Творческий проект по теме: Военная поэзия в творчестве детских писателей (Е.А. Благинина, С.Я. Маршак, А.Л. Барто) (руководитель Семёнова Татьяна Владимировна, преподаватель детской литературы высшей квалификационной категории)


-4324353810Бюджетное профессионально образовательное учреждение
Орловской области
«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Организатор: Болдёнков Дмитрий Сергеевич
Авторы проекта: студенты 22 группы
Специальности 44.02.05 Коррекционная
педагогика в начальном образовании
Бородина Екатерина Игоревна
Рожнова Александра Владимировна
Скульбеда Екатерина Игоревна
Тельпук Софья Вячеславовна
Кожухова Надежда Валерьевна
Руководитель проекта:
Семёнова Татьяна Владимировна
Орёл, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4
1. ГЛАВА I. Жизнь и творчество Е.А. Благининой…………………………5-14
2. ГЛАВА II. Жизнь и творчество С.Я. Маршака………………………….15-21
3. ГЛАВА III. Жизнь и творчество А.Л. Барто…………………………….22-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31-32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
С чего начинается память – с берез?С речного песка? С дождя на дороге?А если - с убийства!А если – со слез!А если – с воздушной тревоги!А если с визжащей пилы в облаках,Со взрослых в пыли распростертых!А если с недетского знания – какЖивое становится мертвым… К.Симонов
Каждому русскому человеку особенно дорог Праздник Победы. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Мы должны всегда помнить о людях, отдавших свои жизни за свободу и светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах и нашей литературе. Поэзия о Великой Отечественной войне представлена в детской литературе такими писателями, как Елена Александровна Благинина, Самуил Яковлевич Маршак, Агния Львовна Барто и другими.
Мы считаем, что данная тема актуальна, как для младших школьников, так и для студентов Мезенского педагогического колледжа, т.к. она знакомит с основными вехами жизни и творчества знаменитых детских писателей, которые на страницах своих произведений отразили подвиг советского народа во время Великой Отечественной войны, смогли показать это страшное время глазами детей.
Цель: познакомить младших школьников с военной тематикой в творчестве замечательных детских писателей Е.А. Благининой, С.Я. Маршака и А.Л. Барто.
Для реализации этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- познакомить детей с биографиями детских писателей Е.А. Благининой, С.Я. Маршака и А.Л. Барто;
- воспитать любовь к Родине и чувства патриотизма;
- разработать презентацию;
- предоставить примеры выразительного чтения стихотворений о войне в аудиозаписи.

14058902604135

Елена Александровна Благинина (27.05.1903-24.04.1989) родилась в селе Яковлево Орловской губернии в семье железнодорожного кассира. С детства мечтала стать учителем, поэтому после окончания гимназии поступила в Курский педагогический институт. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же, в годы студенчества, в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны. Потом она поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов.  В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.  За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 выходят 2 ее книги для детей «Осень» и «Садко», в 1939 —«Вот какая мама!», в 1940 — «Посидим в тишине», в 1941 — «Мишка-шалунишка». Благинина становится одним из ведущих детских писателей, с 1938 — член СП СССР. Высокий профессионализм поэзии Благининой основывается на органическом продолжении традиций русской поэтической классики и устного народно-поэтического творчества.
Она владеет всеми жанрами детской литературы — от сказок, считалок, дразнилок, скороговорок ,до песен, баллад, детской пейзажной и психологической лирики (пробуждение любви к близким и осознание необходимости заботы об уставшей маме, о дедушке.
С началом Великой Отечественной войны в творчество Благининой входит военная тематика: и в самом трагическом ее повороте — смерть, разрушение («Одинокие печки»), и в патриотической вере в неизбежность победы именно как торжества добра и правды. В послевоенные годы эта тема будет продолжена в утверждении благодарной памяти, без которой немыслимо будущее («Шинель» и др.). В сборнике «На привале» (1945), «Радуга» (1948), «Огонек» (1949), «Не мешайте мне трудиться» (1959), «Травушка-муравушка» и «Гори-гори ясно!» (оба — 1971), «Журавушка» (1973) особенно привлекает ,основанная на ряде приемов фольклорной поэтики патриотическая пейзажная лирика («Черемуха», «Гори-гори ясно», «Золотая осень» и др.), а также тема «братьев наших меньших» (С.Есенин), любовь к которым всегда была присуща самой Благининой и которую она завещала своим маленьким читателям. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990).
Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых: она умерла в 1989 г.
-270510280035Письмо папе на фронт
Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился —
До чего ты прежний был во сне!
Прежний-прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеётся,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Я, конечно, одолел в борьбе.
395986058420А потом принёс те два осколка,
Что нашёл недавно у ворот,
И сказал тебе: «А скоро ёлка!
Ты приедешь к нам на Новый год?»
Я сказал да тут же и проснулся,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулся,
В удивленье поглядел на тьму.
Тьма такая — ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
-44196060960Что с тобою вдруг расстались мы...
Папа! Ты вернёшься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдёт?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю-прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днём и ночью был весёлый свет...
3491865137795Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев, как один...
...Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так... от радости... Твой сын.
Е. Благинина .
-565785137160Вечная слава
Я не пойму: что это значит,
Что ей покою не даёт?
Но в день Победы мама плачет,
Весёлых песен не поёт.
И я спросила, осмелела:
— Зачем ты плачешь в день такой?
Она в глаза мне поглядела
И грустно подперлась рукой:
3729990329565 — Я плачу чистыми слезами
О тех, кого уж с нами нет,
О тех, кого не будет с нами,
Но кто вернул нам жизнь и свет.
Чей путь был грозен и недален,
Чья на знамёнах кровь горит,
Кого упоминая Сталин
О вечной славе говорит.
Е. Благинина
Анализ стихотворения Е. Благининой «Письмо папе на фронт»
Письмо ребенка отцу начинается с приветствия «Здравствуй, Папка!» Уже при прочтении только приветствия, мы чувствуем настроение
лирического героя, мы не можем сказать точно, девочка это или мальчик. После прочтения этой строчки, мы видим и ощущаем чувства ребенка, его искренность.
Строчка «Ты опять мне снился, только в этот раз не на войне», она показывает, что ребенок часто думает о своем отце, он скучает по нему, слово «опять» подводит нас к тому, что не первую ночь ребенок видит папу во сне. Мы понимаем, что дитя ждет возвращения своего папки ,он об этом мечтает ,и его мечты реализуются во сне.
«Я немножко даже удивился-/ До чего ты прежний был во сне!» в этой строке мы видим не только удивление сына, но и тоску по прежним временам.
«Прежний- прежний» раскрывает всю суть, которую, хотел передать ребенок в своем письме, подразумевая то, что его папа не изменился, он такой же как и был.
«Ты вбежал ,поцеловался с мамой,/ а потом поцеловал меня»здесь мы видим, что не только сын очень ждал встречи с отцом ,но и отец, торопился домой, чтобы скорее увидеть своих близких.
«Мама будто плачет и смеется, я визжу и висну на тебе.» эта строка показывает нам чувства, которые испытывают персонажи. «Мама будто плачет и смеется» мы видим чувства любящей жены, которая верила и надеялась, что ее муж вернется домой, плачет она от радости, которая переполняет ее сердце
«Мы с тобою начали бороться, /я ,конечно, одолел в борьбе»с помощью этих строк мы переносимся в обстановку обычной семьи, счастливой семьи, где отношения между отцом и сыном очень теплые, они играют и сын одерживает победу. Здесь можно увидеть, что отец очень любит своего ребенка, он ему поддается.
«А потом принёс те два осколка,/ Что нашёл недавно у ворот,/ И сказал тебе: «А скоро ёлка!/ Ты приедешь к нам на Новый год?»»
Мы видим весь трепет между отцом и сыном, наш герой хранил свою находку, для того, чтобы показать ее своему папе, совсем не важно, что это за осколки, важно, что они представляют для мальчика, какую ценность несут в себе. Также мы видим, что действия происходят зимой, скоро Новый Год.
Этот праздник очень важен для ребенка, ведь Новый год – это пора чудес, пора исполнения всех желаний, даже самых сокровенных. Ну, а какое же желание у героя? Конечно же возвращение отца домой живым и невредимым. И как раз под новый год он может загадать свое желание и оно обязательно исполнится.
«Я сказал да тут же и проснулся/, Как случилось это, не пойму./ Осторожно к стенке прикоснулся,/ В удивленье поглядел во тьму.»
Все становится на свои места - это был всего лишь сон, но он был такой реальный, что наш персонаж не может понять, почему же отца нет рядом. Сейчас мы видим, что ребенок потерян, он расстроен, что это была не реальность, а сон.
