Разработка серии уроков по подготовке к написанию развёрнутого письменного высказывания с элементами рассуждения (задания С2 высокого уровня письменной части ЕГЭ)


Разработка серии уроков по подготовке к написанию развёрнутого письменного высказывания с элементами рассуждения (задания С2 высокого уровня письменной части ЕГЭ)
На данный момент я преподаю английский язык в 5-8-х классах, соответственно у меня не было опыта подготовки обучающихся именно 11-х классов к ЕГЭ, поскольку я работаю со своими детьми с начальной школы, и им только предстоит перейти в старшую школу и определиться с выбором ЕГЭ по английскому языку. Однако, в независимости от того, будут ли мои обучающиеся сдавать ЕГЭ по английскому языку или нет, программа обучения английскому языку в средней и старшей школе в нашей гимназии (прим. МБОУ гимназия № 9 г.о. Тольятти) построена на использовании УМК, содержащих типы заданий ЕГЭ, направленных на формирование и развитие языковых навыков и речевых умений, необходимых для сдачи данного экзамена. Таким образом, обучающиеся 7-8-х классов уже пишут сочинение с элементами рассуждения «Моё мнение», поскольку занимаются по учебникам повышенного уровня В1, в которых содержатся задания типа С2 письменной части ЕГЭ. Поэтому я представляю разработку 3-х уроков по подготовке обучающихся 7-го класса к написанию развёрнутого письменного высказывания с элементами рассуждения на тему «Any student caught stealing at school should be immediately and permanently excluded». Поскольку в средней школе в учебной программе и УМК ещё нет формулировки такого умения как создания письменного высказывания с элементами рассуждения, то мы начинаем работать над эссе, подводя обучающихся к написанию сочинения с элементами рассуждения, выявляя сходства и различия между 2-мя видами письменных работ.
Тема урока Закон есть закон. Подготовка к написанию сочинения с элементами рассуждения «Моё мнение»
Цель урока  Формирование и развитие умений письменной речи (написания развёрнутого письменного высказывания с элементами рассуждения)
Планируемый результат обучения,  в т.ч. формирование УУД Познавательные:
-постановка и решение учебных задач;
-построение логического письменного высказывания с элементами рассуждения;
- освоение техники написания сочинения-рассуждения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества в группе;
- построение речевых высказываний в ходе дискуссии.
Личностные:
-нравственно-этическое оценивание;
-готовность к сотрудничеству.
Регулятивные:
-целеполагание;
-планирование;
-прогнозирование;
-самоконтроль;
-коррекция.
Основные понятия  Эссе, сочинение-рассуждение, связующие слова и фразы, мнение, аргументы, закон, наказание.
Межпредметные связи  Право, обществознание.
Ресурсы  Учебник и рабочая тетрадь «Лазер. Уровень В1» 7-8 класс.
Авторы: Малькольм Манн, Стив Тейлор-Ноулз Электронный учебник «Лазер. Уровень В1» 7-8 класс. Интерактивная доска
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Оргмомент Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Учитель приветствует детей.  Создаёт эмоциональный и деловой настрой для работы.
Дети приветствуют учителя. Настраиваются на урок, показывают готовность к уроку.
1. Целеполагание и мотивация  Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана урока и определение последовательности действий (Регулятивные УУД).
Умение давать определения понятиям (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).  Создаёт условия для осознания обучающимися проблемы и подводит их к самостоятельной постановке цели и задач урока. Вовлекает в учебную деятельность.
Учитель предлагает детям дать определение жанру эссе и обращает внимание на связующие слова и фразы для написания эссе как один из признаков данного жанра:
What kind of composition is an essay?
Pay attention to the linking words and phrases used in an essay.
They present some useful language for an essay.
Отвечают на вопросы учителя,  слушают одноклассников, формулируют цель урока (самостоятельно на русском и совместно с учителем на английском) – научиться писать сочинение с элементами рассуждения «Моё мнение» / The aim is to learn to write an essay giving an author’s opinion и задачи урока / tasks:
- дать определение понятию эссе / to define the concept of an essay;
-определить структуру эссе / to determine the structure of an essay;
-узнать связующие слова и фразы, необходимые для написания данного вида сочинения с целью их функционального использования / to learn linking words and phrases needed to write this type of composition with a view to their functional use.
Обучающиеся совместно с учителем дают определение эссе:
An essay is a composition which discusses / gives different points of view on a subject.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности  Умение сравнивать (Познавательные УУД).
 Учитель предлагает произвести актуализацию изученного материала по теме «Закон есть закон», а именно сравнить раздел «Письмо» с другим разделом юнита, в котором также использовались связующие слова и фразы для решения определённых коммуникативных задач, и приводилось собственное мнение по обсуждаемым вопросам.
