Классный час для 4-го класса Прикоснись сердцем к подвигу

Классный час для 4-го класса

"Прикоснись сердцем к подвигу"

Цель: знакомство с героической биографией города Ленинграда.
Задачи: на примерах ленинградцев расширить представления детей о мужестве, взаимопомощи, любви к Родине; познакомить учащихся с творчеством поэтов писавших, о блокадном Ленинграде; продолжить знакомство с периодом 1941-1943 гг. в истории нашей Родины; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга, чувство любви к Родине, уважение к ветеранам войны, чувство гордости за русский народ.
Оборудование: аудиофайл в формате mp3 Э. Григ “Смерть Озе”, метроном (аудиофайл в формате mp3), красные магниты, тема урока на доске, слова В. Распутина “Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека”, карта СНГ, карта блокадного Ленинграда, энциклопедия по истории, кусочки хлеба 250г, 125г, 6 средних свечей, 1 большая свеча, презентация – сопровождение, видеофрагменты, интерактивная доска, ноутбук.

Звучит тихая музыка (Э. Григ “Смерть Озе”).

Учитель.

Вечный огонь! Слайд 1.
Незаживающая боль! Слайд 2.
Немеркнущая память! Слайд 3.
Вечный символ бессмертия! Слайд 4.
И море цветов! Слайд 5.

Молчат дети, в молчании стоят люди. Кажется, что все онемело. Здесь, перед вечным огнем склонили и обнажили головы.
К вечному огню однажды приблизился слепой человек. С тростью в руке он медленно подошел. Люди расступились, а слепой опустился на колени, положил трость рядом с собой, поднял руки и громко произнес: “Друзья! Дорогие мои друзья! Я пришел к Вам!” Потом он поцеловал холодный мрамор и закончил: “Друзья мои, я пришел к Вам поговорить, поцеловать Вас!” Плачет слепой, заплакали люди. (Музыка замолкает).
Есть события, над которыми время не властно и чем дольше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Именно к таким событиям и относится Великая Отечественная война. 70 лет прошло с тех пор, как отгремели залпы салюта победы. Более 20 миллионов человек погибли в годы войны. Но до сих пор сердца наших людей помнят, скорбят и кланяются их подвигу. Ведь (читаю слова В. Распутина на доске) “Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека”.
Каждый год сотни людей приходят к Вечному огню, чтобы почтить их память. В нашей стране немало мест, сохранивших память о Великой Отечественной войне. Города – герои: Слайд 6.
Брест, Москва, Сталинград, Хатынь и т.д. (на карте отмечены красными магнитами). А сегодня мы поговорим о Ленинграде. Эту тему я выбрала не случайно, в боях за Ленинград погиб мой прадед. Вы знаете, что сейчас он называется - Санкт-Петербург (прикрепляю на карту красный магнит крупного размера).

Ученик 1.
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он хотел этот город вместе с его жителями уничтожить, стереть с лица земли. Для осуществления этого варварского плана гитлеровское командование бросило Ленинграду более 40 отборных дивизий. Город был окружен, блокирован гитлеровцами.

Учитель.
Из окруженного города нельзя было выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать теперь никто не может. все пути к нему на суше были захвачены фашистами. Город окружен врагами со всех сторон. Это значит, что он в блокаде.

Ученик 2.
На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость! 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю, но не сдались!

Учитель.
900 блокадных дней люди жили практически без пищи, без воды, без света и без топлива. На их головы сыпались бомбы (Слайд 18, 19,20,21)
и снаряды! Голодные, измученные, едва передвигавшие (Слайд 22)
ноги от слабости, они находили в себе силы делать оружие
, варить сталь, ремонтировать танки, тушить пожары, одним словом, бороться! 900 дней с врагом боролись не только взрослые, но и дети (Слайд 23, 24).