«Осторожно к стенке прикоснулся, в удивленье поглядел во тьму» здесь мы наблюдаем некое одиночество героя, отца рядом нет, вокруг только стены, тьма и тишина. Все же он всматривается во тьму, как бы ища своего отца в этой непроглядной тьме.
«Тьма такая – ничего не видно,/ Аж круги в глазах от этой тьмы!/До чего ж мне сделалось обидно,/ Что с тобою вдруг расстались мы»
Мы убеждаемся, что тьма самая, что ни на есть черная, в ней ничего не видно, с помощью ее автор показывает это противопоставление миров, где отец рядом, где не стихает детский смех, где счастлива семья и мир ,где отца рядом нет, мир, который не покидает надежда.
«Папа, ты вернёшься невредимый!/ Ведь война когда-нибудь пройдёт?/Миленький, голубчик мой родимый,/ Знаешь, вправду скоро Новый год.»
Сколько надежды в этих строках, надежды ребенка, которая непосредственно помогает отцу на фронте, оберегает его от опасности. «Папа, ты вернёшься невредимый!» это ведь не вопрос, это повествование, скорее даже убеждение. отца в том, что все будет хорошо, что вскоре отец вернется домой невредимым.
«Ведь война когда-нибудь пройдёт?» вера в лучшее никогда не покидала людей, даже в такие страшные времена, времена войны. Сквозь эти строчки протекает надежда, вера и любовь.
Также интересно, что мир сна с миром реальным они похожи, один момент присутствует везде. «Знаешь, вправду скоро Новый год». Это подтверждение того ,что это был не просто сон.
Чувствуется, что ребенок как будто упрашивает отца вернутся, говоря еще и о том, что скоро Новый Год, и его главное желание скоро исполнится.
Тонкие нотки намекают на то, что скоро все закончится, что, как и во сне, скоро Новый Год, только уже наяву, и надежда вспыхивает с новой силой, надежда в то, что скоро кончится война, что вся семья вскоре будет вместе.
Стихотворение можно разделить на две части, первая, где ребенок видит сон, а вторая, где он просыпается и видит, что все как и прежде, идет война, отца рядом нет. Также в этих двух частях чувства у ребенка разные. В первой части он рад встречи с отцом, он веселится и визжит, он счастлив, а во второй части мы видим обиду ребенка, от того, что отец все также на фронте, разочарование, одиночество.
В произведении присутствуют такие тематики как: антивоенная тематика, антифашистская, тематика любви к своей стране и к ее истории.
13868401708150

Родился 3 ноября 1887 г. в Воронеже в семье техника мыловаренного завода. Рано полюбил стихи и сам стал сочинять их. С 19 лет жил уроками и мелкими литературными заработками. К наиболее удачным в творчестве молодого Маршака принадлежат стихи, навеянные поездкой по Ближнему Востоку в 1911 г.
В следующем году Маршак поступил в Лондонский университет. В 1914 г. вернулся в Россию. В 1915 г. были напечатаны его первые переводы из У. Блейка, а позже — английских баллад.
С 1918 г. Маршак работал с детьми в колонии около Петрозаводска, затем в Екатеринодаре (ныне Краснодар), что предопределило его будущую деятельность в детской литературе. В 1923 г. в печати появились детские книжки Маршака — переводы с английского и оригинальные стихи для самых маленьких. В том же году Маршак стал литературным консультантом детского альманаха «Воробей» (вскоре превратившегося в журнал «Новый Робинзон»), к сотрудничеству в котором он привлёк многих известных и начинающих писателей.
В 1934 г. на Первом съезде советских писателей Маршак был содокладчиком М. Горького («О большой литературе для маленьких»).
В 1935 г. вышел первый большой сборник поэта «Сказки, песни, загадки». Кроме того, Маршак увлечённо переводил английские народные баллады, стихи Р. Бёрнса. Он продолжал писать для детей, опубликовал ряд статей о детской литературе и много публицистических стихов.
В годы Великой Отечественной войны Маршак писал стихи для военных плакатов, антифашистские памфлеты, рифмованные подписи к газетным карикатурам. В это же время он выпустил первые переводы сонетов У. Шекспира, написал пьесу-сказку «Двенадцать месяцев», цикл стихов «Круглый год». Вышли в свет его сатирические книги «Урок истории», «Чёрным по белому», «Капут». Его сборник «Стихи 1941—1946 годов» включил и лирические стихотворения. В конце 40-х гг. Маршак писал статьи, стихи в газеты, готовил детские поэтические сборники.
