Рабочая программа по внеурочной деятельности Моя первая экология


Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Юный эколог» реализует эколого-биологическое направление во внеурочной деятельности (2-3 классы) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения. Рабочая программа составлена на основе программы курса Самковой В.А.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы родного края;   воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции: знания естествонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении. Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе бщечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Содержание программы курса «Юный эколог» направлено на:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-3 классов. Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Во 2-3 классах 34 часа в год.
Тематический план.
2 класс.
«Экология в красках и формах».
№ п/п Тема Кол-во часов
1 Первые шаги по тропинке открытий. 5
2 Геометрия живой природы. 5
3 Природа в наших ощущениях. 5
4 Природа и ее обитатели. 8
5 Лесные ремёсла. 11
3 класс.
«Дом, в котором я живу».
№ п/п Тема Кол-во часов
1 Дом, в котором я живу: человек и окружающая среда. 6
2 О городах и горожанах: человек в городе. 4
3 О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы 7
4 В сетях жизни: многообразие экологических связей. 6
5 Общий дом- общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы. 11
Календарно-тематическое планирование.
2 класс.
№ п/п Планируемая дата изучения Фактическая дата Тема Характеристика учебной деятельности
Первые шаги по тропинке открытий. 1 Введение в экологию. Беседа
2 Учимся наблюдать. Учатся вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, точность, сотрудничество)
3 Десять заповедей друзей леса. Учатся составлять план простейшего исследования
4 Экскурсия на природу. Учатся записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления
5 Экскурсия на природу. Учатся записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления
Геометрия живой природы. 6 Что такое симметрия? Учатся выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов
7 Лучевая симметрия. Учатся выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов
8 Различаем деревья по кроне. Учатся выявлять и описывать разнообразие определенных природных объектов
9 О кронах, густых и ажурных. Учатся описывать разнообразие определенных природных объектов
10 Экскурсия на природу. Учатся устанавливать зависимость внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды
Природа в наших ощущениях. 11 Тренируем органы чувств. Изучают и развивают возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде
12 Что такое гармония? Учатся проводить наблюдение за природными объектами
13 Учимся пользоваться приборами. Учатся работать с приборами, необходимыми для проведения на природе наблюдений
14 Рисуем впечатления. Учатся выражать свои эмоции через рисунок
15 Экскурсия на природу. Учатся проводить наблюдения за природными объектами
Природа и ее обитатели. 16 Учимся планировать наблюдение. Учатся планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами
17 Изучаем условия обитания животных. Составляют описание жизни животных
18 Изучаем условия обитания растений. Составляют описание растений
19 Все связано со всем. Учатся составлять взаимосвязь растений и животных
20 Все связано со всем. Учатся составлять взаимосвязь растений и животных
21 Изучаем поведение животных и растений. Учатся составлять взаимосвязь растений и животных
22 Чья «столовая»? Учатся составлять взаимосвязь природных объектов
23 Что и кто влияет на живой организм? Учатся составлять взаимосвязь природных объектов
Лесные ремесла. 24 Традиционные народные промыслы, связанные с лесом. Учатся приводить примеры использования различных природных материалов
25 Лесные мотивы. Учатся приводить примеры использования различных природных материалов
26 Антропоморфизм в народном творчестве. Учатся приводить антроморфизма в устном народном творчестве.
27 Лесная палитра. Учатся приводить примеры использования различных природных материалов
28 Лес-кормилец и врачеватель. Учатся описывать функции природных объектов
29 Лес-кормилец и врачеватель. Учатся описывать функции природных объектов
30 Экскурсия в лес. Учатся проводить наблюдения за природными объектами
31 Экскурсия в лес. Учатся проводить наблюдения за природными объектами
32 Экскурсия в лес. Учатся проводить наблюдения за природными объектами
33 Экскурсия в лес. Учатся проводить наблюдения за природными объектами
34 Экскурсия в лес. Учатся проводить наблюдения за природными объектами
3 класс.
№ п/п Планируемые сроки изучения Фактическая дата Тема Характеристика деятельности учащихся
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. 1 Поговорим о доме. Учатся формировать представление о экологии жилища.
