Рабочая программа внеурочной деятельности Моя первая экология 3 класс




Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол № 1
от « 28» августа 2015г.
« СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора поУВР_____________/Вайс О.И./

« 31 » августа 2015г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СШ № 2
_____________/Бутов Ю.В./

Приказ № 222
от « 31 » августа 2015г.
«Средняя школа№2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по социальному направлению

«МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ»
3 КЛАСС
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №1
от « 31 » августа 2015 г.
г. Богородицк
2015 – 2016 учебный
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе методической литературы, интернет- ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 №47-17957/11-14.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитием навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Поэтому в образование был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) для использования различных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, экология, краеведение, литература.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, компьютерных классов, DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.
Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.
Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.
Задачи программы:
Образовательные:
Сформировать систему эколого-биологических знаний.
Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.
Развивающие:
Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
Развивать индивидуальные способности детей.
Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.
Воспитательные:
Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.
Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.
Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.
Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.
Отличительная особенность программы состоит в повышении эффективности экологической и краеведческой работы с младшими школьниками, что позволяет подготовить их к участию в эколого-краеведческой деятельности на последующих этапах образования.
Сроки реализации программы и возраст воспитанников
Программа рассчитана на детей 8-9 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий
Форма организации учебных занятий – групповая. Занятия творческого объединения проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Результативность.Организация внеурочной деятельности по экологическому направлению «Моя первая экология» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Результаты изучения курса представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
Личностными результатами являются:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой
с точки зрения экологической допустимости;
установка на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младших школьников), необходимым для дальнейшего образования в области естественно – научных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события, происходящие в природе.
Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико – ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов
Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям. Результат выражается в позитивном отношении детей к базовым ценностям общества, в частности к природе.
Второй уровень результатов проявляется в активном использовании школьниками своих знаний, приобретении опыта самостоятельного поиска информации, систематизации и оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного опыта экологической деятельности. Он проявляется в участии детей в различных природоведческих конкурсах, викторинах, выполнение творческих работ и проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Оценивание результатов. Система отслеживания и оценивания результатов представлена будет на выставках, конкурсах, проектах, различных соревнованиях.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России,
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природногообъекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Тематическое планирование
№ п/пНазвание разделов
Темы
Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
1 Тайны за горизонтом *Кто открыл Австралию? *Существует ли жизнь в Антарктиде?
*Где родина фигового дерева? 2 Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий.
2 Жили-были динозавры... и не только они *Голубые лягушки.
* Когда появились первые рептилии? *Какими были первые рыбы?
*Как улитка строит свой панцирь?
*Где живут «карманные динозавры?» 4 Формирование умения правильно использовать монологическую речь для решения различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции.
3 Тайны камней *Разнообразие камней.
*Айсберг. Что такое коралловый остров?
*Где находится самая большая и самая глубокая пещера?
*Сады камней.
минералов.
4 Развитие умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, стремиться к сотрудничеству.
4 Загадки растений *Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?)
*Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.
*Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. *Охрана лекарственных растений.
*Почему оливу называют деревом мира? 8 Воспитание позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
5 Эти удивительные животные *«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. * *Разумные дельфины.
1 Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
6 Планета насеко-мых*Обладают ли кузнечики слухом?
*Почему комар считается злейшим врагом
человека?
*Муравьи и их квартиранты.
*Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки? 4
Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок.
7 Загадки под водой и под землей *Что такое ракушка-прилипала?
*Как передвигается осьминог?
*Что такое насекомоядные растения?
*Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?
*Может ли вода течь в гору?
*Почему некоторые животные выглядят как растения? 6 8 Животные-рекордсмены *Интересные сведения о животных и их особенностях
1
Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
9 Тайны за горизонтом *Атлантида – сказка или реальность.
*Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?
*Что такое семь чудес света? 2 10 Тайны камней *Дольмены – что это?
*Откуда взялись статуи на острове Пасха?
*Почему нефрит называют национальным камнем Китая? *Откуда взялись алмазы?
2 результаты олимпиад;
участие в научно-практических конференциях
Итого 34 Содержание программы
1. Тайны за горизонтом (2 ч).
Аудиторное занятие:Кто открыл Австралию?
Внеаудиторное занятие:Существует ли жизнь в Антарктиде?
Где родина фигового дерева?Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (4 ч).
Аудиторное занятие:Голубые лягушки.
Аудиторное занятие:Когда появились первые рептилии?
Внеаудиторное занятие:Какими были первые рыбы?
Внеаудиторное занятие:Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?»
3. Тайны камней (4 ч).
Аудиторное занятие:Разнообразие камней. Айсберг.
Аудиторное занятие:Что такое коралловый остров?
Внеаудиторное занятие:Где находится самая большая и самая глубокая пещера?
Внеаудиторное занятие:Сады камней.
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
4. Загадки растений (8 ч).
Аудиторное занятие:Растения - путешественники?(Что такое эвкалипт?)
Аудиторное занятие:Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.