В 1948 г. была издана книга «Сонеты Шекспира в переводе С. Маршака».
Самуил Яковлевич работал до последнего дня, одержимый одной страстью, одной любовью, всё отдавший литературе.
Умер 4 июля 1964 г. в Москве.
Мальчик из села Поповка
-62103032385 Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись, ребенок - Последний гражданин села.
2362203376930Испуганный котёнок белый,Обломок печки и трубы –И это всё, что уцелелоОт прежней жизни и избыСтоит белоголовый ПетяИ плачет, как старик, без слез.Три года прожил он на свете,А что узнал и перенес!При нем избу его спалили,Угнали мамку со двораИ в наспех вырытой могилеЛежит убитая сестра. Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребенка на снегу. С. Маршак
Разговор с внуком
-3238513335Позвал я внука со двораК открытому окну.- Во что идет у вас игра?- В подводную войну!- В войну? К чему тебе война?Послушай, командир:Война народам не нужна.Играйте лучше в мир.Ушел он, выслушав совет.Потом пришел опятьИ тихо спрашивает: - Дед,А как же в мир играть?..
Ловя известья, что с утраПередавал эфир,Я думал: перестать пораИграть с войной, чтоб детвораИграть училась в мир!
С. Маршак
Анализ стихотворения С.Я. Маршака «Мальчик из села Поповка»
Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Но в  годы Великой Отечественной войны испытывали страдания и горе не только взрослые, но и дети.
«Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», — написал Твардовский  в одном из своих очерков.
Стихотворение С.Я. Маршака «Мальчик из села Поповка» было написано в годы Великой Отечественной Войны. Оно рассказывает о мальчике, совсем ребенке , ему всего три года, а сколько он перенёс, сколько увидел, и вот остался совсем один. Самуил Яковлевич это описывает :
«…Стоит, зажмурившись, ребенок - Последний гражданин села…
… Стоит белоголовый ПетяИ плачет, как старик, без слез.Три года прожил он на свете,А что узнал и перенес!...»
Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу…   
Но дети в суровую пору были не только жертвами – они становились и воинами. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны… Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
«… Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребенка на снегу…»
Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Можно  привести ещё не один пример мужества наших  сверстников. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что  и через много – много  лет память о героях Великой Отечественной войны будет жить. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу, а также будут помнить о  детях, которые  несли на своих плечах непосильную ношу военных лет. Я хочу, чтобы люди всегда  помнили об этом, и ни одному ребёнку не пришлось бы больше пережить то, что пережили наши сверстники.

60579088900

Агния Львовна родилась в Москве 17 февраля 1906 г. Там она училась и выросла. Отец ее - Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом, и в доме у них всегда было много разных животных. Любимым писателем отца был Л.Н.Толстой. Еще он любил читать и знал наизусть все басни И.А.Крылова. У каждого в детстве есть мечта - Агния мечтала стать шарманщиком: ходить по дворам, крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон высовывались люди, привлеченные музыкой. Стихи она начала писать в раннем детстве - в первых классах гимназии. И писала, как и положено поэтам, в основном о любви: о кавалерах и "розовых маркизах". Главным критиком юной поэтессы был, конечно, ее отец.
А вот серьезно заняться литературой Агнии Львовне посоветовал Анатолий Васильевич Луначарский - нарком (министр) культуры. Он приехал на выпускной концерт в хореографическое училище, где училась А.Л.Барто. На концерте она танцевала под музыку Шопена и читала свое стихотворение - "Похоронный марш". А Луначарский смотрел на ее выступление и улыбался. Спустя несколько дней он пригласил юную балерину к себе в Наркомпрос и сказал, что, слушая ее стихотворение он понял, что А.Л. обязательно будет писать - и писать веселые стихи.
Когда А.Барто первый раз пришла со своими стихами в Госиздат, ее направили в отдел детской литературы. Это ее удивило и обескуражило, ведь она хотела быть серьезным взрослым поэтом. Но встречи и беседы с известными писателями В.Маяковским и М.Горьким окончательно убедили ее в том, что детская литература серьезное дело и стать детским поэтом непросто. Агния Львововна стала бывать в школах, детских садах, прислушиваться к разговорам ребят на улицах, во дворах. Как-то раз она услышала слова маленькой девочки, смотревшей, как передвигают дом у Каменного моста: " Мама, а теперь в этом доме прямо в лес можно ездить?" так появилось стихотворение "Дом переехал".
