Мои педагогические наработки. Эссе.

«Мои педагогические наработки»

«Стать мастером педагогического дела – это не самоцель,
эта страсть должна быть присуща
профессии педагога как неотъемлемая черта»
Ш.А. Амонашвили

Мастер своего дела! Что же это значит?
На мой взгляд, педагогическое мастерство складывается из нескольких составляющих. Нужно уметь владеть навыками самосовершенствования, иметь индивидуальный стиль деятельности, владеть методикой, технологией реализации этой деятельности, индивидуальными наработками, инновационными методами и формами работы, испытывать желание познать себя через анализ образовательных ситуаций и рефлексию профессиональной деятельности. Постоянно искать пути искусного решения проблем обучения и воспитания детей; уметь организовывать педагогический процесс таким образом, чтобы обучение и воспитание детей происходило с легкостью, без принуждения. Быть нужным и любимым для детей человеком, вселяющим в них радость, заботу, спокойствие и уверенность.
Задачи моей педагогической деятельности – обучение, воспитание детей с лёгкой умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами  образования, а также социально-психологической реабилитации для их последующей интеграции в общество.
Педагог – это созидатель, творец, ему открыто самое дорогое и самое хрупкое – детские души, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью.
Происходящие сейчас в общественной жизни изменения требуют от учителя не просто передавать знания традиционным способом, а использовать новые формы и способы обучения, ориентированные на индивидуальное развитие личности. 
Известно, есть дети, обладающие огромной энергией, не всегда стремящиеся к знаниям, не имеющие того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебно-воспитательного процесса. Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно, и тогда выступает важный источник познавательного интереса - организация и включение в урок коррекционно-развивающих заданий, упражнений, игр. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
В своей работе придаю большое значение созданию в классе спокойной  доброжелательной атмосферы, взаимоподдержки и взаимопомощи. Для повышения мотивации к изучению предмета мне помогают нетрадиционные формы урока: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-игра Для проверки знаний: тестирование, викторины. Использую разные формы организации урока: индивидуальную, групповую, фронтальную.
У школьников с нарушениями интеллекта важно побудить мыслительный процесс. Учитываю реальные возможности детей, организую продуктивную деятельность всего класса, осуществляю дифференцированное обучение. Для этого применяю различные методы: репродуктивный, частично-поисковый, практический и наглядный. Работу организую  так, чтобы со временем степень самостоятельности учащихся возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры, памятки-алгоритмы.
На уроках также широко применяю методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторины, деловые игры, побуждающие мыслительную активность.
Особое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. Применяю такие виды: физкультминутки с музыкальным сопровождением, гимнастика для глаз, релаксационные и кинезиологические упражнения, дыхательные и артикуляционные гимнастики, элементы музыкотерапии. Простраиваю урок в соответствии с  психофизиологическими особенностями учащихся, учитываю время для каждого задания. С целью исключения перегрузок школьников дозирую объём материала. На уроках использую мультимедийный, презентационный материал.
В своей педагогической деятельности я целенаправленно использую мои педагогические наработки, включающие ряд коррекционных заданий, упражнений, дидактических игр.  Присутствие в коррекционно-развивающих упражнениях элемента занимательности, игры, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала - вот те основные приёмы активизации познавательной деятельности, реализация которых позволяет решить в практике обучения и задачу формирования прочных знаний, умений и навыков и задачу развития познавательных способностей учащихся.
Элементы занимательности и новизны, игры, встречи с любимыми героями, несложные, но интересные наглядные пособия вызывают у детей чувство удивления, радости, интерес к работе. Ученики чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и вместе с учителем добиваются положительных результатов в ходе урока.
Многие игры и упражнения можно строить на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно, с интересом приступают к выполнению упражнения.
Коррекционно-развивающие задания могут быть использованы, как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Они должны в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Из всего вышесказанного следует, что коррекционно-развивающие упражнения, задания, игры позволяют не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей.
Именно это побудило меня разработать ряд методического материала. Мною были составлены следующие сборники:
Сборник коррекционно-развивающих заданий, упражнений, дидактических игр на уроках русского языка и развития речи по разделам «Состав слова» и «Имя существительное» для 5 класса.
Сборник коррекционно-развивающих заданий, упражнений, дидактических игр на уроках русского языка и развития речи по разделу «Имя прилагательное» для 6 класса.
Сборник коррекционно-развивающих заданий, упражнений, дидактических игр на уроках русского языка и развития речи по разделу «Глагол» - 7-8 классы.
Сборник коррекционно-развивающих заданий, упражнений, дидактических игр на уроках русского языка и развития речи по разделам «Наречие» и «Имя числительное» для 9 класса.
Возбудить у школьника желание к познанию, к владению все новыми и глубокими знаниями по русскому языку и литературному чтению мне большую помощь оказывают информационные технологии, так как уроки с использованием компьютера, мультимедийного проектора обеспечивают качественно новый уровень восприятия информаций: учащиеся не просто пассивно созерцают, а активно участвуют в происходящем.
И напоследок хочется сказать:
Педагог – он вечный созидатель. Он жизни учит, и любви к труду. Я педагог, наставник, воспитатель, За что благодарю свою судьбу.
Так могу ли я сказать, что я мастер, творец своего дела? С уверенностью говорю, да!
Заголовок 215