Элективный курс Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»


Учебно-тематический план курса
«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса
Разработала
Ильичева Н.А.,
учитель высшей категории
МКОУ «Ханинская СОШ»
п.Ханино
Суворовского района
Тульской области
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса является авторской. Программа составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.
Элективный курс рассчитан на учащихся 11 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю во 2 полугодии. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса включает темы, необходимые для сдачи ЕГЭ.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 11 классе. Работа над 3 частью экзаменационной работы проводится при изучении курса «Как написать сочинение на ЕГЭ» в I полугодии. Работа над 1 и 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет повторена значительная часть учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания части А и В.
Цели и задачи курса
Цель курса:
помочь учащимся в подготовке к итоговому экзамену по русскому языку, проводимому в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).
обобщить и углубить знания по разделам «Орфография; Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»;
создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил;
закрепить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике;
отработать навыки правописания;
Задачи курса:
развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ЕГЭ.
Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
Развитие умения правильно расставлять знаки препинания . Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
Формирование навыков, обеспечивающих успешную сдачу ЕГЭ.
Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ЕГЭ.
Требования к уровню подготовки
(Планируемые результаты)
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
Знать трудные случаи правописания
Понимать их роль в общекультурном развитии человека
Объяснять языковое явление
Уметь применять знания при тестировании
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сочинение.
Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.
Работать над расширением словарного запаса.
Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.
Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю).Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание.
Выполнять различные типы тестовых заданий.
Самостоятельно распределять время на выполнение заданий.
Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке.
Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка.
Правильно отмечать в бланке вариант ответа.
Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.
Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
Определять синтаксические конструкции.

Учебно-тематический план курса
«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса
№ урока Тема урока Кол-во часов Дата проведения
1. Знакомство с порядком проведения ЕГЭ по русскому языку, с бланками, образцом их заполнения, с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку. 1 час 2. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (морфология, синтаксис, анализ текста). 1 час 3. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (продолжение, фонетика и орфография).
1 час 4. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (орфография: глагол и его формы; гласные в суффиксах; правописание не и ни, -н- и —нн-). 1 час 5-6. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (словообразование, языковые нормы, слитное или раздельное написание слов). 2 часа 7-8 Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (языковые и грамматические нормы). 2 часа 9-10 Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (синтаксис и пунктуация). 2 часа 11-12 Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (синтаксис и пунктуация). 1 час 13-14 Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (анализ текста) 2 часа 15-16 Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (анализ текста, средства выразительности, синтаксис и пунктуация) 2 часа 17 Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (словообразование, синтаксис и пунктуация). 1 час Литература:
Для учителя:
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5. С изменениями.
Программа по русскому языку. 10-11 классы. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М. Просвещение, 2011 год
«Русский язык. 10-11 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2010
Золоторёва, И.В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: Программы 34 и 68 часов/ И.В. Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2002 г.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Учебное пособие «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005
Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..
Любичева, Е.В., Болдырёва, Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития/ Е.В.Любичева, Л.И.Болдырёва, - С-Петербург «Паритет», 2005
Сивокозова, Т.В. Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности/ Т.В.Сивокозова, - Волгоград: Учитель, 2005
Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, - Ростов н/Д: «Феникс», 2005
Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008
Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008
Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы/ А.Б. Малюшкин, - М.: ТЦ Сфера, 2005
Амбушева, Т.М. и др. Русский язык. 10-11 классы: исследовательские работы/ Т.М. Амбушева и др., - Волгоград: Учитель, 2009
Бисеров, А.Ю. ЕГЭ – 2010: русский язык: самые новые задания/ А.Ю. Бисеров, - ФИПИ, 2009
Сенина, Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2009
Петрова, В.В. Русский язык. Выполнение заданий части 2 (В): учебно-методическое пособие/ В.В. Петрова, - М.: «Экзамен», 2007
Загоровская, О.В. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Ч. С/ О.В. Загоровская, - М.: Просвещение, 2009
Цветкова, Г.В. Русский язык. 6 -11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2009
Нефёдова, И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы»/ И.Ю.Нефёдова, - М.: АСТ: Астрель, 2009
Баронова, М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Морфемика» и «Словообразование»/ М.М.Баронова, - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009
Кулюкина, Л.А. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. «Словосочетание», «Простое предложение», «Сложное предложение», «Способы передачи чужой речи»: 10-11 кл. /Л.А.Кулюкина, - М.: АСТ: Астрель, 2009
Егораева, Г.Т. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания./ Г.Т. Егораева, - М.: «Экзамен», 2010
Электронное пособие «Русский язык. Литература. Тематическое планирование. Издательство «Учитель», 2010 год.
1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Для учащихся:
«Русский язык. 10-11 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2010
Н. А. Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2013. Ростов-на-Дону, «Легион», 2012 год.
Н. А. Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012. Ростов-на-Дону, «Легион», 2011 год.
Н. А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов-на-Дону, «Легион», 2011 год.
Егораева, Г.Т. Русский язык. ЕГЭ. Задания части 3 (С). Г.Т. Егораева, - М.: «Экзамен», 2010
Егораева, Г.Т. Русский язык. ЕГЭ. Подготовка к выполнению части 3 (С). Практикум. Г.Т. Егораева, - М.: «Экзамен», 2010