Во время Великой Отечественной войны Агния Львовна жила в Свердловске, печатала военные стихи, статьи. Как корреспондент "Комсомольской правды" в 1942 г. побывала на западном фронте. Но всегда она хотела написать о юных героях: особенно о подростках, которые работали на заводах, заменив ушедших на фронт отцов. По совету Павла Бажова, поэтесса пошла на завод в ученицы и приобрела специальность токаря 2-го разряда. Так было написано стихотворение "Мой ученик", в котором она с юмором рассказывает об этом.
В самом конце войны, перед Днем Победы в семье А.Л.Барто произошло большое несчастье - погиб ее сын Гарик. Стихи ушли из дома. Агния Львовна стала ездить по детским домам, где жили сироты - жертвы войны. Там она снова убедилась в том, насколько дети неравнодушны к поэзии. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться. Так появилась новая книга стихов "Звенигород" (1947 г.) - книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них.
С 1965 г. 13 числа каждого месяца А.Барто вела передачу "Найти человека". Вот вам пример - поэтесса рассказывает про Нелю Неизвестную, зачитывает ее воспоминания. Почти 9 лет вела эту передачу А.Л.Барто. Удалось воссоединить 927 семей. В 1969 г. ей была написана книга "Найти человека", в которой рассказывались истории потерявших и нашедших друг друга людей. Эту книгу и работу на радио она посвятила светлой памяти своего сына Гарика.
Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал самым желанным и любимым внуком Агнии Львовны. Именно о нём поэтесса создала целый цикл стихов: "Вовка - добрая душа". Послушайте два стихотворения из этого цикла: "Как Вовка стал старшим братом" и "Как Вовка стал взрослым".
А еще А.Л.Барто писала сценарии к детским фильмам "Слон и веревочка" и "Подкидыш". Эти фильмы любят смотреть все: и взрослые, и дети.
А.Л.Барто побывала во многих странах земного шара и везде встречалась с детьми. Побывав однажды в Болгарии, в маленьком городке она познакомилась с девочкой Петриной, которая очень хотела переписываться с ребятами из Москвы. Барто рассказала об этом московским детям и дала адрес Петрины. В течение 10 дней болгарская школьница получила больше 3000 писем. В первый день пришло 24 письма и девочка ответила на все. Но на другой день пришло еще 750 писем. Вскоре из почтового отделения позвонили и сказали, что они завалены письмами для Петрины и не могут нормально работать. Болгарские ребята устроили субботник: собрали письма и раздали всем детям, чтобы те ответили на них. Так завязалась дружеская переписка между советскими и болгарскими ребятами.
Умерла А.Барто 1 апреля 1981 г. Ее именем названа одна из малых планет, что вращаются вокруг Земли. После нее осталась полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства, которые будете читать своим детям: "Игрушки", "Младший брат", "Однажды я разбил стекло", "Вовка - добрая душа", "Мы с Тамарой", "Все учатся", "Звенигород", "За цветами в зимний лес" и другие.
-584835195580 Вернулся
Мы папу не видели Очень давно, С тех пор Как на улицах Стало темно…
Маме работать Вечернюю смену. Мама ушла, Поручила мне Лену.
Мы с Ленкой одни Остаёмся в квартире. Вдруг входит военный В зелёном мундире.
3082290871220— К кому вы пришли?— Я спросил у майора.— Мама с работы Вернётся не скоро.
Вдруг — я смотрю — Он бросается к Ленке, Поднял её, Посадил на коленки.
Он и меня тормошит Без конца: — Что ж ты, сынок, Не узнаешь отца?
Я майора обнимаю, Ничего не понимаю: — Вы на папу не похожи! Посмотрите — он моложе!..—
Вынул я портрет из шкапа — Посмотрите — вот мой папа! Он смеётся надо мной: — Ах ты Петька, мой родной!
301561551435Потом он как начал Подкидывать Ленку… Я испугался: Ударит об стенку!
Мы с мамой И с Леной Теперь не одни: Папа вернулся к нам В майские дни.