2 Дом-это не только стены. Учатся формированию понятия о доме в его прямом и переносном значении.
3 Мой дом- моя крепость. Учатся формированию понятия о доме в его прямом и переносном значении.
4 «О кувшинах, выросших на грядке, и не только…» Учатся приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды.
5 «О кувшинах, выросших на грядке, и не только…» Учатся приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды.
6 «Чудо в перьях» Учатся выявлять экологические проблемы.
О городах и горожанах: человек в городе. 7 Дом тянется к дому -получается город. Беседа. Рассказывают о возникновении первых поселений.
8 Как «растет» город. Учатся называть какие происходят изменения природной среды в городе.
9 Как «живет» город. Учатся выявлять влияние города на образ жизни человека.
10 Экскурсия на природу. Учатся проводить наблюдения за природными объектами.
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы. 11 Что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой. Учатся формировать представление об экологии .
12 От кочки до оболочки?
Учатся формировать представление об экологии .
13 Кто живет рядом с нами? Учатся выявлять влияние человека на природные экосистемы.
14 «И кормилица, и вдохновительница» Учатся выявлять влияние человека на природные экосистемы.
15 «И кормилица, и вдохновительница» Учатся выявлять влияние человека на природные экосистемы.
16 Экскурсия на природу. Учатся проводить наблюдения за природными объектами.
В сетях жизни: многообразие экологических связей. 17 Соседи по планете. Узнают простейшую классификацию экологических связей.
18 Вместе безопаснее. Изучают пищевую пирамиду.
19 «И вместе не тесно, и врозь скучно» Узнают о способах общения животных.
20 Школа под открытым небом. Учатся оформлять выполненные наблюдения в виде проектов.
21 Школа под открытом небом. Учатся оформлять выполненные наблюдения в виде проектов.
22 Экскурсия на природу. Учатся проводить наблюдения за природными объектами.
Общий дом- общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы. 23 Наши общие проблемы. Учатся выявлять глобальные экологические проблемы.
24 Наши общие проблемы. Учатся искать пути решения экологических проблем.
25 Что происходит с отходами, которые производят люди? Учатся проводить наблюдения за природными объектами.
26 Проект «Будь достойным жителем Земли». Учатся применять правила разумного отношения к окружающей среде.
27 Проект «Будь достойным жителем Земли». Учатся применять правила разумного отношения к окружающей среде.
28 Проект «Будь достойным жителем Земли». Учатся применять правила разумного отношения к окружающей среде.
29 Экскурсия на природу. Учатся составлять план исследования и оформлять его в виде проекта.
30 Экскурсия на природу. Учатся составлять план исследования и оформлять его в виде проекта.
31 Экскурсия на природу. Учатся составлять план исследования и оформлять его в виде проекта.
32 Экскурсия на природу. Учатся составлять план исследования и оформлять его в виде проекта.
33 Экскурсия на природу. Учатся составлять план исследования и оформлять его в виде проекта.
34 Экскурсия на природу. Учатся составлять план исследования и оформлять его в виде проекта.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса « Юный эколог» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.)
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения) , составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
познавательная сфера- наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами, об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе и социоприродной среде;
трудовая сфера-владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
эстетическая сфера- умение приводить примеры, дополняющий научные данные образами из литературы и искусства;
сфера физической культуры- знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
Методическое обеспечение
Материалы для учителя:
Сборник программ внеурочной деятельности:1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой.-М.:Вентана Граф, 2011г.
Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г.-Волгоград: Учитель, 2004
Брыкина Н. Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»:1-4 классы.-М.:ВАКО, 2004
Изучаем «Окружающий мир» с увлечением:1-4 классы/ Гайдина, А.В. Кочергина.-М.:5 за знания, 2009г.
Оборудование:
Глобус, компас, микроскоп.
Модели форм Земли.
Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Интерактивная доска, компьютер.
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественно- научного содержания.
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от «___»_____________2013г.
«СОГЛАСОВАНО»
зам.директором по УВР
___________________ Соловьева Т.А.
«____»_____________2013г.