Рабочая программа для 8-9 по информатике 2016-2017 уч.год (по Босовой) для Севастополя


Государственное бюджетное образовательное учреждениегорода Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа № 30
имени Героя Советского Союза Г.А. Рубцова»
Рассмотрено на заседании МО
РуководительМО________
Г.В. Кашперук
протокол № ______
от «____» ________ 2016г
СОГЛАСОВАНО»
Завуч ГБОУ СОШ № 30
_________Е.А.Аксёнова
«___»___________ 2016 г. «УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
______________В.В.Куклин
Приказ № ___.
от «_____» __________ 2016г.
 
Рабочая программа
по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
для 8– 9 классов
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель I квалификационной категории
Костромина Анна Анатольевна
Рабочая программа составлена к комплекту учебников,созданных под руководством
Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____ от
«___» ___________ 2016 г.
Севастополь. 2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8-9 классов составлена на основе следующих документов:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);
Федерального государственного стандарта общего образования (приказ МОиН РФ от 17.12.2010, № 1897);
Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год";
Примерной программы по информатике и ИКТ для 8-9 класса авторской программы, рекомендованной Минобрнауки РФ. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы.
Школьного положения о рабочей программе по учебным предметам;
Учебного плана Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средней общеобразовательной школы №30 имени Героя Советского Союза Г.А. Рубцова» на 2016-2017 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическаячастькурса строится на основе раскрытиясодержанияинформационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется в независимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать,критическиоценивать,отбиратьинформацию;организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50.Привыполненииработпрактикумапредполагаетсяиспользованиеактуальногосодержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
Цели и задачи курса
Цели курса:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальныхиколлективныхпроектов,вучебнойдеятельности,дальнейшемосвоении профессий, востребованных на рынке труда.
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и общественной практики за счёт развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства и общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ;
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи изучения курса:
мировоззренческая задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества;
изучение представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования, работа с мультимедиа и информацией в интернете, общего представления об аппаратной и программной составляющих компьютера, программирования;
расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню;
приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью;
формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
развитиепознавательныхинтересов,интеллектуальныхитворческихспособностей средствами ИКТ;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
Место предмета в учебном плане.
В 2016/2017 учебном году обучение учащихся 8-9 по предмету «Информатика и ИКТ» должно осуществляться в соответствии с Федеральным базисным учебным планом 2004 года для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП) и федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего (базовый и профильный уровни) 2004 года.
ФБУП предусматривает преподавание предмета «Информатика и ИКТ» следующим образом:
Основная школа
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в 8-9 классах. Курс должен быть реализован в объеме не менее 105 часов за 2 года обучения.
Класс Количество часов в год Количество часов в неделю
8 35 1
9 70 2
Разработанная учебная программа на 2016-2017 учебный год полностью соответствует требованиям федерального базисного учебного плана и оптимизирует переход к ФГОС.
Программой предполагается проведение практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты— это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов;
создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
8 класс.
Тема 1. Информация и информационные процессы (8 ч)
Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды.
Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт).
Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка, хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Носители информации. Сетевое хранение информации. Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Основные этапы развития ИКТ.
Практические:
Пр. 1 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем».
Пр. 2 «Ввод символов»
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 ч)
Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.
Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.
Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Практические:
Пр.3 «Работа с объектами файловой системы».
Тема 3. Обработка графической информации (4 ч)
Пространственное разрешение монитора. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Глубина цвета. Видеосистема персонального компьютера.
Возможность дискретного представления визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Объём видеопамяти, необходимой для хранения визуальных данных.
Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Практические:
Пр. 4 «Работа с растровым графическим редактором»
Пр. 5 «Работа с векторным графическим редактором»
Пр. 6 «Обработка графической информации»
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Тема 4. Обработка текстовой информации (8 ч)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.
Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Информационный объём фрагмента текста.
