Конспект НОД в подготовительной логопедической группе Транспорт.


Тема непосредственно образовательной деятельности: «Транспорт»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель: Расширять представления детей о транспорте, закреплять знания по формированию лексико-грамматических средств языка и аналитика - синтетической деятельности на уровне слова и предложения.
Задачи:
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание желания сотрудничать с педагогом, внимания к обращенной речи;
Воспитание доброжелательности, взаимопомощи и взаимовыручки,
Воспитание инициативности, чувства ответственности и уверенности в себе;
Углублять интерес к занятиям по обучению грамоте.
Коррекционно-развивающие:
Развитие умения излагать мысли, логического мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия, воображения, общей и мелкой моторики, навыков пространственной ориентации.
Коррекционно-образовательные:
Уточнение и систематизация знаний детей о различных видах транспорта;
Расширение и активизация словаря по теме «Транспорт»
Совершенствование грамматического строя речи:
словообразование путем сложения основ;
образование  существительных в форме творительного падежа;
образование приставочных глаголов;
образование сравнительной степени прилагательных.
Совершенствование навыков аналитика – синтетической деятельности на уровне слова и предложения;
1. Организационный момент. Мотивация.
Логопед. Во все времена человеку нужны были средства передвижения для того, чтобы перевозить людей и грузы на дальние расстояния. Сегодня мы с вами совершим путешествие на машине времени и посмотрим, как развивался транспорт. Нам в этом поможет мой помощник – компьютер.
Целеполагание: А вы, ребята, знаете, что такое машина времени? (Дети дают ответы.) Да, машина времени помогает людям перемещаться во времени и пространстве. Но существует она пока только в нашем воображении. Давайте представим, как будет выглядеть наша машина времени. (Дети дают ответы.) А вот — пульт управления. Но сначала вспомните, на какие группы можно поделить весь транспорт. (Наземный, водный и воздушный.)
2.Основная часть.
- Обхватите плечи руками. Я нажимаю цифру «один» на пульте управления, и мы отправляемся в первое путешествие. Звучит музыка.
- Пожалуй, самым большим достижением человека для передвижения по земле стало изобретение... колеса. Позднее человек изобрел для передвижения и перевозки грузов двухколёсную арбу, в которую запрягал лошадь или осла. Потом для перевозки тяжелых грузов изобрели телегу. В нее запрягали: волов и лошадей.
Может быть, вы мне подскажите, кого ещё люди запрягали.
- Оленей, собак в северных странах.
- В городах люди также стремились к быстрому передвижению. И в один прекрасный день изобрели велосипед, которым человек мог управлять самостоятельно. Подскажите мне, пожалуйста, сколько у велосипеда колёс?
Дети отвечают (2).
- А посмотрите на это (трёхколёсный велосипед), сколько у этого велосипеда колёс?
- 3
- Как можно назвать этот велосипед, одним словом?
-Трёхколёсный.
- А если 2 колеса (двухколёсный), а если 4 (четырёхколёсный). После велосипеда изобрели трамвай и паровоз. Что общего у этих видов транспорта?
- Они двигаются по рельсам.
Паровоз мог перевезти очень большие грузы и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы и что - же получилось?
- Получился первый автомобиль. Какие бывают автомобили?
- Легковые, грузовые, спортивные, специальные...
Упражнение с массажным мячом «Кто управляется спортивным автомобилем, автобусом, такси, поездом, велосипедом, трактором, экскаватором, мотоциклом?» (употребление  существительных в форме творительного падежа) - Гонщик, водитель, таксист, машинист, велосипедист, тракторист, экскаваторщик, мотоциклист.
Игра «Путешествие»
- Сейчас мы с вами отправимся в свое путешествие на поезде. Тихонько встали из-за столов, построились друг за другом. Как вагоны у поезда, положите руки на пояс своему соседу. А я буду паровозик. Я буду управлять поездом, а вы мне помогайте. Ехали мы ехали, до цветов (что сделали?) – доехали, ехали мы ехали, и к дверям (что сделали?) – приехали. Ехали мы ехали, до окна (что сделали?) – доехали, ехали мы ехали, все столы (что сделали?) – объехали. Ехали мы ехали, к стульчикам (что сделали?) – приехали. Где находиться вагончик Юля?
- Между Костей и Дианой
Где стоит вагончик Игорь?
- После Кости
Тихонько сели на места.
- Теперь снова обхватите плечи руками. Я нажимаю на пульте цифру «два», и на машине времени мы отправимся во второе путешествие. Сейчас мы узнаем о том, как развивался водный транспорт. Перед вами набор картинок, которые нужно расставить в правильном порядке, догадаться и рассказать, как происходило развитие водного транспорта.
Дети рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия. (Плот, лодка, парусник, пароход).
Игра «Шифровальшик»
-Ребята давайте поиграем с вами в шифровальщиков.
У вас на столах лежат листы с ручками. На них вам нужно будет записать шифр, который будет нужен, чтобы разгадать слово. Что бы получить шифр вам нужно будет немного потрудиться, записывайте ответы в строчку.
1. Послушайте первое задание: «Вам будет нужно посчитать слоги в слове «пароход» и записать количество слогов цифрой». – 3
2. Послушайте слово и определите, какой по счету стоит звук «о» и запишите его место цифрой – мох – 2.
3. Посчитайте сколько гласных звуков в слове плот и запишите – 1.
4. Послушайте предложение и посчитайте, сколько слов в нём. Запишите с помощью цифры. Лодка причалила к берегу. – 4.
Ну, вот и зашифрованное слово – яхта.
- А теперь давай те поиграем в игру "На волне океана”. Ребенку, лежащему на спине, ставится на живот игрушечный кораблик. Вдох и выдох делается животом. Выполнение гимнастики под звуки моря.
- А сейчас обхватите плечи руками, я нажимаю на пульте цифру «три», и на машине времени мы отправимся в последнее, третье, путешествие. Сейчас мы узнаем о том, как развивался воздушный транспорт. Перед вами третий набор картинок, которые снова нужно расставить в правильном порядке и попробовать догадаться и рассказать, как происходило развитие воздушного транспорта.
Дети рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия. (Воздушный шар, планёр, пассажирский самолёт, космический корабль — ракета.)
Молодцы, а теперь поиграем в игру
Игра «Вставь слово» (Образование сравнительной степени прилагательных)
Самолет летит высоко, а ракета….выше.
Самолет летит далеко, а ракета….дальше.
Самолет летит быстро, а ракета… быстрее.
Самолет мощный, а ракета… мощнее.
Самолет большой, а ракета…больше.
Самолет тяжелый, а ракета…тяжелее.
Самолет просторный, а ракета…просторнее.
Самолет длинный, а ракета…длиннее.
Заключительная часть.
Молодцы пора нам возвращаться Логопед нажимает на кнопку. Ну что ребята, в каком путешествии во времени вам больше понравилось? Где у вас возникли трудности? А вы, на каком виде транспорта уже передвигались? А на каком транспорте вам больше всего хотелось бы оказаться?