является освоение школьниками умения извлекать новую информацию из разнообразных источников, оперировать ею, выводить общие закономерности на основе частных фактов и интерпретировать факты на основании известных закономерностей. При этом главным результатом образования станет обретение учащимися системы обобщенных теоретических представлений.
Освоение знаний на базе мультимедиа реализуется не только когнитивным способом, но и созерцательным путем.
На смену пассивным технологиям обучения приходят активные и интерактивные технологии. Последние позволяют организовывать урок таким образом, что, взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования. ИКТ позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.
Это взаимодействие ориентировано на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности с моделями предметной среды, созданными современными компьютерными средствами и представленными на экране, на исследование и изучение поведения таких моделей, имитаций изучаемых явлений или процессов. Направлено это информационное взаимодействие на поиск, транслирование, обработку необходимых пользователю информационных ресурсов (текстовых, аудиовизуальных и пр.).
С появлением интерактивных средств обучения, (интерактивных программных средств учебного назначения) в информационное взаимодействие включается третий субъект (средство обучения, функционирующее на базе ИКТ), имеющий возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя, являясь источником учебной информации значительного объема и различного уровня, как по сложности, так и по содержанию.
Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явление, процессов . Теперь интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе ИКТ.
Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в конкретную социокультурную среду. Это происходит за счет использования мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет, учебных электронных изданий и мультимедийных пособий,.ВЫВОД:
Таким образом, с помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучении, повышается мотивация к изучению общественных дисциплин.
Положительные стороны использования ИКТ очевидны, и у нас в школе теперь есть возможность проводить уроки такого типа.
благодаря приобретению 2-х интерактивных досок в комплексе. Комплекс состоит из ноутбука или компьютера, проектора и самой доски.
Кроме них были приобретены учебные электронные издания и мультимедийные пособия, в кабинете информатики каждый компьютер имеет выход в сеть интернет. Оборудовано 2 комп.кабинета, где каждый компьютер соответствует по своим техническим характеристикам велению времени. То есть при желании каждый учитель может провести урок с использованием ИКТ. Несколько хочу остановиться на интерактивной доске. Поверхность интерактивной доски играет роль обыкновенной доски, экрана и является монитором вашего компьютера. Запись на интерактивной доске ведется специальным маркером. Докладчик, взяв в руки специальный маркер, может:· работать с изображением на экране (выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст, перемещать объекты).· управлять компьютерными приложениями (открывать/закрывать окна, листать страницы в документах и презентациях, перемещать, изменять масштаб объектов) т.е. выполнять все функции компьютерной мыши. Докладчик может заранее задать цвет маркера, который он будет использовать во время выступления. При работе с интерактивной доской учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи.
Но при всех достоинствах информационно-коммуникативных технологий важным является желание педагога расширить свои кругозор и  фантазию. Нужно бороться со стереотипизацией, никогда не позволяя себе привыкнуть к чему-либо. В конечном счете, лучший способ обучения, будь то математика, история или география, — это сделать так, чтобы учащиеся почувствовали красоту предмета.
III. Анализ проведенных открытых уроков.
Самоанализ урока литературы в 10а классе. Учитель Хузина З.Ф. Урок-суд «А убивать право имеете?» по произведениям: «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Портрет Дориана Грея» О.Уайльда, «Правая кисть» А. И. Солжыницина.
Анализ урока литературы руководителем группы Набиевой Л.В.
Самоанализ урока алгебры в 8а классе. Учитель Исламова Я.Г. «Преобразование рациональных выражений».
Анализ урока алгебры руководителем группы Шагабутдиновой Э. А.
Самоанализ урока физкультуры во 2а классе. Учитель Фаязова Г.Н. «Прыжки в длину – высоту, согнув колени, через скамейку»
Анализ урока физкультуры руководителем группы Исламовой А. Ф.
Самоанализ урока биологии в 11 классе. Учитель Зиннатуллин Ф.Ф. «Пути достижения биологического прогресса».
Анализ урока биологии руководителем группы Хакимовой С.М.
Самоанализ урока технологии в 7а классе по теме «Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде».
Учитель Абдуллина Н.А.
Анализ урока технологии руководителем группы Гилемхановой А.М.
Самоанализ «урока – путешествия в Великобританию» в 8б классе. Учитель Ихсанова Г.Р.
Анализ урока английского языка руководителем группы Ахмадуллиной Э. Ф.
IV. Проект решения и выработка рекомендаций педсовета.
Рекомендации педагогического совета
1) Повышать уровень профессиональных компетенций педагогических кадров в свете современных требований:
– систематическое осуществление методической поддержки учителей, участие в педсоветах, самообразование, работа в методических объединениях по формированию общеучебных умений и навыков у обучающихся (постоянно; ответственные: председатели МО);
– знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики (постоянно; ответственные: предметники, психолог);
– накопление библиотечного фонда по данному вопросу (постоянно; ответственные: заместитель директора по УВР, заведующая библиотекой).
2) Развивать у обучающихся способность к самоанализу и самооценке, формировать культуру умственного труда:
– расширять систему индивидуальных консультаций по данному вопросу (постоянно; ответственные: учителя-предметники);
– знакомиться с различными системами обучения, осуществлять поиск и апробацию тех методов и приемов, которые способствуют развитию общеучебных умений и навыков (постоянно; ответственные: учителя-предметники);
– проводить индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную (постоянно; ответственные: учителя-предметники).
3) Ориентировать внеклассную работу на развитие образовательных потребностей у обучающихся (проведение «литературных гостиных», вечеров на исторические темы, познавательных путешествий и другие) (постоянно; ответственные: учителя-предметники).
4) Создавать условия для развития разнообразных форм самоуправления у обучающихся, привлекать обучающихся к сотворчеству с педагогами, прививать умения управлять, руководить, быть ответственным за какое-либо коллективно-творческое дело (постоянно; ответственные: старшие вожатые, заместитель директора по воспитательной работе).Методический бюллетень
«Памятка учителю по итогам педагогического совета
«Требования к современному уроку»
Качество цели урока
Цель урока должна быть:
структурированной;
учитывающей способности, потребности учащихся, стартовый уровень владения материалом;
учитывающей миссию школы, ее стратегическую устремленность;
ресурсно обеспеченной, реальной и достижимой;
мотивированной, созвучной жизненным интересам школьников, личностно значимой;
диагностичной, то есть проверяемой в измеряемых показателях.

Качество образовательного процесса
Образовательный процесс должен:
обеспечивать реализацию принципов научности, доступности, проблемности, личностной направленности;
предполагать формирование обобщенных знаний, приоритет смыслообразующих мотивов, обеспечивать личностный рост;
быть «валеологичным», иметь благоприятный психологический «фон», обеспечивать адекватность методов возрастным особенностям детей;
обеспечивать разнообразие форм деятельности, структурированность содержания, логическую взаимосвязь этапов;
в конечном итоге предполагать личностный рост учащихся.
Качество результата урока
Результат урока должен обеспечивать:
развитие навыков самообразования как основы дальнейшего успешного добывания знаний;
развитие навыков социализации (коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в парах, группах, командах, целостного отношения к здоровью и основам института семьи);
соотнесение результата и его «цены» (результат не любой ценой, для каждого ученика своя предельная «планка»);
формирование ключевых компетентностей;
рефлексию, смыслотворчество.