Практические:
Пр.7 «Обработка текстовой информации»
Пр. 8 «Сохранение и загрузка текстовых файлов. Форматирование текста»
Пр. 9 «Форматирование абзацев и страниц»
Пр. 10 «Вставка спец. Символов и формул. Создание списков»
Пр. 11 «Создание таблиц, схем. Вставка рисунков»
Комплексная практическая. работа «Оформление реферата «История развития компьютерной техники»
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Тема 5. Мультимедиа (4 ч)
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного представления звука и видео.
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж.
Практические:
Пр.12 «Работа с готовой презентации»
Пр.13 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов»
Пр.14 «Создание мультимедийной презентации»
При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации
9 класс.
Тема 1. Математические основы информатики (12ч.)
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Практические:
Пр.1. Операции с числами в различных системах счисления.
Пр.2«Число и его компьютерный код»
Пр.3. «Таблицы истинности. Определение истинности логического выражения»
Пр.4 «Преобразование логических выражений»
Пр.5 «Решение логических задач»
Тема 2. Основы алгоритмизации (10ч.)
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Практические:
Пр.9 «Построение алгоритмов «следование».
Пр.10 «Построение алгоритмов «ветвление»
Пр.11 «Построение алгоритмов повторения с заданным числом повторений».
Тема 3. Основы программирования (10ч.)
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Практические:
Пр. 12 «Разработка программ с использованием линейных алгоритмов»
Пр. 13 «Разработка программы с использованием составного оператора ветвления»
Пр. 14 «Разработка программ с использованием различных циклов»
Тема 4. Моделирование и формализация (8ч.)
Понятия натурной и информационной моделей
Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Практические:
Пр.15 «Работа с готовой БД: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы»
Пр. 16 Создание однотабличной БД на компьютере. Формирование простых запросов»
Тема 5. Алгоритмизация и программирование (8 часов)
Этапы решения задачи на компьютере.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Практические:
Пр. 17 «Разработка программ на работу с массивами»
Пр. 18 «Разработка программ на поиск и сортировку массива»
Пр. 19 «Разработка программ на использование вспомогательных алгоритмов»
Тема. 6. Обработка числовой информации (6ч.)
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Практические:
Пр. 20 «Использование встроенных функций»
Пр. 21 «Сортировка таблиц и поиск данных в них»
Пр. 22 «Построение графиков и диаграмм»
Тема 7. Коммуникационные технологии (10ч.)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Практические:
Пр. 23 «Поиск информации в Интернете. Информационная безопасность».
Пр. 24 «Работа с электронной почтой»
Пр.25 «Разработка и публикация сайта»
6. Учебно-тематическое планирование
8 класс
Классы8А,8Б
Учебная рабочая программа для 8-х классов составлена с учетом авторской программы учебника Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Методических рекомендаций по УМК для основной школы: Информатика. Методическое пособие для учителя/ автор-составитель: М.Н. Бородин. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

№ п/п Наименование
разделов и тем Максимальная нагрузка учащегося, ч. Из них
Теоретическое обучение,
ч. Лабораторные и практические работы,
ч. Контрольная работа, ч.
1 Информация и информационные процессы 9 5 3 1
2 Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией 7 3,5 2,5 1
3 Обработка графической информации 4 1,7 1,8 0,5
4 Обработка текстовой информации 9 4 4 1
5 Мультимедиа 4 1,7 1,3 1
Повторение 1 Итого 34 16 12,5 5
9 класс
Классы 9А,9Б,9В
Учебная рабочая программа для 9-х классов составлена с учетом авторской программы учебников Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 и 9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Составленная учебная программа на 9 класс предусматривает изучение
№ п/п Наименование
разделов и тем Максимальная нагрузка учащегося, ч. Из них
Теоретическое обучение,
ч. Лабораторные и практические работы,
ч. Контрольная работа, ч.