Ученик 3.
Более 15 тысяч юных ленинградцев награждены медалью “За оборону Ленинграда” (Слайд 25). Так как город был блокирован, поэтому к испытанию огнем прибавился и голод. Враги надеялись сломить сопротивление жителей. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. Единственным “окном”, соединявшим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро.( Слайд 26,27,28)
Переправляться по нему было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не было. Поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась. И тогда по льду проложили автомобильную трассу. Эту дорогу ленинградцы назвали “дорогой жизни”. Скольких людей она спасла от смерти! Гитлеровцы быстро узнали о существовании дороги. На колонны машин, на лед, раскалывая его, посыпались бомбы и снаряды. Под воду уходили машины с грузами, люди. Но, несмотря на это, шоферы мужественно продолжали вести машины в осажденный город, доставляя продукты, вывозили людей. Вот как об этом рассказывала Ольга Берггольц. (Слайд 29)


Ученик 4.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! (Слайд 30).
Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари!
16 тысяч матерей пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам. (Слайд 31)


Учитель.
В городе была установлена самая низкая норма хлеба – 250 граммов на карточку рабочего (показываю) и 125 граммов (показываю) служащим и иждивенцам. Да и что это был за хлеб, который выпекали с примесями отрубей, древесной коры, пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха. Послушайте воспоминания очевидцев: “Люди варили кожу, ловили оставшихся в городе галок, готовили из столярного клея холодец. По городу шла смерть. Слайд 32. Люди падали от слабости на улицах. А дома умирали дети, старики. У оставшихся в живых не было сил похоронить умерших. Сотни семей вымирали от голода...” Слайд 33.

Мне хочется вам рассказать об одной такой семье. В Ленинграде жила семья Савичевых. Слайд 34.
До войны в ней было 9 человек. Все они жили в одном доме. Слайд 35
А в годы блокады за несколько месяцев этой семьи не стало. Об этом узнали, когда прочли записную книжку самого маленького члена этой семьи – Тани. В доме было очень холодно, в окнах не было стекол, на улице тридцатиградусный мороз, а девочка почти такая же, как и вы, каждый день писала. Послушайте, как об этом рассказывает поэт. Слайд 36

Ученик 5.
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка – ленинградка,
Потрясает свой дневник!
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.

Женя умерла 28 декабря в 12 ч 30 минут 1941 г. (тушить по одной свече)
Бабушка умерла 25 января в 3 ч ночи 1942 г. Слайд 37

Ученик 6.
Ленинград в тисках блокады
У ворот лютует враг.
Рвутся бомбы и снаряды,
Дует стужа, давит мрак.
От коптилки не согреться,
И ни крошки, ни глотка,
И выводит кровью сердце
На страницах дневника:

Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г. (тушить по одной свече)
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч ночи 1942 г. Слайд 38

Смолк зловещий гул орудий,
Пронеслась войны гроза,
Но все также память людям
Обожгут сердца слова:

Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч дня 1942 г. (тушить по одной свече)
Мама – 13 мая в 7 ч 30мин утра 1942 г. Слайд 39


Ученик 7.
Будьте бдительными, люди!
Люди, вслушайтесь в дневник!
Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня. Слайд 40

Учитель.
Девочку удалось эвакуировать. Ее увезли в Горьковскую область с детским домом. Но крайнее истощение и нервное потрясение сломили ее, вскоре она умерла. (потушить большую свечу) Слайд 41

Ученик 8.
Это – всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник.
Время возвышает образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда с руки.
И гласят о жизненном накале
42 святых его строки.
Это смертный приговор убийцам,
Это боль, которая клубится.
Это сердце, что летит сюда.

Учитель.
В память о Тане Савичевой и её семье был воздвигнут монумент. Слайд 42

Нам сейчас не просто представить себе город, который выстоял без света, хлеба и тепла. Город, который не успел эвакуировать всех детей в тыл. А какими словами передать состояние ребятишек, у которых на глазах убивали отца или мать, бабушку, дедушку, брата или сестру. Вот послушайте, как об этом вспоминает Людмила Северская, пережившая блокаду.
“Вокруг рвутся снаряды, жуткое завывание пикирующего самолета. Так и хочется вдавиться в землю Слайд 43, в стену, чтобы только не слышать, как к тебе летит смерть. И вот мама, только что живая мама вдруг охает и падает замертво. Куда бежать? Кого звать на помощь?”
Очень часто на улицах Ленинграда были и такие случаи.