Compare the part “Writing” with the other part of the unit where we also used linking words and phrases to do specific communication tasks and where we gave our own opinion on the issues discussed.
Учитель фиксирует возникшие затруднения. Обучающиеся осуществляют актуализацию полученных знаний с опорой на личный жизненный опыт и ранее приобретённый учебный опыт.
Дети проводят аналогию с разделом «Говорение», отмечая наличие связующих слов и фраз для достижения определённых коммуникативных задач (выражения мнения, приведения аргументов и следствий по обсуждаемым ранее вопросам).
Well, the part “Writing” is similar to the part “Speaking” where we also used linking words and phrases to do such communication tasks as expressing opinion, introducing reasons and results on the problems discussed earlier.
Однако, обучающиеся выявляют расширение списка связующих слов и фраз для эссе и, соответственно, отмечают появление неизвестных им фраз.
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)
 Соотнесение понятий и определений. Постановка проблемы (Познавательные УУД).
 Учитель предлагает обучающимся соотнести список связующих слов и фраз для эссе с их функциями, приведёнными в учебнике.
Let’s go through the list of purposes that are the different things one might want to do when writing an essay. Match these purposes with each group of linking words and phrases.
Выявляет причину возникших затруднений в незнании обучающимися точного перевода связующих слов и фраз и их функций. Подводит детей к постановке цели деятельности. Обучающиеся отмечают причину возникших у них затруднений с соотнесением в незнании перевода связующих слов и фраз и их функций употребления в эссе. Дети ставят следующую учебную задачу – овладеть значением и функциями связующих слов и фраз с целью их грамотного использования в соответствующих местах в эссе для решения определённых коммуникативных задач / to learn the meaning and functions of the linking words and phrases with a view to their proper use in the appropriate places in the essay to do specific communication tasks.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» обучающимися нового знания)
 Поиск и выделение необходимой информации (Познавательные УУД).
Планирование учебного сотрудничества с одноклассниками (Коммуникативные УУД).

Коррекция (Регулятивные УУД).
 Учитель распределяет обучающихся по группам и ставит перед ними следующую задачу – перевести список связующих слов и фраз для эссе и целей, которым служат данные слова и фразы, и соотнести их.
Далее учитель предлагает детям в группах обсудить следующие вопросы с опорой на картинку:
-Do you see police officers in schools like this in your own country?
-Why do schools in some countries have police officers?
-Do you think it’s a good idea?
После предварительного обсуждения вопросов учитель говорит детям прочитать эссе и выявить мнение автора по последнему вопросу.
Учитель даёт детям установку на заполнение пропусков в эссе связующими словами и фразами и их идентификацию.
В ходе проверки учитель фиксирует затруднения, связанные с расположением связующих слов и фраз в нужных местах в тексте эссе и с подменой фраз со схожими функциями на первый взгляд (например, фразы «On the one hand, …/On the other hand…» для представления 2-х противоположных взглядов путают со словами «Although…/…but../However...» для выражения контраста между последовательно идущими предложениями)
Совместно с обучающимися разбирает ошибки.
 Обучающиеся переводят связующие слова и фразы для эссе и их цели частично с опорой на знакомые понятия из приобретённого учебного опыта, частично с использованием электронного переводчика и печатных словарей. Соотносят слова и фразы с их функциями. Узнают, каким целям они служат, и предполагают, в каких местах в сочинении их можно употребить.
Например:
We use “Firstly, … /To begin with, …” for introducing the first point in a list of points. They may appear at the beginning of the paragraph while giving the first point of view among other points of view.
We use “In conclusion, … / In summary, … ” for introducing a conclusion. They may appear at the end of the essay in the final paragraph .
Обучающиеся обсуждают данные вопросы в группах. Находят мнение автора в тексте эссе и отмечают, что он против полицейских в школе – The writer would say that police officers are not necessary in their schools and would actually have a negative effect.
Идентифицируют связующие слова и фразы и заполняют пропуски согласно функциям данной лексики, изученной в предыдущем упражнении.
Обучающиеся обнаруживают данные затруднения и вместе с учителем производят коррекцию. Определяют логическую последовательность связующих слов и фраз в тексте эссе.
5. Реализация проекта  Смысловое чтение. Поиск и выделение необходимой информации. Умение доказывать (Познавательные УУД).
