Статья на тему Социально-психологическая работа с родителями по адаптации ребенка к школе в условиях реализации ФГОС НОО


Социально-психологическая работа с родителями по адаптации ребенка к школе в условиях реализации ФГОС НОО
Пикалова В.В.
МОБУ СОШ №24, г. Таганрог
v.pikalowa@yandex.ruПервый год обучения в школе имеет большое значение. Повзрослевший, подросший малыш стоит на пороге новой школьной жизни, которая и влечет его, и пугает. От того насколько быстро и успешно ребенок адаптируется к новым для него условиям будет зависеть его дальнейшая учеба и гармоничное развитие. Первый класс – это серьезное испытание, как для детей, так и для их родителей. Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие «готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе.
Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни малыша: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется его социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, сложности образовательной программы и степени подготовленности ребенка к школьной жизни.
Педагоги знают, что одним из главных показателей школьной зрелости ребенка является желание учиться, т.е. социально - психологическая готовность к школьному обучению. Но забывают о готовности родителей к школьной жизни, считая этот вопрос само собой разумеющимся. А ведь именно от поддержки взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек зависит эмоциональное самочувствие и самооценка ребенка, которые в свою очередь влияют на снижение уровня тревожности во время адаптационного периода. Именно чувство эмоциональной защищенности в родном доме дает ребенку уверенность и силы для преодоления трудностей в школе.
Трудности в адаптации ребенка могут быть обусловлены изменениями ситуации в домашней обстановке – изменениями отношения родителей к ребенку, повышением их требовательности к дисциплине, призыв к чувству ответственности. Родители, испытывая серьезные опасения или даже разочарование в своем ребенке, лишают его эмоциональной поддержки.
Кроме того, многолетние наблюдения и мониторинг процесса адаптации первоклассников к школе показывают, что среди причин дезадаптации на первый план выступают: социальная и педагогическая запущенность детей, конфликтные отношения в семье, неверный стиль воспитания.
По этим причинам взаимодействие с родителями и повышение роли семьи как фактора социализации и педагогического субъекта в едином пространстве развития ребенка является одним из приоритетных направлений в деятельности педагога и школы. А в рамках реализации ФГОС НОО, ключевой идеей которого является общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством, это направление работы приобретает особую значимость.
В начале школьного обучения, в первом классе и всего периода начальной школы у педагога есть достаточно много возможностей наладить эффективное взаимодействие с семьей, привлечь родителей к психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей к школе.
Приоритетными могут стать следующие задачи:
установление доброжелательного контакта, создание доверительных отношений с родителями, которые являются залогом того, что со своими проблемами, сомнениями и вопросами родители пойдут в школу к педагогу и психологу;
повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;
принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе.
Еще до поступления в первый класс педагоги нашей школы одновременно с занятиями в «Школе раннего развития» для малышей ведут работу с родителями. На общих родительских собраниях учителя знакомят родителей с основными требованиями школьной жизни, объясняют критерии школьной готовности ребенка, дают рекомендации по развитию интеллектуальной сферы, речи, мелкой моторики руки. Психолог в индивидуальных беседах с родителями дает рекомендации по сопровождению будущего первоклассника, правильному оказанию помощи в обучении, формированию необходимых умений и навыков. [4]
В адаптационный период мы рекомендуем родителям обратить внимание на особенности поведения детей, свидетельствующие о дезадаптации:
низкая познавательная активность и личностная незрелость;
сохраняющиеся с дошкольного возраста элементы моторной расторможенности, сочетающиеся с эйфорическим фоном настроения и повышенной жаждой острых, бездумных впечатлений;
немотивированные колебания настроения, а также конфликтность, взрывчатость и драчливость по мелким поводам;
реакции протеста по поводу школьных занятий — прогулы уроков, невыполнение заданий «назло» педагогам и родителям;
стремление обратить на себя внимание отрицательными формами поведения: грубость, намеренное невыполнение требований. [1]
В начале школьного обучения в первом классе собрания и встречи желательно проводить регулярно – примерно раз в месяц, обсуждая с родителями трудности адаптационного периода, рассказывая о формах поддержки ребенка, оптимальных формах решения школьных проблем. В содержательном отношении круг обсуждаемых вопросов во взаимодействии с родителями может быть самым разнообразным.
Формы работы с родителями могут быть как традиционными (родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, посещение семей на дому), так и сравнительно новыми (родительские клубы, социально-психологические тренинги, психолого-педагогический театр).
Ярким примером интеграции образовательного процесса, основанным на сотрудничестве педагога и психолога с родителями, может стать родительский клуб. Основными целями создания и организации деятельности родительского клуба в начале школьного обучения являются повышение психологической компетентности родителей, способствующей оптимизации межличностных отношений между членами семьи, формирование установки на сотрудничество с педагогом в целях успешной адаптации ребенка в школе.
Встречу с родителями можно провести в виде психологического тренинга («Мудрость родительской любви») или деловой игры «Игра – дело серьезное». Учебный год может совершить праздник, подготовленный детьми и родителями «Давайте жить дружно!», на котором дети расскажут о своих успехах в учебном году, подготовят музыкальные номера, а родители поздравят детей с окончанием первого класса, подготовят сюрпризы.
