Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ. Классификация машинных швов.


Открытый урок Класс: 5

Данный урок – попытка показать,  что именно технология, как никакой другой предмет способна стать экспериментальной творческой площадкой, на которой, путем интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков и внеклассных мероприятий,  обязательного использования ИКТ, создаются идеальные условия для формирования  интеллектуальной компетентности и креативности учащихся. Необходимо только создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят "поиском истины", стимулировать их активность и творчество, вооружив современными технологиями. При изучении темы «Виды машинных швов» учащиеся знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Наиболее эффективное усвоение материала учащимися достигается не репродуктивным методом обучения, когда идет запоминание и воспроизведение сообщаемой информации, а проблемно-поисковым методом обучения. Организация работы учащихся на уроке может быть и индивидуальной, и групповой (они сами могут выбирать). Степень сложности постановки задачи при изучении каждого нового шва должна повышаться. Способы проверки знаний учащихся могут быть в виде тестов, контрольных вопросов, а также в виде вопросов, которые составили сами учащиеся после изученного материала. Такой способ проверки знаний удачно подходит при групповой работе учащихся. Группа заполняет технологическую карту, выполняет швы, составляет вопросы и задает их другим группам, а для учителя это способ выявить, насколько правильно и глубоко учащиеся усвоили пройденную тему урока.

