Урок чтения Братья Гримм Соломинка, уголёк и боб


Тема: Братья Гримм «Соломинка, Уголёк и Боб»
Цель:
Знакомить с содержанием нового произведения, совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения, умение выделять главную мысль произведения.
Корригировать аналитико- синтетическую деятельность на основе упражнений в анализе произведения и синтезе.
Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись сказки «Соломинка, уголёк и боб», выставка книг.
Ход урока.
Орг. момент.
Прозвенел звонок веселый,   Всех зовет нас на урок.  Ну-ка, детки, все готовы?   Начинаем точно в срок.   На места все тихо сядем,   Не нарушим тишину.   Приготовились все слушать,    Я урок сейчас начну.
Коррекционное упражнение.
- Прочитайте, внимательно названия произведений.
- Какое название лишнее? Почему? (1 слайд, щелчок)
«Лиса и волк»
«От чего у зайца длинные уши»
«Трудолюбивый медведь»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Айога»
Речевая зарядка.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика. (2 слайд, щелчок)
«Снежинки на ладошках» За окном снегопад. Снег кружится, летает и падает на ваши ладони. Сдуйте снежинки. Вдыхаем через нос, выдох. Повторить не менее 8 раз.
«Часики» (3 слайд)
«Качели» (4 слайд)
«Орешки» (5 слайд)
«Грибок» (6 слайд)
Чтение слогов на выдохе.
- Прочитай те на одном выдохе.
Бум-бом-бам-бэм-бим-бым (7 слайд)
Чтение чистоговорки. (8 слайд)
Ок-ок-ок - выпал снежок
Ул-ул-ул - ветер подул
Ели-ели-ели - птицы улетели
Оз-оз-оз - пришёл мороз
Ма-ма-ма - наступила зима
Итог. - Вот и подготовили мы с вами речевой аппарат, можем работать дальше.
Проверка д. /з.
1. Сообщение темы и целей урока. Повторение.
- Сегодня на уроке мы продолжим читать сказки зарубежных писателей.
- Что такое сказка?  (9 слайд)
(Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.)
- Кто сочиняет сказки?
- Каких писателей-сказочников вы знаете?
- Сказки, каких народов мы читали на уроках?
2. Обобщение изученных на уроках сказок.
- Мы многое узнали о сказках. Каждый из вас любит их слушать .- Я раздам вам отрывки из сказок, зачитываете классу. Все вспоминают из какой сказки отрывок, кто автор. ( Приложение 1) оценки
Физкультминутка (10 слайд)
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)Нос крючком, (Показывают пальчиком.)Глаза большие, (Показывают.)Словно угольки горят. (Покачивают головой.)Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Изучение нового материала.
1. Слово об авторе.
(Выставка книг Братьев Гримм)
- Рассмотрите внимательно выставку книг. Кто их автор? (11 слайд)
Братья Гримм Якоб (1785- 1863) и Вильгельм (1786 – 1859) – немецкие писатели – сказочники. Родились в небогатой семье, учились в университете и там же работали. Они были очень дружные. Никогда не расставались и не унывали. Они написали целых три тома сказок. (Показ портретов)
- Сегодня будем читать ещё одну сказку Братьев Гримм.
2. Работа с текстом до чтения.
- Прочитайте название сказки. Что можно узнать из заголовка?
- Назовите действующих лиц сказки.
3.  Словарная работа до чтения. (12 слайд)Слова объяснить:
 Боб- однолетнее травянистое растение семейство бобовых с овальными семенами, заключенными в стручки.
Соломинка- сухая трава
Уголёк - древесный уголь (из пережженного дерева), небольшой кусок угля.
Портной- человек, который шьёт одежду.
4. Работа над трудными словами. (13 слайд)
Слова на слайде:
У-го-лёк- уголёк
Бе-ре-жок – бережок
Раз- го- ре- ть- ся- разгореться
Со-ло-мин-ка - соломинка
Рас-сы-пать-ся- рассыпаться
По-счас-ли-ви-лось – посчастливилось
5. Первичное восприятие текста.
Аудиозапись сказки. (14 слайд)
- Послушайте, внимательно сказку и приготовьтесь ответить на вопрос.