Ученик 9.
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти. Слайд 44
В глазах, расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
Где твоя, мальчик, мама?
- Дома.
- А где твой дом, малыш?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет.

Ученик 10.
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется... А за Невою
Клубится пожарища дым.
А там меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать. Слайд 45

Учитель.
У многих детей в те дни не стало ни дома, ни семьи. Они не знали своей фамилии, не могли назвать адрес. Одна девочка упорно твердила: “Живу кругом”.
Но, несмотря ни на что, город жил! В осажденном Ленинграде работало немало замечательных поэтов, писателей, композиторов. 39 ленинградских школ не прекращали занятия! Даже в такое тяжелое время дети хотели учиться. Каждое утро по сугробам в лютую стужу голодные, часто попадая под обстрелы, пешком, идя 5-6 км, они шли из холодных квартир в такие же классы. В то время среди ребят был распространен девиз: “Пятерка – снайперский выстрел врагу!” Каждый из тех, кто учился или учил, в те дни чувствовал себя на боевом посту.

Ученик 11.
Здесь голоса приглушены,
А в сердце стук сильней.
Здесь отдыхают от войны
И думают о ней.

Соизмеряют вечность – миг,
Падение – полет.
И через годы слышат крик:
“За Родину! Вперед!”

Учитель.
В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Дети шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десна, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но случалось и прямо на уроке.

Ученик 12.
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула.
А оказалось, умерла...
Никто не обронил ни слова
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил,
Что снова уроки –
После похорон. Слайд 46

Учитель.
Почти 700 тысяч ленинградцев погибло во время блокады. 470 тысяч из них погребено на Пискаревском кладбище. Слайд 47
Многие могилы без имен. Слайд 48 В любое время года здесь лежат цветы: на братских могилах, у Вечного огня, возле гранитной стены с выбитыми на ней словами: “Никто не забыт и ничто не забыто!”
А на третьем километре былой “дороги жизни” у поселка Ковалева стоит памятник “Цветок жизни” Слайд 49. Этот цветок – памятник ребятам, погибшим в блокаду. С лепестка всем, кто приезжает сюда, улыбается лицо мальчугана, а рядом дорогие каждому человеку слова: “Пусть всегда будет солнце!”
Зимой, например, вся поляна в снегу, а цветок стоит. Он растет во все времена года. Это вечный цветок жизни.
Проходят годы. Вот уже и вы повзрослели. И я надеюсь, что и ваши сердца, ребята, не останутся равнодушными к тем, кто отдал свои жизни ради нас с вами. Кто погиб, защищая вечный огонь жизни.

Ученик 13.
Пусть всё замрёт в минуту эту,
Пусть даже время промолчит,
Мы помним вас, отцы и деды,
Россия, Родина вас чтит!
 
Учитель:
Почтим светлую память всех погибших в этой войне минутой молчания
 
(Минута молчания). Слайд 50
 
Учитель:
Друзья! К каким бы славным датам не приближали нас года,
Весны, рожденной в 45-м, мир не забудет никогда!
 
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
 
 
 
Ученик 14: 
Как хорошо влюбляться и смеяться,
Как хорошо порою погрустить,
Как хорошо встречаться и прощаться,
И просто хорошо на свете жить!
 
Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!
 
Учитель: 
Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните!

Классный час, посвященный 70-летиюПобеды – окончен.
 

Литература 1. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 – 1945. /Под ред. П.Н. Поспелова. – В 6 т. - М., 1961.- Т. 2, 3. 2. История России. Учебное пособие. / Под общ. ред. Данилова Ч.2. - М.,
2008.
3. © 2001 «Большая Российская энциклопедия», 1969 -1978 гг.
4.http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=163670&tmpl=com
5.http://www.bing.com/maps/?v=2&cp=53.57939583488696~41.709644347429275&lvl=10&sty=r&where1=Algasovo%2C%20Russia
6.http://ordenrf.ru/rf/medali-rf/medal-65-let-pobedy.php
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/

15