Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 4 классе Моя первая экология


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прииртышская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО:
на заседании методического объединения учителей начальных классов
Протокол от «28» августа 2016 г. №1
СОГЛАСОВАНО:
зам. директора по УВР __________ /И.Г. Мадьярова/
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора школы
от «31 » августа 2016 г. № 171
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование «Моя первая экология»
НАПРАВЛЕНИЕ: СОЦИАЛЬНОЕ
для 4 класса
на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа составлена
в соответствии с ФГОС НОО

Составитель программы:
учитель начальных классов Ушакова С.В.,
первая квалификационная категория
с.Абалак 2016 год
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» для 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785) –в редакции от 18.12.12Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 13, 28, 47, 48).
3. Сборникпрограммвнеурочнойдеятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.
Раздел II. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Предметные результаты:
- ценностно-ориентационная сфера - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- познавательная сфера - наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;
- трудовая сфера - владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
- эстетическая сфера - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- сфера физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью
Раздел III. Содержание курса внеурочной деятельности.
Учебно-тематический план.
№ п/п Тема раздела Кол-во часов
1 Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. 6
2 О городах и горожанах: человек в городе. 4
3 О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком
равновесии: как устроены экологические системы. 7
4 В сетях жизни: многообразие экологических связей. 6
5 Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы. 11
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда (6 часов)
Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище
животных, планета — дом всего человечества.
От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что дол- жен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.
Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких мате-риалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строи-тельных материалов.
Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияниесинтетическихматериаловнаокружающую средуиздоровье человека.
Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды.
Преимущества и недостатки малоэтажной застройки.«Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра.
Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники.
Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды, утверждение положения человека в обществе — принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п.
Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления мате-риалов от природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться.Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека.
Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных.
Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами.
Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб».
Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды».

О городах и горожанах: человек в городе (4 часа)
Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к осёдлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов.
Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства.
Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий.
«Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.
Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.
Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Разные города — разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.
Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека.Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего
развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторами градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города.Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе
по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.
Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей его жителей.

О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии:как устроены экологические системы (7 часов)
Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.
Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы.
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес — один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие.
Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).
Практические работы:
— «Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости;
— изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений;
— изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление (по выбору учащегося);
— составление композиции из комнатных растений.
Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные экосистемы»); «Экологический театр», «Узнай меня».

В сетях жизни: многообразие экологических связей (6 часов)
Биологическая экология — наука, изучающая взаимозависимость
и взаимодействие организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами).
Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные-падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме.
Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых.
Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак-отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др.
Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений.
Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.
Наблюдения: внутривидовые и межвидовые отношения на примере поведения птиц (голубей, ворон, воробьёв, уток и других птиц, обитающих в городе), кошек и собак; обучение потомства у млекопитающих и
птиц, встречающихся в городе.
Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае.
Игры: «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Найди свою семью», «Опасные цепочки», «Экологический театр».
Общий дом — общие проблемы:
почему возникают и как решаются экологические проблемы (11 часов)
Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленныхтоваров.
Ростпотребностей человека.Экологическиепроблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.
Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в селе; установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).
Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.
Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов».
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование.

п\п№ в теме Дата Тема
Тип занятия, форма проведения Планируемые предметные, личностные, метапредметные результаты
план факт Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты
Раздел 1. Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда (6 часов). - ценностно-ориентационная сфера - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- познавательная сфера - наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;
освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение
полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе и социоприродной среде;
- трудовая сфера - владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами; - эстетическая сфера - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- сфера физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды - овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
1 1 08.09 «Что нам стоит дом построить...» игра 2 2 15.09 «А у нас в квартире газ, а у вас?»
викторина 3 3 22.09 Дом - это не только стены.
проект 4 4 29.09 «Своя рубашка ближе к телу»
познавательная игра 5 5 06.10 «Своя рубашка ближе к телу»
практикум 6 6 13.10 Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги. путешествие по станциям Раздел 2. О городах и горожанах: человек в городе (4 часа). 7 1 20.10 «Сначала человек строит город, а потом...»
беседа 8 2 27.10 Будущее города - город будущего.
проект 9 3 10.11 Будущее города - город будущего.
проект 10 4 17.11 Экскурсия на природу. экскурсия Раздел 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы (7 часов). 11 1 24.11 Под пологом леса. дидактическая игра 12 2 01.12 «Всяк кулик своё болото хвалит» познавательная игра 13 3 08.12 Для кого пуста пустыня? викторина 14 4 15.12 О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных. конференция 15 5 22.12 Там, где ступала нога человека. проект 16 6 29.12 Там, где ступала нога человека. проект 17 7 12.01 Экскурсия на природу. экскурсия Раздел 4. В сетях жизни: многообразие экологических связей (6 часов).
18 1 19.01 О нитях, сплетающихся в сети. познавательная игра 19 2 26.01 О нитях, сплетающихся в сети. викторина 20 3 02.02 «Информатика» для волка. игра 21 4 09.02 Школа под открытым небом. практикум 22 5 16.02 Школа под открытым небом. экологический театр 23 6 02.03 Экскурсия на природу. экскурсия Раздел 5. Общий дом - Общие проблемы: почему возникают и как решаются
Экологические проблемы (11 часов). 24 1 09.03 Глобальная экология. познавательная игра 25 2 16.03 Утилизация и переработка отходов. познавательная игра 26 3 23.03 Проект «Наш общий дом - планета Земля» проект 27 4 06.04 Проект «Наш общий дом - планета Земля» проект 28 5 13.04 Проект «Наш общий дом - планета Земля» проект 29 6 20.04 Экскурсия. Заповедные места родного края. экскурсия 30 7 27.04 Экскурсия. Заповедные места родного края. экскурсия 31 8 04.05 Экскурсия. Заповедные места родного края. экскурсия 32 9 11.05 Экскурсия. Заповедные места родного края. экскурсия 33 10 18.05 Экскурсия. Заповедные места родного края. экскурсия 34 11 25.05 Интеллектуально-познавательная игра «Берегите нашу Землю!»
интеллектуально-познавательная игра