Ц. вопрос: - Как встретились Соломинка, уголёк и боб?
6. Чтение учащимися сказки про себя.
Ц. вопрос: - Прочитайте сказку про себя, и приготовьтесь читать её вслух.
Физкультминутка
Упражнение для глаз
а) Зажмурьте глаза, а потом откройте.
б) Сделайте круговые движения глазами: влево –вверх – вправо - вниз.
в) Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно.
7. Чтение учащимися сказки вслух и анализ прочитанного.
- Куда решили отправиться друзья?
- Что встретилось у них на пути?
- Как хотели друзья перебраться через ручей?
- Что случилось с соломинкой и угольком?
- Как повёл себя боб?
- Что с ним случилось?
- Кто помог бобу?
Обобщение:
- Что мы можем посоветовать бобу?
- Что сказочного в этом произведении, а что могло быть на самом деле?
- А.С. Пушкин писал «Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».
-Какой урок должны мы извлечь для себя из сказки? оценки
Закрепление.
Работа по иллюстрации.
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Кто на ней изображён?
- Найдите в тексте слова, описывающие эту иллюстрацию.
Чтение сказки по ролям.
- Назовите всех героев сказки. (оценки)
Д./ з.
Стр. 123-125 чтение по ролям 1-2 группа; выразит чтение - 3группа.
Итог урока.
- Какое произведение мы читали сегодня на уроке? Кто автор?
- Чему учит нас эта сказка? (15 слайд)
( Вперёд чужой беде не смейся.Если друг дорог, то помогай. )Приложение 1
Старик не осмелился перечить,Не дерзнул поперёк слова молвить.Вот идёт он к синему морю,Видит, на море чёрная буря:Так и вздулись сердитые волны,Так и ходят, так воем и воют.Стал он кликать золотую рыбку.Приплыла к нему рыбка, спросила:"Чего тебе надобно, старче?"
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Он опустился на землю, подложил под щеку ладонь и крепко заснул.Когда проснулся, было уже совсем светло. Он лежал на спине,и солнце светило прямо ему в лицо.Он хотел было протереть глаза, но не мог поднять руку; хотел сесть,но не мог пошевелиться.Тонкие веревочки опутывали все его тело
Д.Свифт «Гилливер в Стране лилипутов»
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горльшком, поставил на стол и говорит: ,,Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать”.                                          («Лиса и журавль» Русская  народная  сказка)
Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила , побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.
- не надо мне ничего-го-го-го! – кричит.
Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду и обратилась в гуся.
Айога ( нанайская сказка)
Сделай так, чтобы наша прялка да ножик никогда не ломались, да чтобы руки у нас всегда здоровыми были. Тогда мы всё, что нам нужно сами себе заработаем.
-Будь по твоему, - Лесной Дед отвечает.
Самое дорогое (русская сказка)
Ты, я вижу, трусишка, а трусу самые длинные рога не помогут. Получай- ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.
Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные- предлинные.
Отчего у зайца длинные уши (мансийская сказка)
Старик не осмелился перечить,Не дерзнул поперёк слова молвить.Вот идёт он к синему морю,Видит, на море чёрная буря:Так и вздулись сердитые волны,Так и ходят, так воем и воют.Стал он кликать золотую рыбку.Приплыла к нему рыбка, спросила:"Чего тебе надобно, старче?"
Он опустился на землю, подложил под щеку ладонь и крепко заснул.Когда проснулся, было уже совсем светло. Он лежал на спине,и солнце светило прямо ему в лицо.Он хотел было протереть глаза, но не мог поднять руку; хотел сесть,но не мог пошевелиться.Тонкие веревочки опутывали все его тело
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горльшком, поставил на стол и говорит: «Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать».                                          
Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила , побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.
- не надо мне ничего-го-го-го! – кричит.
Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду и обратилась в гуся.
Сделай так, чтобы наша прялка да ножик никогда не ломались, да чтобы руки у нас всегда здоровыми были. Тогда мы всё, что нам нужно сами себе заработаем.
-Будь по твоему, - Лесной Дед отвечает.
Ты, я вижу, трусишка, а трусу самые длинные рога не помогут. Получай- ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.
Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные- предлинные.