Конспект открытого урока чтения Н.Носов Затейники


Государственное бюджетное образовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат Станицы Старолеушковской.
Конспект открытого урока чтения и развития речи в 4 классе по теме :
Н. Носов «Затейники».
Учитель начальных классов Бигдаш Л. Н.
Тема: «Затейники». Н. Носов.
Цели урока:
познакомить детей с рассказом Н. Носова «Затейники» и биографией автора;
развивать мыслительную деятельность, навыки беглого и правильного выразительного чтения;
развивать умение читать текст по ролям;
учить определять и прогнозировать настроение произведения;
формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев;
учить составлять план рассказа;
корригировать звукопроизношение;
воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование:
портрет Н. Носова, выставка книг Н. Носова, карточки для словарной работы, каротчки с названиями частей плана, ПК, запись на ПК- «Лесная физминутка».
План урока.
I. Организация на урок.
-Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
- Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы сегодня меня слушать и слышать.
- Ребята, кто из вас любит читать? А кто ходит в нашу школьную библиотеку?
- А что нужно уметь делать, чтобы стать настоящим читателем?
- Правильно, нужно уметь хорошо читать.
- Чтобы читать быстро и правильно, проведём небольшую речевую разминку.
II. Речевая гимнастика.
1). «Свеча».
- Представьте себе, что на ладошке перед вами горит свеча. Сначала дуем аккуратно, долго, чтобы не затушить. А теперь подуем изо всех сил и затушим свечу.
2). «Греем ладошки».
- Ребята, на улице осень, у вас мёрзнут руки. Дует летний, тёплый ветерок ( звук -с-).
- Ладошки нагрелись, надо немного охладить. Ветерок осенний, прохладный ( звук -ш).
3). «Шарик».
- Надувала кошка шар, а котёнок ей мешал. Подошёл и лапкой - топ!
А у кошки шарик -лоп!
- Покажите, как из шарика выходит воздух ( звук-ш- ).
III. Проверка домашнего задания.
Работа на компьютере.
Восстановление деформированного текста. 1-3 строфа из стихотворения Д. Хармса «Игра». Пропущены последние слова в каждой строфе. Учащиеся прочитывают отрывки и допечатывют слово.
Проверка правильности выполнения.
IV. Сообщение темы, цели урока.
- Чтобы узнать, произведение какого автора мы сегодня будем читать, определите, откуда взяты эти строки.
1). « Только Котька полез на горку - бух носом!
- Ого, говорит, скользкая!
( Н. Носов « На горке»).
2). «Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха.»
( Н. Носов « Живая шляпа»).
3). «Когда стемнело, мы с Мишкой зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под крышки каша лезет».
( Н. Носов «Мишкина каша»).
- Ребята, кто написал для нас эти замечательные произведения?
( Н. Носов).
Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Н. Носова- «Затейники».
Физминутка.( испотльзовать запись на ПК).
V. Работа по теме.
1). Вступительное слово учителя. ( Показ портрета писателя).
- Н. Носов родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Его папа был актёром эстрады, а мама - рукодельницей и певуньей.
В детстве Н. Носов увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. В школьные годы хотел стать музыкантом, играл на скрипке.
Прежде чем стать писателем, продавал газеты, был землекопом, возчиком брёвен.
Первый рассказ он написал для своего маленького сына. Этот рассказ был напечатан в детском журнале «Мурзилка».
2). Проверка восприятия:
- Чем увлекался в детстве Н. Носов?
- Для кого он написал свой первый рассказ?
3).
-Мы с вами прочитали уже немало рассказов этого писателя. Попробуйте предположить, каким будет по характеру сегодняшний рассказ : грустный , или весёлый? Проверим , правы ли вы были.
Комбинированное чтение учителем и учащимися текста на странице 29- 31.
После прочтения слов «Выбежали в коридор и дверь захлопнули».
- Ребята, как вы думаете, чем закончится рассказ?( Ответы детей).
Закончить чтение рассказа.
4). Проверка восприятия
- Так чем же закончился рассказ?
- Скажите, действительно ли это весёлый рассказ, как вы предполагали?
5). Словарная работа.
- Так как вы теперь можете объяснить название рассказа? Кого называют затейниками?
6). Чтение по « цепочке» отрывка до слов:
« Если серый волк придёт, мы его прогоним»
- Кто рассказчик? ( Петя).
- Как дети затеяли игру?
- Как сказать по-другому «темно- темно»?
7). Чтение по ролям рассказа до конца.
8) Проверка понимания содержания.
- Как вы думаете, получилась ли у ребят игра? Объясните, почему.
9). Словарная работа.
- Как вы понимаете выражение «подкрался на цыпочках»?
Физминутка.
- Кто в лесу крадётся? Покажите.
- А как три поросёнка убегают от волка ?
- А как медведь шагает по лесу?
10). Составление коллективного плана рассказа по данным названиям каждой части.
а). Постройка домика.
б). А если это серый волк?
в).Игра не получилась.
11). Выборочное чтение.
- Прочитайте, как дети делали дом?
- Почему дети так и не стали чинить домик?
11) Обобщение.
- А вы боитесь темноты?
- Как можно справиться со своими страхами?
- Как вы думаете, за что можно похвалить ребят?
- А за что мама могла бы их поругать?
- Как вы думаете, чему хотел научить вас Н. Носов?
12). Ориентировка на привитие интереса к чтению.
- Ребята, я побывала в нашей школьной библиотеке и узнала, какие книги Н. Носова там есть. Посмотрите, сколько их.
- Я знаю, что вы очень любите рассказы Н. Носова, поэтому предлагаю вам как можно быстрее пойти в библиотеку и выбрать себе книгу по душе.
VI. Домашнее задание.
1 вариант. Придумать продолжение рассказа :
« На следующий день дети снова остались дома одни...»
2 вариант. Чтение по ролям отрывка рассказа.