Тематика встреч в родительском клубе может быть следующей:
Давайте познакомимся поближе.
Трудности адаптации первоклассника и пути их преодоления.
Мудрость родительской любви.
Мир ребенка и взрослого (совместная встреча детей и родителей).
Как сделать ребенка счастливым?
Наше здоровье в наших руках (совместная встреча детей и родителей).
Игра – дело серьезное.
Мир наших увлечений (совместная встреча детей и родителей).
Давайте жить дружно! (праздник для детей и родителей).
Общая структура проведения занятий в клубе:
Формулирование темы занятия, основных целей.
Психологическая и/или интеллектуальная разминка, позволяющая задать темп занятия.
Основная часть, в которой реализуется тема занятия: лекция или сообщение специалистов, активное обсуждение, система упражнений.
Заключительная часть. Рефлексия.
Методы, используемые в работе клуба:
экспресс-диагностика эмоциональных состояний, знаний, отношений и ценностей родителей;
лекции и сообщения специалистов по заявленным темам (педагог-психолог, логопед, медицинский работник);
экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах;
методы социально-психологического и педагогического тренинга: дискуссионное обсуждение различных психологических проблем и педагогических ситуаций, психогимнастика, игровое моделирование, игры и упражнения разной направленности, психологические этюды;
обмен опытом в воспитании детей;
анализ продуктов деятельности детей, результатов педагогической и психологической диагностики.[5]
На этапе разминки очень эффективным является такой психологический прием, как практикум-игра «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его».
Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникшие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы. [3]
Могут быть интересны такие психологические игры и тренинги:
«Ассоциации»: родители называют ассоциации к слову «школа». После выполнения упражнения делается вывод о многообразии чувств и ощущений, связанных со школой, основанных на родительском опыте.
«Сто способов похвалы»: родители называют по очереди слова-похвалы, которые можно использовать по отношению к своему ребенку. Багаж таких слов у каждого родителя станет больше. Можно познакомить родителей с невербальными способами выражения одобрения, похвалы: улыбка, кивок, поглаживание по голове, похлопывание по плечу, рукопожатие, объятия.
«Школьное будущее моего ребенка»: задача родителей закончить фразу, долго не задумываясь над ответом. Например, я всегда мечтал, чтобы мой ребенок в школе… Когда моего ребенка хвалят, я… Когда ребенок получит двойку или замечание, я…Ответы помогут родителям глубже взглянуть на отношения с ребенком, соизмерит свои желания с возможностями детей.
«Фотоальбом»: родители из своих старых фотографий школьной жизни и подписей создают стенгазету и размещают ее в классе. У ребят она вызывает положительные эмоции, они ощущают поддержку взрослых, их интерес к жизни в школе. [2]
В основной части встречи можно предложить родителям представить себя в определенной педагогической ситуации и объяснить свои поступки и действия.
Пример п е д а г о г и ч е с к ой с и т у а ц и и:
«Первоклассник учится писать. Буквы выходят за линии рабочей строки. Дома взрослые критикуют личностные качества ребенка и дают только отрицательную оценку его действиям.
Правы ли родители?
Как поступили бы вы в этой ситуации?»
Родители высказывают свое мнение.
М н е н и е п с и х о л о г а:
«В шесть-семь лет у ребенка в результате оценки взрослых складывается мнение о себе. Если преобладают отрицательные оценки, то у ребенка может сформироваться отрицательная самооценка. Процесс адаптации будет успешнее, если положительная оценка станет преобладать над отрицательной». [3]
В заключение родители получают рекомендации, памятки, в которых отражается основное содержание встречи:
Советы родителям будущих первоклассников.
Как прожить хотя бы один день без нравоучений и обид.
Правила эффективного общения.
Правила здорового образа жизни.
Для рефлексии можно использовать следующие приемы:
«Плодородный сад»: родители выбирают изображения яблок красного цвета – отрицательные эмоции или зеленого цвета – положительные эмоции и записывают ответ на вопрос: «Что Вы думаете о нашей встрече?» и прикрепляют их к доске.
«Ресторан»: педагог предлагает представить, что родители провели вечер в ресторане и директор просит оставить свой отзыв в «Книге жалоб и предложений». Родители записывают свои предложения и пожелания на карточках и передают учителю.
Опыт организации родительских клубов в школе показывает, что такая форма взаимодействия с родителями способствует положительному влиянию взрослых на социальную ситуацию развития школьника, а в адаптационный период помогает избежать проблем дезадаптации ребенка в школе. Также такая форма общение позволяет установить партнерские отношения между педагогом и родителями, пробуждает устойчивый интерес родителей не только к вопросам воспитания и развития детей, но в целом к психолого-педагогическому знанию, стимулирует стремление к самопознанию и изменению неэффективных родительских установок.
Литература
Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе/ М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Генезис, 2001.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 кл./ Н.И. Дереклеева.- М., 2004.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 кл./ Н.И. Дереклеева.- М.: ВАКО, 2003.
Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учебное пособие/ автор-сост. В.П. Шульгина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
Педагогическое взаимодействие с семьей: Технологии. Диагностика. Практические занятия/ автор-сост. М.В. Москвина.- Учитель, 2015.