Тема: Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ. Классификация машинных швов.
Цель урока:
Образовательные – ознакомить учащихся с видами машинных швов и их выполнению, сформировать навыки по выполнению машинных швов.
Развивающие – Способствовать развитию сенсорных и моторных навыков учащихся, развивать наблюдательность, эстетический вкус.
Воспитательные – Способствовать формированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности; умение работать как индивидуально, так и в группе.
Оборудование: швейная машина, ручная игла, нитки, ножницы, напёрсток, ПК, проектор.
Материалы: детали из хлопчатобумажной ткани, нитки.
На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, машинные швы: соединительные, накладные.
Межпредметные связи: черчение, изобразительное искусство.
Тип урока: комбинированный «урок-путешествие»
Общеучебные умения и навыки: Ответы на вопросы, восприятие информации закрепление знаний путем применения в упражнениях, самоанализ результатов.
Специальные умения и навыки: Организация рабочего места. Составление технологической последовательности выполнения машинных швов. Приемы работы с инструментами и материалами.
Методы обучения: Беседа, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная практическая работа, работа с инструкционными картами, упражнения но выполнению приемов работы.
Виды и формы контроля знаний: Выполнение тестовых заданий, взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальная практическая работа.
СТРУКТУРА УРОКА:
І. Организационный момент ( 2мин.)ІІ. Актуализация знаний (3мин.)ІІІ. Мотивация урока (2 мин.)ІV. Повторение материала (5 мин.)
V. Изучение нового материала с практическим закреплением (10мин.)
VІ. Практическая работа (15мин.)
VІІ. Закрепления новых знаний и умений учеников (5мин.)
VІІІ. Домашнее задание (3мин.)
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Отметка явки.
3. Проверка готовности к уроку.
4. Проверка организации рабочих мест.
5 Сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация знаний.
Сегодня мы начинаем урок с изучения машинных швов и строчек.
Девиз урока: С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Сегодняшний урок будет необычным. Для этого представим поезд и отправимся на нём в сказочную страну «Рукоделие». Мы, не только будем путешествовать, останавливаясь на станциях и выполняя разные задания, но и будем присоединять к нашему поезду вагончики с приобретёнными знаниями. Чем больше знаний мы получим, тем длиннее будет наш поезд после путешествия.
- Дети, вы уже готовы отправится в путь, но перед дорогой давайте с вами определим, какое у нас сейчас настроение. У вас на столах лежат цветные листы и белые кружочки, по образцу на доске изобразите на них своё настроение в начале пути, подпишите своё имя и приклейте к цветной бумаге.
-Посмотрите на доску, мы находимся у ворот на перрон, где нас ожидает поезд. Проводник поезда передал нам билет-письмо и чтобы открылись двери нам надо его прочитать и ответить.
Текст письма.
Дорогой друг! Для того, чтобы попасть на поезд, нужно вспомнить всё, что ты изучал на уроках трудового обучения по технологии изготовления ручных швов в 5 классе, и если твои знания крепкие - двери на перрон откроются!
Желаю успеха.
-Вот какую загадку нам загадали! Давайте вспомним всё, что мы знаем о техники выполнения ручных швов, выполнив задание «Сложи слово».
Мы будем работать в группах. Работа в группах даст вам возможность свободно выражать собственные мнения, обсуждать их, развивать коммуникативные и социальные компетентности, критическое мышление, внимание, память.
Работа в группах. « Сложи слово».
Вам предложены карточки с тремя понятиями, но буквы в них перепутались. Составьте буквы в определённом порядке и запишите определения полученных понятий.
- Законченный процесс переплетения ниток на ткани ……ЖОСКЕТ (стежок).
- Ряд повторяющихся стежков на ткани ….. РОЧКАСТ (строчка). 
- Расстояние между двумя последовательными проколами иглы …..
НАДЛИ ЖКАСТЕ (длина стежка). 
(ученики работают 1 мин., записывают понятия, озвучивают их).
Молодцы! Открываем ворота.
Перед вами лежат оценочные листы, поставьте себе по 1 баллу. Эта оценка в начале пути, а какая будет в конце - это зависит от вас.
Ш. Мотивация урока.
Сегодня на уроке мы на волшебном поезде проедем станции, где, я надеюсь, вы вспомните и получите для себя много полезного и интересного. В течении работы на уроках мы с вами знакомились с ручными стежками и строчками. На этом уроке мы познакомимся с машинными швами. Как ручные так и машинные швы необходимо изучать для изготовления изделия. Любую выполненную работу можно рассматривать, как технологическую деятельность для создания творческого проекта. Давайте посмотрим на выставку творческих работ учеников, которая расположена в нашем кабинете. Сколько разнообразных работ мы видим. Ваша собственная фантазия, способности и желания помогут создать действительно авторскую вещь. Заключите в работу тепло и доброту, всю свою позитивную энергетику, и тогда ваши работы будут говорить о вас самих. Я надеюсь, что при достижении этой цели вы шаг за шагом будете шлифовать свою творческую производительную компетентность.
IV. Повторение раннее изученного материала.
Наша первая станция называется «Вспомните».
Чтобы прицепить вагончик к поезду, нужно ответить на вопросы. За правильный ответ вы получите звёздочку.
Одна звездочка добавляет 1 балл к оценке.
1. Какие ручные швы вы изучали на прошлых уроках? (смёточный, копировальный, обметочный, стачной)
2. Как называется самый простой шов? ( смёточный)
3. Смёточный шов выполняется:
а)справа налево;
б)слева направо;
в)сверху вниз.
4)У смёточного шва лицевая и изнаночная сторона выглядит;
а)одинаково;
б)неодинаково.
5)Стачной шов выполняется:
а)справа налево;
б)слева направо;
в)снизу вверх,
6)У стачного шва лицевая и изнаночная сторона выглядит:
а)одинаково;
б)неодинаково.
Мы с вами повторили ручные швы.
Сегодня мы выучим новый шов.
Следовательно, тема сегодняшнего урока:
Технология выполнения машинных швов. Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ. Классификация машинных швов.
Задание нашего урока:
ознакомиться с разными видами машинных швов;
научиться составлять технологическую карту стачного шва;
использовать изученный шов при изготовлении изделия.
Эту тему мы с вами будем изучать в течение двух уроков. Изучать и составлять технологическую карту мы начнем на первом уроке, а на втором уроке мы выполним основные операции за швейной машиной.
V. Изучение нового материала с практическим закреплением.Наш поезд двигается к следующей станции «Новые знания».
Шов – это место соединения деталей.
Строчка – ряд повторяющихся стежков.
Стежок – это место переплетения ниток между двумя проколами иглы.
-40640064770
Длина стежка – это расстояние между двумя соседними проколами иглы.
Ширина шва – это расстояние от среза или сгиба до строчки.
Классификация машинных швов
Машинные швы

Соединительные Краевые Отделочные

Стачные швы Швы вподгибкуТерминология машинных швов.

