Рабочая программа кружка Школа Докторов Природы (1 класс)

МБОУ «Лицей №1» 02 - 04

Рассмотрена и одобрена на заседании
методического объединения
Руководитель МО __________________/Учелькина Е.А./
Утверждаю
Директор МБОУ «Лицей №1» Туленин Н.Н. ___________________ /Туленин Н.Н./


Приказ № 63/5

«31» августа 2015 г. «1» сентября 2015 г.



Рабочая программа

кружка «Школа Докторов Природы»
для 1 класса

Составитель: учитель начальных классов Королева Н. П.


р.п. Чамзинка 2015 – 2016 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по кружку «Школа Докторов Природы» для 1 А класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г., приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357), учебным планом Лицея, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ по учебным предметам, с учётом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Рабочая программа по курсу «Школа Докторов Природы» составлена на основе авторской программы «Школа Докторов Природы» Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е.Жиренко – М.: ВАКО, 2011 г.
Цель курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремится творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи курса: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Школа Докторов Природы» нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Данная программа строится на принципах:
Научности, в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности, которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности, определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Корректировка
В авторскую программу вносились изменения.
В связи с тем, что в школе не бассейна 5 часов из раздела «Обучение плаванию» были распределены на следующие темы:
«Как закалятся. Обтирание и обливание» - 1час
«Как правильно вести себя на воде» - 1 час
«Народные игры» - 1 час
«Подвижные игры» - 2 час.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка всего на изучение курса «Школа Докторов Природы» в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правила- ми, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учитьработать по предложенному учителем плану.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе .
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Предметные результаты
Должны знать как правильно надо мыть руки и лицо, как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами, знать правила ухода за кожей и о том, как следует питаться, о пользе сна;  о правилах поведения в быту и на природе; о пользе физических упражнений и закаливания; правила безопасного поведения на воде.
Должны уметь: правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, содержать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений, выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме, спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час, выполнять физические упражнения для укрепления мышц, выполнять закаливающие процедуры, соблюдать правила безопасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе, соблюдать правила безопасности.










ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.






Дружи с водой
2


Забота о глазах
1


Уход за ушами
1


Уход за зубами
3


Уход за руками и ногтями
1


Забота о коже
3


Как следует питаться
2


Как сделать сон полезным
1


Настроение в школе
1


Настроение после школы
1


Поведение в школе
2


Вредные привычки
2


Мышцы, кости и суставы
2


Как закалятся. Обтирание и обливание
2


Как правильно вести себя на воде
2


Народные игры
2


Подвижные игры
5


Итого
33












ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс ( 33часа

Дружи с водой (2ч)
Совета доктора Воды. Друзья вода и мыло.
Забота о глазах (1ч)
Глаза – главные помощники человека.
Уход за ушами (1ч)
Чтобы уши слышали.
Уход за зубами (3ч)
Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку.
Уход за руками и ногтями (1ч)
«Рабочие инструменты» человека
Забота о коже (3ч)
Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. Если кожа повреждена.
Как следует питаться (2ч)
Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая Пища для всей семьи.
Как сделать сон полезным (1ч)
Сон – лучшее лекарство.
Настроение в школе (1ч)
Как настроение?
Настроение после школы (1 ч)
Я пришел из школы.
Поведение в школе (2ч)
Я – ученик. Как нужно вести себя в школе.
Вредные привычки (2 ч)
Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики.
Мышцы, кости и суставы (2 ч)
Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина!
Как закалятся. Обтирание и обливание (2 ч)
Если хочешь быть здоров!
Как правильно вести себя на воде (2 ч)
Правила безопасности на воде.
Народные игры (2 ч)
Русская игра «Городки»
Подвижные игры (5 ч)
Подвижные игры. Доктора природы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ ТЕХНОЛОГИЯ
(1 час в неделю, всего – 33 часа)

№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Вид занятия
Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения урока