1 Математические основы информатики 13 7,5 4,5 1
2 Основы алгоритмизации 10 5 4 1
3 Основы программирования 10 2 7 1
4 Моделирование и формализация 8 4 3 1
5 Алгоритмизацияи программирование 8 2 5 1
6 Обработка числовой информации 6 2,5 2,5 1
7 Коммуникационные технологии 10 5 4 1
Повторение 3 Итого 68 32,5 25,5 9
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала или повторение уже изученного, во второй части урока планируется практическое закрепление в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы ориентированы на использование дифференцированного и индивидуализированного подхода, метода проектов. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий, а также в виде самостоятельных работ.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета
Решение задач, возникших в связи с переходом к ФГОС, невозможно без организации самостоятельной (домашней) работы учащихся. Однако объем домашнего задания для учеников 9-11 классов, согласно нормам СанПин, не должен превышать 4 часов в день или, исходя из количества предметов в день, что составляет не более 40 минут на предмет.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум
тестирование
самостоятельные работы.
7.Календарное планирование
8 класс
1 час в неделю, всего 34 часа
№ п/п Тема урока часы теория практика Дата Дом. Зад.
план факт 1 семестр -16 ч
Тема 1. «Информация и информационные процессы» 9 5
+1 т/о 3 1 семестр 1/1 Цели изучения курса информатики и ИКТ. ТБ и организация рабочего места. 1 0,7 0,3 Введение, ТБ
2/2 Информация и её свойства 1 0,7 0,3 §1.1.
3/3 Информационные процессы. Обработка информации. 1 0,5 0,5 §1.2.(п.1.2.1-1.2.3)
4/4 Информационные процессы. Хранение и передача информации 1 0,7 0,3 §1.2(п.1.2.4-1.2.6)
5/5 Всемирная паутина как информационное хранилище.
Пр. 1 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем». 1 0,5 0,5 §1.3.
6/6 Представление информации
Пр. 2 «Ввод символов» 1 0,7 0,3 §1.4. в кл. зад. 4.1 с.185
7/7 Дискретная форма представления информации 1 0,7 0,3 §1.5.
8/8 Единицы измерения информации. 1 0,7 0,3 § 1.6, подг. к ТО повт гл.1
9/9 Проверочная работа 1. «Информация и информационные процессы». 1 Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией 7 3,5
+1 т/о 2,5 10/1 Основные компоненты компьютера и их функции 1 0,7 0,3 § 2.1
11/2 Персональный компьютер 1 0,5 0,5 § 2.2
12/3 ПО компьютера. Системное ПО 1 0,7 0,3 § 2.3
13/4 Системы программирования и прикладное ПО. 1 0,7 0,3 § 2.3
14/5 Файлы и файловые структуры.
Пр.3 «Работа с объектами файловой системы» 1 0,5 0,5 § 2.4 в кл. тренажер файл. сист.
15/6 Пользовательский интерфейс ОС. 1 0,5 0,5 § 2.5, подг. К ТО повт гл.2
16/7 Проверочная работа 2. «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». 1 2 семестр — 18 ч Тема 3. «Обработка графической информации» 4 1,7
+0,5 т/о 1,8 2 семестр 17/1 Формирование изображения на экране
компьютера.Технические средства компьютерной графики. 1 0,7 0,3 § 3.1§ 3.2
(п. 3.2.2), доделать пр. 6
18/2 Компьютерная графика. Создание графических изображений в растровом редакторе
Пр. 4 «Работа с растровым графическим редактором» 1 0,5 0,5 § 3.2 (1ч.), § 3.3(1ч.), выуч. Панель инструментов кл. зад 3.1-3.4
19/3 Компьютерная графика. Создание графических изображений в векторном редакторе.
Пр. 5 «Работа с векторным графическим редактором» 1 0,5 0,5 § 3.2 (2ч.), § 3.3(2ч.) подг. к ТО повт гл.3 в кл. зад. 3.6-3.8
20/4 Проверочная работа 3. «Обработка графической информации».
Пр. 6 «Обработка графической информации» 1 0,5 0,5 В кл. зад. 3.11,3.12
Тема 4. «Обработка текстовой информации» 9 4
+1 т/о 4 21/1 Текстовые документы и технологии их создания. Пр.7 «Обработка текстовой информации» 1 0,7 0,3 § 4.1, 4.2 (с.150-151)
в кл. 4.2-4.5
22/2 Создание текстовых документов на компьютере. 1 0,5 0,5 § 4.2
кл. 4.6-4.9
23/3 Прямое форматирование.