А. Барто
Стихотворение А.Л.Барто "Вернулся" из раздела Звенигород. Тяжкие дни войны, мужество народа, героизм воинов и партизан, стремление подростков помочь стране, бережная защита народом и государством детей, пострадавших от нашествия фашистов, отражены в стихах этого раздела.Читая данное стихотворение сразу представляешь полную картину, слышишь голоса героев, а главное ,чувствуешь их переживания. Проникнувшись душой в стихотворение «Вернулся», начинаешь понимать. Насколько тяжки были годы войны. Как сильно страдали дети, у кого убили мать, у кого то сестру, а у кого то вообще все погибли. Очень страшное было время… Данное стихотворение полно передает общую картину и то, как детям потерявшим родителей бывает не легко.
Нет, не в этом городе
-584835232410Нет, не в этом городе Я, ребята, рос. Не по этим улицам Я знамена нес.
По знакомой площади В городе родном Проходил недавно я Со своим звеном.
Здесь в апреле месяце Только сходит лед, А у нас на праздниках Все вокруг цветет.
Клены распускаются В парке городском. Можно днем по улице Бегать босиком.
Облака весенние Ходят над рекой. Здесь у вас, товарищи, Нет весны такой.
3520440647700Только в нашем городе Теперь не до весны — Улицы разрушены, Клены сожжены.
Молодые кустики Зацветут в саду. По знакомой улице Я еще пройду!
По знакомым улицам Родного городка С песнями победными Двинутся войска.
-40386013335Я до самой пристани Добегу бегом, Обнимусь с танкистами, Оглянусь кругом.
Вот она, знакомая, Шумная река, А над ней весенние Ходят облака.
А. Барто
Наташа
Почтальон проходит мимо
И стучит не в нашу дверь.
Почтальон проходит мимо,
3558540300990Мы не ждем его теперь.
Наш учитель от танкиста
Получил письмо вчера.
Только нам не пишет с фронта
Наша старшая сестра.
Но сегодня на рассвете
Вдруг соседи будят нас
И читают нам в газете
Напечатанный указ.
Там написано, в указе,
Кто получит ордена,
Там сестра моя Наташа.
Может, это не она?
Говорят соседи маме:
— Ну конечно, ваша дочь.
Тут не может быть ошибки,
И фамилия точь-в-точь.
100965286385
Вслух сама читает мама:
— «В марте, первого числа,
Молодая санитарка
Двадцать раненых спасла».
Мама плачет отчего-то,
Младший брат кричит: — Ура!—
Молодец сестра Наташа,
Наша старшая сестра!
Вдруг я вижу почтальона.
Я кричу ему в окно:
— Вы не в пятую квартиру?
Писем не было давно!
На звонок выходит мама,
Отворяет дверь сама.
Почтальон дает ей сразу
От Наташи три письма.
А. Барто
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы мы добились поставленной цели: познакомить младших школьников с военной тематикой в творчестве замечательных детских писателей Е.А. Благининой, С.Я. Маршака и А.Л. Барто.
Решили следующие задачи:
- познакомить детей с биографиями детских писателей Е.А. Благининой, С.Я. Маршака и А.Л. Барто;
- воспитать любовь к Родине и чувства патриотизма;
- разработать презентацию;
- предоставить примеры выразительного чтения стихотворений о войне в аудиозаписи.
Подводя итог нашей работы хотелось бы сказать, что детская поэзия даёт возможность развиваться в детях такому качеству, как патриотизм, испытывать гордость за историю нашей страны, и за наших родных, которые отдали свою жизнь за жизни миллионов людей.
Годы Отечественной войны не забудутся никогда. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. И ничто иное, как книги, не сможет нам передать это великое и трагическое событие – Великую Отечественную войну.
…и в пять,И в пятнадцать,И в двадцать пять летВойной начинается памятьЗдесь в этой стране,Где не помнящих – нет,Попробуем это представить… К.Симонов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Барто А. Немного о себе // Барто А. Собр. соч.: В 4 т. — М.: Худож. лит, 2012. — Т. 4. — С. 396-410;
Баруздин С. Об Агнии Барто // Баруздин С. Заметки о детской литературе. — М.: Дет. лит., 2011. — С. 128-135;
Галанов Б. С. Я. Маршак: Жизнь и творчество. М., 2007;
Минералова И.Г. Детская литература. Учебное пособие для вузов. М.,
ВЛАДОС 2013
Озеров Лев. И только песня остаётся… Памяти Елены Благининой // Детская литература, 2009, № 9;
Приходько В. А. Елена Благинина. Очерк творчества. — М., 1971;
Хрестоматия по детской литературе. / Сост. И.Н. Арзамасцева. – М., 2014.