Планируемая
Фактическая


Дружи с водой
2






Совета доктора Воды.
1
Изучение нового материала
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе .
Осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия.
Формировать умение правильно мыть руки и лицо, заботиться о глазах, ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами. Знать правила ухода за кожей и о том, как следует питаться, о пользе сна;  о правилах поведения в быту и на природе; о пользе физических упражнений и закаливания; правила безопасного поведения на воде.
Делать гимнастику для глаз, содержать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений. Выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме. Спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час. Выполнять физические упражнения для укрепления мышц, выполнять закаливающие процедуры, соблюдать правила безопасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе, соблюдать правила безопасности.

4.09.15г.



Друзья вода и мыло.
1
Изучение нового материала

11.09.15г.



Забота о глазах
1






Глаза – главные помощники человека.
1
Изучение нового материала

18.09.15г.



Уход за ушами
1






Чтобы уши слышали.
1
Изучение нового материала

25.09.15г.



Уход за зубами
3






Почему болят зубы.
1
Изучение нового материала

2.10.15г.



Чтобы зубы были здоровыми.
1
Изучение нового материала

9.10.15г.



Как сохранить улыбку.
1
Изучение нового материала

16.10.15г.



Уход за руками и ногтями
1






«Рабочие инструменты» человека.
1
Изучение нового материала

23.10.15г.



Забота о коже
3






Зачем человеку кожа.
1
Изучение нового материала

30.10.15г.



Надежная защита организма.
1
Изучение нового материала





Если кожа повреждена.
1
Изучение нового материала





Как следует питаться
2






Питание – необходимое условие для жизни человека.
1
Изучение нового материала





Здоровая Пища для всей семьи.
1
Изучение нового материала





Как сделать сон полезным
1






Сон – лучшее лекарство.
1
Изучение нового материала





Настроение в школе
1






Как настроение?
1
Изучение нового материала





Настроение после школы
1






Я пришел из школы.
1
Изучение нового материала





Поведение в школе
2






Я – ученик.
1
Изучение нового материала





Я – ученик.
1
Закрепление изученного материала





Вредные привычки
2






Вредные привычки
1
Изучение нового материала





Вредные привычки
1
Закрепление изученного материала





Мышцы, кости и суставы
2






Скелет – наша опора.
1
Изучение нового материала





Осанка – стройная спина!
1
Изучение нового материала





Как закалятся. Обтирание и обливание
2






Если хочешь быть здоров!
1
Изучение нового материала





Если хочешь быть здоров!
1
Закрепление изученного материала





Как правильно вести себя на воде
2






Правила безопасности на воде.
1
Изучение нового материала





Правила безопасности на воде.
1
Закрепление изученного материала





Народные игры
2






Русская игра «Городки».
1
Урок - игра





Русские игры.
1
Урок - игра





Подвижные игры
5






Подвижные игры.
1
Урок - игра





Подвижные игры.
1
Урок - игра





Подвижные игры.
1
Урок - игра





Доктора природы.
1
Обобщение





Доктора природы.
1
Обобщение





ИТОГО:
33






МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания

Библиотечный фонд

1.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа Докторов Природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2011. - 288с. – (Мастерская учителя)
Д



Технические средства обучения

2.
Компьютер с программным обеспечением
Мультимедийный проектор
Магнитная доска
Д
Д
Д



Оборудование класса

3.
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала
К
Д

Д
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа Докторов Природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2011. - 288с. – (Мастерская учителя)
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х ч.Ч.1\М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.\: под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.-2-е изд.-М.: Просвещение,2010.-215с.-(Стандарты второго поколения).
Планируемые результаты начального общего образования.\ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.\ ; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.-2-е изд..М.: Просвещение,2010.-120с.- (Стандарты второго поколения).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа\сост.Е.С.Савинов\.-М.:Просвещение,2010.-191с.- (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-4-е изд., перераб.- М.: Просвещение,2010.-400с.- (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
15