Пр. 8 «Сохранение и загрузка текстовых файлов. Форматирование текста» 1 0,5 0,5 § 4.3 (4.3.1-4.3.3), зад. 4.13
в кл. 4.10-4.12
24/4 Стилевое форматирование.
Пр. 9 «Форматирование абзацев и страниц» 1 0,5 0,5 § 4.3 (4.3.4-4.3.6)
в кл. 4.14-4.15
25/5 Визуализация информации в текстовых документах.
Пр. 10 «Вставка спец. Символов и формул. Создание списков» 1 0,5 0,5 § 4.4. в кл. 4.16-4.17
26/6 Распознавание текста и системы компьютерного перевода.
Пр. 11 «Создание таблиц, схем. Вставка рисунков» 1 0,5 0,5 § 4.5, зад. 4.20
в кл. 4.18-4.19
27/7 Оценка количественных параметров текстовых документов. 1 0,7 0,3 § 4.5
28/8 Комплексная практ. работа «Оформление реферата «История развития компьютерной техники» 1 1 подг. К ТО повт гл.4
29/9 Проверочная работа 4. «Обработка текстовой информации» 1 Тема 5. Мультимедиа 4 1,7
+1 т/о 1,3 2 семестр 30/1 Технология мультимедиа.
Пр.12 «Работа с готовой презентации» 1 0,7 0,3 §5.1
31/2 Компьютерные презентации.
Пр.13 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов» 1 0,5 0,5 §5.2
в кл. зад. 5.1 (без ффектов)
32/3 Создание мультимедийной презентации.
Пр.14 «Создание мультимедийной презентации» 1 0,5 0,5 §5.2, подг. к ТО повт гл.5 в кл. зад. 5.1 (продолжен)
33/4 Проверочная работа 5. «Мультимедиа»
пр. 15 «Создание мультимедийной презентации «История развития компьютерной техники» 1 в кл. зад. 5.2
34/1 Итоговый урок. 1 9 класс
2ч. в неделю, всего 70 часов
№ п/п Тема урока часы теория практика Дата Дом. Зад.
план факт 1 семестр -32 ч Тема 1. «Математические основы информатики» 13 +1 т/о 1 семестр 1/1 Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. 1 1 Введение.
2/2 Общие сведения о системах счисления. 1 0,7 0,3 § 1.1 (п.1.1.1) уч. 8 кл
3/3 Двоичная система счисления. Двоичная арифметика 1 0,5 0,5 § 1.1(п. 1.1.2, 1.1.6) уч. 8 кл
4/4 Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления. 1 0,5 0,5 § 1.1 (п. 1.1.3-1.1.4) уч. 8 кл
5/5 Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.
Пр.1. Операции с числами в различных системах счисления. 1 0,5 0,5 § 1.1 (п. 1.1.5) уч.8 кл
6/6 Представление целых чисел
1 0,5 0,5 § 1.2 (1.2.1) уч. 8 кл
7/7 Представление вещественных чисел
Пр.2«Число и его компьютерный код» 1 0,5 0,5 § 1.2 (1.2.2) уч. 8 кл
8/8 Высказывание. Логические операции. 1 0,5 0,5 §1.3 (п.1.3.1, 1.3.2)уч. 8 кл
9/9 Построение таблиц истинности для логических выражений.
Пр. 3. «Таблицы истинности. Определение истинности логического выражения» 1 0,5 0,5 §1.3 (п.1.3.3) уч. 8 кл
10/10 Свойства логических операций.
Пр.4 «Преобразование логических выражений» 1 0,5 0,5 §1.3 (п.1.3.4) уч. 8 кл
11/11 Решение логических задач.