Решение коммуникативных задач (Коммуникативные УУД).  Учитель даёт детям задание: прочитать 2-е эссе-образец о граффити и распределить абзацы в логическом порядке, обращая внимание на первое предложение в каждом абзаце, которое связывает предыдущий абзац с последующим, и вставить в нужных местах в тексте, в конце определить тему эссе из представленных, обсудив её в группах. Обучающиеся располагают абзацы в логическом порядке в эссе о граффити, успешно заполняют пропуски а тексте необходимыми связующими словами и фразами, на данном этапе чётко осознавая их функции и последовательность. Обсуждают тему эссе в группах, приводят аргументы из текста, доказывают свою точку зрения.
The topic of the essay is “Graffiti artists should be punished”, because firstly, graffiti can be destructive, moreover, graffiti artists paint on public property or private houses, finally, the task of cleaning up graffiti is very expensive and difficult, and because of this, graffiti artists should be punished so that they will stop doing it.
6. Первичное закрепление во внешней речи  Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Умение сравнивать (Познавательные УУД).
 Учитель предлагает детям в парах ответить на 5 вопросов
по 3-му эссе на тему: «Какую роль играет тюрьма для преступников?»:
1)Underline all the linking words and phrases used and explain their functions.
2)What is the purpose of each of the 4 paragraphs?
3)Is the language of the essay formal or informal? Prove it.
4)How many advantages and disadvantages of prisons are mentioned? What are they?
5)Which punishments are mentioned apart from imprisonment?
Обучающиеся в парах обсуждают вопросы к эссе, затем озвучивают ответы, сравнивая их целым классом.
We’ve pointed out such linking words and phrases as “such as (for giving examples); however (expressing contrast (a different view); on the one hand; firstly; secondly; in addition; as a result; on the other hand; moreover; in conclusion; I believe that.”
The purpose of the 1st paragraph is to introduce the subject of the essay. The purpose of the 2nd paragraph is to say what the advantages of prisons are. Etc.
The language of the essay is formal, because there are no contractions.
Three advantages and disadvantages of prisons are mentioned.
The advantages are the following: prisons protect us from people who might harm us; they punish people who have committed crimes; they teach people that ‘crime doesn’t pay’.
The disadvantages are the following: prisoners learn in prison how to commit worse crimes; when they leave, they break the law again; some people who commit crimes are mentally ill and doctors can help them much more than prisons can.
Such punishments as community service and a fine are mentioned apart from imprisonment.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону  
Нравственно-этическое оценивание (Личностные УУД).
Решение учебных задач. Умение сравнивать (Познавательные УУД).
Коррекция. Контроль (Регулятивные УУД).
 Учитель настраивает детей на подготовку к написанию собственного развёрнутого письменного высказывания с элементами рассуждения на тему: Any student caught stealing at school should be immediately and permanently excluded.
На данном этапе обучающимся нужно письменно ответить на следующие вопросы:
1)What does the statement mean?
2)Should we allow stealing at school?
3) Should a student be permanently excluded for repeatedly stealing money from other students? Why?/Why not?
4) Should a student be permanently excluded for stealing a pen from the school office? Why?/Why not?
5)So should the punishment depend on the circumstances?
6)Can you think of any problems with permanent exclusion as a punishment?
7)What other punishments could be given instead?
8)Why are they more suitable?
9)Can you sum up your opinion in one sentence?
Ответы на данные вопросы служат заметками для написания черновика сочинения с элементами рассуждения. Учитель объясняет детям структуру и содержание сочинения, сначала с опорой на план, представленный в учебнике:
1st paragraph
Purpose – introduce the subject
Useful expressions: There is no doubt that …
Schools cannot allow …
However, …
2nd paragraph
Purpose – present arguments in favour of permanent exclusion, give reasons
Useful expressions:
On the one hand, …
Firstly, …
Secondly, …
Finally, …
For example, …
Because of this, …
3rd paragraph
Purpose – present arguments against permanent exclusion, give reasons
Useful expressions:
On the other hand, …
To begin with, …
In addition/Moreover,…
Lastly, …
…such as…,
As a result, …
4th paragraph
Purpose – come to a conclusion
Useful expressions:
In conclusion/In summary, …
I believe that/In my opinion, …
Write about 120-150 words.
Затем предлагает детям сравнить план из учебника с планом и требованиями ЕГЭ к заданию С2 (написанию сочинения с элементами рассуждения).
Учитель вместе с детьми корректирует формулировку задания и план в соответствии с требованиями ЕГЭ к заданию С2.
Comment on the following statement.
Any student caught stealing at school should be immediately and permanently excluded.
What is your opinion? Do you agree with this statement?
Write 200-250 words.
Use the following plan:
1st paragraph
Make an introduction (state the problem)
2nd paragraph
Express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion
3rd paragraph
Express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion
4th paragraph
Explain why you don’t agree with the opposing opinion
5th paragraph
Make a conclusion restating your position
Таким образом, учитель и обучающиеся изменяют содержание и структуру плана и объём текста.