Машинные швы.
Стачной шов вразутюжку.
4067810958851. Две детали сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы, сколоть и сметать шириной шва (ш. ш.) 1,5 см.(припуск на шов)
2. Детали стачать ш. ш. 1,5 см.
3. Удалить нитки сметывания.
4. Детали и припуск на шов разложить в разные стороны и закрепить в таком положении при помощи утюга, т.е. шов разутюжить.
Стачной шов взаутюжку.
4227195317501. Две детали сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы, сколоть и сметать ш.ш.
1,5 см.
2. Детали стачать ш.ш. 1,5 см.
3. Удалить нитки сметывания.
4. Детали разложить в разные стороны, а припуски на шов отложить в одну сторону и закрепить в таком положении при помощи утюга, т.е.
шов заутюживаем.
3956685177800
Шов вподгибку с открытым срезом.
1. Срез детали перегнуть наизнанку на 5 – 7 мм и заметать посередине подгиба.
2. Подогнутый срез закрепить машинной строкой ш.ш. 2 –3мм от сгиба, т.е. застрочить.
3. Удалить нитки сметывания.
40036751219204. Шов приутюжить.
Шов вподгибку с закрытым срезом.
1. Срез детали перегнуть наизнанку на
7– 10 мм и заметать посередине подгиба.
2. Затем перегнуть вторично на величину, предусмотренную моделью (2 см), и заметать
ш.ш. 1 – 2 мм.
3. Подогнутый край детали застрочить
ш.ш. 1 – 2 мм.
4. Удалить все нитки сметывания.
5. Шов приутюжить.
Настрочной шов.
406781023495
1. Две детали сложить лицевыми сторонами внутрь, срезы уравнять, сметать и стачать шириной шва 15мм.
2. Удалить нитку сметывания, шов заутюжить.
3. С лицевой стороны шов закрепить отделочной строчкой
шириной 1 -7мм.
4. Готовый шов приутюжить.
400177017780Накладной шов.
1. Срез одной детали подогнуть на
изнаночную сторону на 11 – 18мм
и заметать.
2.Затем деталь с подогнутым срезом
наложить на лицевую сторону другой
детали так, чтобы срезы деталей
совпадали, наметать и настрочить
ш.ш. 1 – 7мм.
3. Удалить нитки сметывания.
4. Шов приутюжить.
Требования к выполнению машинных работ.
1.Все строчки, кроме отделочных, выполняют нитками в цвет ткани.
2.Номера ниток, машинных игл, частота стежков должны соответствовать толщине и виду ткани, а также назначению шва.
4780280-19053. Ширина шва должна соответствовать размерам, указанным в инструкционных картах на изготовление швейных изделий.
4. Начало и конец строчки закрепляют машинной закрепкой (используя обратный ход машины) или завязывают 2-3 узелка, концы ниток обрезают.
5.При соединении деталей машинные строчки прошивают
по контуру от среза до среза.
VІ. Практическая работа.
Упражнения по составлению технологической карты изготовления стачного шва.
Сообщение темы и задание практической работы.
Напоминание о соблюдении правил ОТ.
Контроль за выполнением практических работ.
Определение недостатков в работе и путей их устранения.
Подведение итогов практической работы.
Учитель в процессе работы помогает в составлении технологической карты.
Вы узнали много нового и чтобы выполнить правильно работу нам нужно попасть на следующую станцию «Умения».
Но перед практической работой проведём физкультминутку.
Физкультминутка.
Ученики за учителем выполняют.
Крылья птички расправляют
И к солнцу поднимают.
Потом можно полетать
И букашек погонять.
На опушку все слетелись
Там, зернышек они наелись.
Потом опять полетели
На гнёздышко быстро сели.
VІІ. Закрепления новых знаний и умений учеников.
Наше путешествие подходит к концу и последний 4 вагончик называется «Проверь себя».
Игра «Ты мне – я тебе». Каждая группа составит самостоятельно вопросы по новой теме урока и задаст их другим группам.
Давайте вспомним задание нашего урока-путешествия.
ознакомиться с разными видами машинных швов;
научиться составлять технологическую карту стачного шва;
использовать изученный шов при изготовлении изделия.
Вопроссы:
1.Как вы считаете, мы выполнили задание урока?
2.Какой новый шов мы выучили?
3. У кого возникли трудности при составлении технологической карты?
Мотивация и выставление оценок за урок.
Учитель оценивает выполненную работу, комментируя оценки, учитывая полученные в процессе урока баллы.
-Наше путешествие окончилось, вы получили оценки, Так давайте посмотрим на свое настроение в конце пути. Определим: какое у нас сейчас настроение. У вас на столах лежат цветные листы, приклейте к цветной бумаге кружочек вашего настроения.
Уборка рабочих мест.
VІІІ. Домашнее задание
Повторить технологическую карту выполнения соединительный и накладных швов, правила по ОТ.
Принести кусочки х/б ткани 10*15см., ножницы, ручная игла в подушечке, нитки.