Пр. 5«Решение логических задач» 1 0,3 0,7 § 1.3 (п.1.3.5) уч. 8 кл
12/12 Логические элементы
1 0,5 0,5 § 1.3 (п.1.3.6) уч. 8 кл
13/13 Проверочная работа 1. «Математические основы информатики». 1 Тема 2. «Основы алгоритмизации» 10 4,7
+1 т/о 4,3 1семестр 14/1 Алгоритмы и исполнители. 1 0,7 0,3 §2.1 уч. 8 кл
15/2 Способы записи алгоритмов. 1 0,5 0,5 §2.2 уч. 8 кл
16/3 Объекты алгоритмов. 1 0,5 0,5 §2.3, уч. 8 кл
17/4 Алгоритмическая конструкция следование
Пр.9 «Построение алгоритмов «следование» 1 0,5 0,5 §2.4 (2.4.1), уч. 8 кл
18/5 Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления 1 0,5 0,5 §2.4 (2.4.2), уч. 8 кл
19/6 Неполная форма ветвления
Пр.10 «Построение алгоритмов «ветвление» 1 0,5 0,5 §2.4 (2.4.2), уч. 8 кл
20/7 Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы 1 0,5 0,5 §2.4 (2.4.3), уч. 8 кл
21/8 Цикл с заданным условием окончания работы 1 0,5 0,5 §2.4 (2.4.3), уч. 8 кл
22/9 Цикл с заданным числом повторений
Пр.11 «Построение алгоритмов повторения с заданным числом повторений» 1 0,5 0,5 §2.4 (2.4.3), уч. 8 кл
23/10 Проверочная работа 2. «Основы алгоритмизации». 1 Тема 3. «Начала программирования» 9 4,2
+1 т/о 3,8 1 семестр 24/1 Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных 1 0,7 0,3 §3.1, 3.2 уч. 8 кл
25/2 Программирование линейных алгоритмов
Пр. 12 «Разработка программ с использованием линейных алгоритмов» 1 0,5 0,5 §3.3 уч. 8 кл
26/3 Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. 1 0,5 0,5 §3.4 (3.4.1-3.4.2)уч. 8 кл
27/4 Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.
Пр. 13 «Разработка программы с использованием составного оператора ветвления» 1 0,5 0,5 §3.4 (3.4.3) уч. 8 кл
28/5 Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. 1 0,5 0,5 §3.5 (3.5.1) уч. 8 кл
29/6 Программирование циклов с заданным условием окончания работы. 1 0,5 0,5 §3.5 (3.5.2) уч. 8 кл
30/7 Программирование циклов с заданным числом повторений. 1 0,5 0,5 §3.5 (3.5.3) уч. 8 кл
31/8 Различные варианты программирования циклического алгоритма.
Пр. 14 «Разработка программ с использованием различных циклов» 1 0,5 0,5 §3.5 (3.5.4) уч. 8 кл
32/9 Проверочная работа 3. «Начала программирования». 1 2 семестр - 36 часов
Тема 4. «Моделирование и формализация» 8 3.9
+1 т/о 3.1 2 семестр 33/1 Моделирование как метод познания 1 0,7 0,3 §1.1 уч. 9
34/2 Знаковые модели 1 0,5 0,5 §1.2 уч. 9
35/3 Графические модели 1 0,5 0,5 §1.3 уч. 9
36/4 Табличные модели 1 0,5 0,5 §1.4 уч. 9
37/5 БД как модель предметной области. Реляционные БД 1 0,7 0,3 §1.5 уч. 9
38/6 Система управления базами данных
Пр.15 «Работа с готовой БД : добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы» 1 0,5 0,5 §1.6 (п.1.6.1-1.6.2) уч. 9
39/7 Создание базы данных. Запросы на выборку данных
Пр. 16 Создание однотабличной БД на компьютере. Формирование простых запросов» 1 0,5 0,5 §1.6 (п.1.6.3-1.6.4) уч. 9
подг. к ТО повт гл.1
40/8 Проверочная работа 4. «Моделирование и формализация». 1 Тема 5. «Алгоритмизация и программирование» 9 3,8
+1 т/о 4,2 2 семестр 41/1 Решение задач на компьютере 1 0,7 0,3 §2.1 уч. 9
42/2 Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. 1 0,5 0,5 §2.2 (п.2.21-2.2.3) уч. 9
43/3 Вычисление суммы элементов массива
Пр. 17 «Разработка программ на работу с массивами» 1 0,3 0,7 §2.2 (п.2.2.4) уч. 9
44/4 Последовательный поиск в массиве 1 0,3 0,7 §2.2 (п.2.2.5) уч. 9