 
Обучающиеся письменно отвечают на вопросы к заданной теме эссе.
1.The statement “Any student caught stealing at school should be immediately and permanently excluded” means that a person caught stealing at school has to leave the school forever.
2.No, we should not allow stealing at school, as it is illegal to do.
3.I really feel that a student should be permanently excluded for repeatedly stealing money from other students, since the student did not understand his or her wrong behaviour after stealing money once.
4. It seems to me that a student should not be permanently excluded for stealing a pen from the school office, because it is a less serious crime in comparison with such crimes as burglary or robbery.
5. So, everything stated above means that the punishment should depend on the circumstances. On the one hand, …
On the other hand, …
Etc.
После проверки письменных ответов обучающихся учителем дети пишут черновик сочинения с элементами рассуждения «Моё мнение» в соответствии с требованиями ЕГЭ к заданию С2.
Затем проверяют соответствие своего черновика сочинения цели задания и плану согласно следующим критериям:
решение коммуникативной задачи;
организация текста (деление на 5 абзацев);
лексика (связующие слова и фразы, слова и фразы по теме: «Закон и наказание»);
грамматика (сложные структуры, например, Conditionals, Bare infinitive Passive)
орфография и пунктуация.
объём текста (200 - 250 слов);
содержание высказывания, которое должно включать все аспекты (вступление; главную часть с высказыванием своего мнения с двумя - тремя аргументами в его защиту; чужую точку зрения с объяснением, почему она существует; контраргументы; заключение с подтверждением своей точки зрения);
стилевое оформление речи (формальный стиль: полные формы глаголов, полные предложения, вводные слова и фразы).
Обучающиеся сдают черновик сочинения с элементами рассуждения «Моё мнение» учителю на проверку.
8. Включение в систему знаний и повторение  
Решение поставленной проблемы (Познавательные УУД).
Коррекция. (Регулятивные УУД).
 После проверки черновика сочинения с элементами рассуждения учитель отмечает типичные ошибки:
1)отход от темы (рассуждение о воровстве как преступлении в целом или других видах преступлений);
2)частичное несоответствие аргументации заявленному тезису;
3)отсутствие развёрнутой аргументации;
4)неправильная формулировка проблемы в начале высказывания (1-м абзаце) и некорректный вывод в конце;
5) неправильное деление текста на абзацы;
6) лексико-грамматические (неверное употребление артиклей, времён и структур.Например: Student who stealing / Students should excluded / A student was caught stealing should be excluded / Another schools / If a student will steal, he or she would be excluded.Подмена слов what, that, so that; thief и theft.
и орфографические ошибки (stealling,thieft, behavor, exluded, commiting)
7)несоблюдение требуемого объёма (200–250 слов).
Затем учитель ставит перед детьми задачу: в качестве домашнего задания написать развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на тему Any student caught stealing at school should be immediately and permanently excluded в соответствии с требованиями ЕГЭ к заданию С2 и, принимая во внимание изученные ошибки.
 
Обучающиеся пишут развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на тему Any student caught stealing at school should be immediately and permanently excluded. Используют весь полученный на предыдущих занятиях учебный опыт, свой жизненный опыт, учитывают допущенные ранее ошибки при подготовке к написанию данного сочинения, исправляют их.
9. Рефлексия деятельности (итог урока) Умение анализировать учебную деятельность (Регулятивные УУД).
 Учитель вместе с обучающимися подводит итоги совместной деятельности, привлекая детей к самоанализу, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Вначале анализ проводится в небольших группах, затем один из представителей каждой группы анализирует результаты 3-х уроков перед всей группой.
Учитель подводит итоги индивидуальной деятельности обучающихся. За активность и грамотность ответов в ходе 3-х уроков обучающиеся получали баллы, которые в конце превратились в оценки.
Учитель также оценивает личный вклад обучающихся в совместную учебную деятельность (оригинальные мысли, полезные идеи) Обучающиеся анализируют результаты 3-х уроков в небольших группах и отмечают, что за это время они:
1)усвоили требования ЕГЭ к написанию развёрнутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Моё мнение» по предложенной проблеме и овладели умениями создания данного вида письма в разной степени (успешно и менее успешно, т.е. нуждающегося в доработке);
2) научились планировать учебное сотрудничество в группе и строить речевые высказывания в ходе дискуссии;
3)научились ориентироваться в системе правовых и моральных норм, касающихся преступлений и наказаний за их совершение;
4) научились целеполаганию; планированию; прогнозированию; самоконтролю; коррекции своей деятельности.