Аудиторное занятие:Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.
Аудиторное занятие: Охрана лекарственных растений.
Внеаудиторное занятие:Почему оливу называют деревом мира?
Внеаудиторное занятие: (3часа) Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой
5. Эти удивительные животные (2 ч).
Аудиторное занятие: «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Внеаудиторное занятие:Выхухоль. Красная книга краснодарского края.. Разумные дельфины.
6. Планета насекомых (8 ч).
Аудиторное занятие:Обладают ли кузнечики слухом?
Аудиторное занятие:Почему комар считается злейшим врагом человека?
Аудиторное занятие:Муравьи и их квартиранты.
Аудиторное занятие:Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?
Внеаудиторное занятие: (4 часа) Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (12 ч).
Аудиторное занятие:Что такое ракушка-прилипала?
Аудиторное занятие:Как передвигается осьминог?
Аудиторное занятие:Что такое насекомоядные растения?
Аудиторное занятие:Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?
Аудиторное занятие:Может ли вода течь в гору?
Аудиторное занятие:Почему некоторые животные выглядят как растения?
Внеаудиторное занятие: (6 часов) Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
8. Животные-рекордсмены (2 ч).
Аудиторное занятие:Интересные сведения о животных и их особенностях.
Внеаудиторное занятие:
9 . Тайны за горизонтом (8 ч).
Аудиторное занятие:Атлантида – сказка или реальность.
Аудиторное занятие:Что такое водопад?
Аудиторное занятие:Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?
Аудиторное занятие:Что такое семь чудес света?
Внеаудиторное занятие: (4 часа) Практические работы с картой.
10. Жили-были динозавры... и не только они (10 ч).
Аудиторное занятие:Что такое ледниковый период?
Аудиторное занятие:Как нашли ископаемого мамонта?
Аудиторное занятие:Что такое меловые отложения?
Аудиторное занятие:Голубые киты - миф или реальность?
Аудиторное занятие:Что такое сухопутный крокодил?
Внеаудиторное занятие: (5 часов) Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
11. Тайны камней (8 ч).
Аудиторное занятие:Дольмены – что это?
Аудиторное занятие:Откуда взялись статуи на острове Пасха?
Аудиторное занятие:Почему нефрит называют национальным камнем Китая?
Аудиторное занятие:Откуда взялись алмазы?
Внеаудиторное занятие: (4 часа) Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.). Формы контроля.
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Творческие работы представляются в виде:
Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
Отчётов по наблюдению за природными объектами;
Оформленных исследовательских работ;
Экологических сказок;
Стихотворений;
Книг-раскладушек и т.д.
Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.
Методические рекомендации.
При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы способствуют, продвижению пути ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводиться роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы. Всё деятельность ребёнка на занятиях можно рассматривать как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности – репродуктивный и творческий. Сначала ребёнок усваивает опыт и лишь, затем, отталкиваясь от этого, начинает действовать, проявляя своё творчество. Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков. В этом большую помощь оказывают включаемые в процесс обучения инструкционные и технологические карты. Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе. Для выполнения дидактических условий занятия осуществляется организация и подготовка детей к выполнению заданий. Для этого дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка. Большое значение в экологическом воспитании имеют экскурсии в природу. Общение с природой пробуждает у детей чувство прекрасного, развивает эстетическое восприятие мира.
Описание материально-технического обеспечения программы.
№ п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения. Количество.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
1.
2.
3.
4.
5. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет [Текст]/ Т. М. Бондаренко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. – 159с.
Гаврина, С. Е. 100 кроссвордов о растениях и животных [Текст]/ С. Е. Гаврина. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 120с.
Лободина, Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе [Текст]/ Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 266с.
Черемисина, Л. Д. Основы экологии – младшим школьникам [Текст]/ Л. Д. Черемисина. – Москва: АРКТИ, 2006. – 88с.
Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры [Текст]/ М. И. Нагибина - Ярославль: академия развития, 1997. – 134с
Печатные пособия.
1. Картинки по тематике, определённой примерной программой кружка. 2.
3.
Справочная литература
Красная книга Тульской области Технические средства обучения.
1
2
3
4
Классная доска
Мультимедийный проектор . Компьютер.
Экран.
Экранно-звуковые пособия.
1
2
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения .Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения .Игры и игрушки.
1 Настольные развивающие игры, викторины. Оборудование класса.
1
2
3
4
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Классная доска Календарно- тематическое планирование
№ Название раздела Тема занятия Кол-во часов Дата
1 Тайны за горизонтом
Кто открыл Австралию? Практические работы с картой. 1 2 Существует ли жизнь в Антарктиде? Где родина фигового дерева? Практические работы с картой. 1 3 Жили-были динозавры... и не только они Голубые лягушки.
1 4 Когда появились первые рептилии?
1 5 Какими были первые рыбы?
1 6 Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?» 1 7 Тайны камней Разнообразие камней. Айсберг.
1 8 Что такое коралловый остров?
1 9 Где находится самая большая и самая глубокая пещера? 1 10 Сады камней. Практическая работа: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.). 1 11 Загадки растений Загадки растений .Растения - путешественники?(Что такое эвкалипт?) 1 12 Загадки растений Кактусы.
1 13 Загадки растений. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая. 1 14 Загадки растений .Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. 1 15 Загадки растений. Правила сбора
1 16 Загадки растений Охрана лекарственных растений.
1 17 Загадки растений . Почему оливу называют деревом мира?
1 18 Загадки растений. Обобщение по теме. 1 19 Эти удивительные животные «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.). Выхухоль. Разумные дельфины. 1 20 Планета насекомых Обладают ли кузнечики слухом?
1 21 Планета насекомых Почему комар считается злейшим врагом
человека?
1 22 Муравьи и их квартиранты.
1 23 Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?
1 24 Загадки под водой и под землей Что такое ракушка-прилипала?
1 25 Как передвигается осьминог?
1 26 Что такое насекомоядные растения?
1 27 Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? 1 28 Может ли вода течь в гору?
1 29 Почему некоторые животные выглядят как растения? 1 30 Животные-рекордсмены Животные-рекордсмены . Интересные сведения о животных и их особенностях. 1 31 Тайны за горизонтом Атлантида – сказка или реальность. 1 32 Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?
1 33 Тайны камней Откуда взялись статуи на острове Пасха?
1 34 Почему нефрит называют национальным камнем Китая? 1