45/5 Сортировка массива
Пр. 18 «Разработка программ на поиск и сортировку массива» 1 0,5 0,5 §2.2 (п.2.2.6) уч. 9
46/6 Конструирование алгоритмов 1 0,5 0,5 §2.3 уч. 9
47/7 Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль
Пр. 19 «Разработка программ на использование вспомогательных алгоритмов» 1 0,3 0,7 §2.4 уч. 9
48/8 Алгоритмы управления. 1 0,7 0,3 §2.5 уч. 9
49/9 Проверочная работа 5. «Алгоритмизация и программирование» 1 Тема 6. «Обработка числовой информации» 6 2,5
+1 т/о 2,5 2 семестр 50/1 Электронные таблицы. 1 0,5 0,5 §3.1 уч. 9
51/2 Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки 1 0,5 0,5 §3.2 (п. 3.2.1)уч. 9
52/3 Встроенные функции. Логические функции
Пр. 20 «Использование встроенных функций» 1 0,5 0,5 §3.2 (п. 3.2.2, 3.2.3) уч. 9
53/4 Сортировка и поиск данных
Пр. 21 «Сортировка таблиц и поиск данных в них» 1 0,5 0,5 §3.3 (п. 3.3.1)уч. 9
54/5 Построение диаграмм и графиков
Пр. 22 «Построение графиков и диаграмм» 1 0,5 0,5 §3.3 (п. 3.3.2) уч. 9подг. к ТО повт гл.3
55/6 Проверочная работа 6. «Обработка числовой информации в ЭТ». 1 Тема 7. «Коммуникационные технологии» 10 4
+1 т/о 3 2 семестр 56/1 Локальные и глобальные компьютерные сети. Работа в локальной сети. 1 0,7 0,3 §4.1уч. 9
57/2 Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера 1 0,5 0,5 Повт §4.2 (п. 4.2.1, 4.2.2) уч. 9
58/3 Доменная система имён. Протоколы передачи данных. 1 0,7 0,3 Повт §4.2 (п. 4.2.3,4.2.4) уч. 9
59/4 Всемирная паутина. Файловые архивы.
Пр. 23 «Поиск информации в Интернете. Информационная безопасность». 1 0,5 0,5 §4.3(п. 4.3.1, 4.3.2) уч. 9
60/5 Электронная почта. Сетевое коллективное
взаимодействие. Сетевой этикет.
Пр. 24 «Работа с электронной почтой» 1 0,7 0,3 § §4.3 (п.4.3.3-4.3.5 уч. 9 кл.
61/6 Технологии создания сайта. 1 0,5 0,5 §4.34(п.4.4.) уч. 9 кл.
62/7 Содержание и структура сайта. 1 0,7 0,3 § 4.4(п.4.4.3) уч. 9 кл.
63/8 Оформление сайта. 1 0,5 0,5 §4.4 (п.4.4.3) уч. 9 кл.
64/9 Размещение сайта в Интернете.
Пр.25 «Разработка и публикация сайта» 1 0,3 0,7 §4.4 (п.4.4.4) уч. 9 кл.
65/10 Проверочная работа 7. «Коммуникационные технологии». 1 Итоговое повторение 3 66-67 Основные понятия курса 68 Итоговый урок. 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Обязательные результаты изучения курса «Информатика» приведены в этом разделе, которые полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Аналитическая деятельность (учащиеся должны знать)» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Практическая деятельность (учащиеся должны уметь)» и «Практические» (названия работ представлены в разделе 4 «Содержании учебного предмета») включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач. Также представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
8 класс.
Тема 1. Информация и информационные процессы (8 ч)
Аналитическая деятельность (учащиеся должны знать):
оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;
классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций информационных процессов.
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.
Практическая деятельность (учащиеся должны уметь):
кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 ч)
Аналитическая деятельность:
анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;
определять основные характеристики операционной системы;
планировать собственное информационное пространство.
Практическая деятельность:
соединять блоки и устройства компьютера, подключать внешние устройств;
получать информацию о характеристиках компьютера;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
выполнять основные операции с файлами и папками;
оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
упорядочивать информацию в личной папке;
оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
использовать программы-архиваторы;
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Тема 3. Обработка графической информации (4 ч)
Аналитическая деятельность:
выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;
Практическая деятельность:
создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;
создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.
создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;
определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
Тема 4. Обработка текстовой информации (8 ч)
Аналитическая деятельность:
соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.
Практическая деятельность:
создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
создавать гипертекстовые документы;
переводить отдельные слова и короткие простые тексты с использованием систем машинного перевода;
сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы;
выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);
Тема 5. Мультимедиа (4 ч)
Аналитическая деятельность:
планировать последовательность событий на заданную тему;
подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
Практическая деятельность:
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);
монтировать короткий фильм из видеофрагментов с помощью соответствующего программного обеспечения.
Повторение - 1ч.
9 класс
Тема 1. Математические основы информатики (12ч.)
Аналитическая деятельность:
выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;
выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;
анализировать логическую структуру высказываний.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
Тема 2. Основы алгоритмизации (10ч.)
Аналитическая деятельность:
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения
Тема 3. Основы программирования (10ч.)
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла
Тема 4. Моделирование и формализация (8ч.)
Аналитическая деятельность:
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных
Тема 5. Алгоритмизация и программирование (8 часов)
Аналитическая деятельность:
выделять этапы решения задачи на компьютере;
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
(нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.).
Тема. 6. Обработка числовой информации (6ч.)
Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Тема 7. Коммуникационные технологии (10ч.)
Аналитическая деятельность:
выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;
распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения.
Практическая деятельность:
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.
Повторение -3ч.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
При выставлении оценок текущего контроля знаний, умений и навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся придерживаемся следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях анализируются ошибочные ответы и, по возможности, принимается решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
1. оценка «5» выставляется, если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
оценка «3» выставляется, если:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала,
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
оценка «2» выставляется, если:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
оценка «1» выставляется, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
оценка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
оценка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
оценка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
оценка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
оценка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
оценка «5» ставится, если:
учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
оценка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
оценка «3» ставится, если:
работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
оценка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
оценка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.
При тестировании все учащиеся находятся в одинаковых условиях и используют измерительные материалы (тесты). Оценка результатов ведется по 5-балльной шкале.
На «5» необходимо выполнить 86-100% заданий.
Если выполнено 71-85 % заданий, работа оценивается оценкой «4».
Если выполнено 50-70 % заданий, выставляется «3»;
Если не выполнено 25% заданий, выставляется «2».
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
10.1. Используемый учебно-методический комплект (включенный в Федеральный перечень):
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Сборник контрольных заданий для подготовки к ГИА.
Интернет-ресурсы
"Российское образование"Федеральный портал. - www.eduРоссийский общеобразовательный портал. - www.school.eduЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсов. - www.school-collection.edu.ru
"Сеть творческих учителей". - www.it-n.ruФестиваль педагогических идей "Открытый урок". - www.festival.1september.ru10.2. Перечень материально-технического обеспечения
Согласно стандартам, рекомендуется осуществлять переход на преподавание предмета на основе СПО.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Технические средства обучения
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Наушники (рабочее место ученика).
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Микрофон (рабочее место учителя).
Проектор.
Лазерный принтер черно-белый.
Сканер.
Цифровая фотокамера.
Модем ADSL
Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
Растровый редактор.
Простой текстовый редактор.
Мультимедиа проигрыватель.
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
Почтовый клиент.
Браузер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Текстовый процессор со встроенным векторным графическим редактором, программа разработки презентаций, электронные таблицы, систему управления базами данных.
Среда разработки для Pascal.
Оборудование класса
Ученические столы, стулья.
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники).
Стол учительский
Рабочее место учителя (ноутбук, мышь, колонки, микрофон).
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Уголок по технике безопасности, сегодня на уроке.