Рабочая программа по внеурочной деятельности Школа докторов природы


Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности «Школа докторов Природы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, на основе авторской программы Л.А.Обуховой, Н.А. Лемяскиной, О.Е. Жиренко. модели организации внеурочной деятельности МКОУ Калачеевская СОШ № 6, Положения о рабочей программе.Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» является одной из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Программа внеурочной деятельности «Школа докторов природы» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков гигиенического поведения, конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
правилам безопасного поведения на воде, обращение с огнем; поведения в школе, на улице, в доме;
правилам пользования электрическими приборами;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, технология, изобразительное искусство, физическая культура.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 30-35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 2 класс - 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет. Сроки реализации программы — 4 года
Форма и режим занятий:
Форма обучения
по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой),
внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
Режим занятий во 2 классе -1 час в неделю/ 34 часа в год.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника. Предполагается обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. В занятия включены задания: игровые ситуации; оздоровительные минутки; советы для учащихся.
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод: просмотр фильмов, слайдов, презентаций; экскурсии; наблюдения; целевые прогулки.
Словесный метод: чтение стихотворений; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; сообщение дополнительного материала;
рассматривание наглядного материала; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод: проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; проведение экскурсии различной направленности; организация вечеров с родителями, для родителей; Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.
Для реализациипрограммы «Школа докторов Природы» необходима материально-техническая база:
Учебные пособия:
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,)солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.; изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;измерительные приборы: весы, часы.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 1 час в неделю, 33 часа
2-й год обучения 1 час в неделю, 34 часа
3-й год обучения 1час в неделю, 34часа
4-й год обучения 1час в неделю, 34 часа
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности .В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностными результатамипрограммы внеурочной деятельности по здоровому образу жизни является формирование следующих умений:
установка на здоровый образ жизни;
определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.
метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по здоровому образу жизни «Школа докторов Природы» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий при выполнении простейших упражнений для укрепления здоровья;
учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
осознавать ценность собственного здоровья и необходимость его сохранения;
овладеть навыками самостоятельной организации безопасной деятельности;
уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса, группы.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Коммуникативные УУД:
выполнять правила общения с людьми;
жить с друзьями в мире и согласии;
выполнять свои обязанности в семье; заботиться о здоровье своей семьи;
применять советы докторов Природы в жизни; применять правила поведения в разных жизненных ситуациях;
умение донести свою позицию до других;
слушать и понимать речь других;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), советы;
средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдёт уменьшение пропусков по причине болезни и произойдёт увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно – оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всём его проявлениях.
Предполагаемый результат:
1. Результатом практической деятельности по программе «Школа докторов Природы» можно считать следующее:
высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;
повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса.
2. Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Способом проверки являются: наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года, проведение нестандартных занятий и праздников на повторение изученного за всю начальную школу; праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы» и т.д.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
осуществлять активную оздоровительную деятельность;
формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Тематическое планирование
2 год обучения(34 часа)
№ Тема занятия Количество часов
1-3 Почему мы болеем 3
4-5 Кто и как предохраняет нас от болезней 2
6 Кто нас лечит 1
7-8 Прививки от болезней 2
9-10 Что нужно знать о лекарствах 2
11-12 Как избежать отравлений 2
13-14 Безопасность при любой погоде 2
15-16 Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте 2
17 Правила безопасного поведения на воде 1
18 Правила обращения с огнем 1
19 Как уберечься от поражения электрическим током 1
20 Как уберечься от порезов, ушибов, переломов 1
21 Как защититься от насекомых 1
22 Предосторожности при обращении с животными 1
23-24 Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом 2
25-26 Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении 2
27-29 Первая помощь при травмах 3
30 Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос 1
31-32 Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек 2
33-34 Сегодняшние заботы медицина 2
Итого 34
2 класс
Календарно - тематическое планирование

№ Дата проведения Тема Кол-во часов Форма проведения занятия Формируемые УУД Учеб. пособие, рабочая тетрадь и др. источники информации
По плану По факту 1-3 03.09
10.09
17.09 Почему мы болеем 3 Аудиторная – встреча с врачами-специалистами Знание причин возникновения различных заболеваний у человека; понимание роли вредных привычек для здоровья человека; сформированность представлений об отличительных признаках различных инфекционных заболеваний; актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в конкретной жизненной ситуации; умение разумно вести себя в непредвиденных ситуациях РТ - 2 – с. 3-6; МП – с. 75-82
4-5 24.09
01.10 Кто и как предохраняет нас от болезней 2 Экскурсия в поликлинику; аудиторная – просмотр видеороликов Знание различных медицинских профессий; умение соблюдать правила безопасности; умение фиксировать результаты наблюдений и делать соответствующие выводы; умение выдвигать разные варианты решения проблемы; умение добывать информацию и применять ее в различных жизненных ситуациях, связанных со здоровьесбережениемРТ - 2 – с. 7-8; МП – с. 82-85
6 08.10 Кто нас лечит 1 Аудиторная - встреча с врачами-специалистами Сформированность навыков положительных эмоциональных проявлений по отношению к информации, получаемой от взрослых людей; умение наблюдать; знание номеров телефонов служб спасения, скорой помощи, детской поликлиники и т.д. РТ - 2 – с. 9-10; МП – с. 86-87
7-8 15.10
22.10 Прививки от болезней 2 Аудиторная – встреча с медсестрой Умение проявлять интерес к самопознанию; положительный настрой на выполнение процессов здоровьесбережения; знание передающихся инфекционных болезней и прививок против них РТ - 2 – с. 11-12; МП –
с. 88-90
9-10 29.10
12.11 Что нужно знать о лекарствах 2 Экскурсия в аптеку; аудиторная – встреча с фармацевтом Умение добывать информацию из справочников, энциклопедий, телепередач, Интернет и т.д., обрабатывать ее и применять на практике; умение вести проектную деятельность на заданную тему; умение наблюдать, сравнивать, обобщать; самостоятельность проявления здоровьесберегающей компетентности при обращении с различными лекарственными препаратами; умение оказать элем6ентарную медицинскую или психологическую помощь другим и себе РТ - 2 – с. 13-15; МП – с. 90-94
11-12 19.11
26.11 Как избежать отравлений 2 Аудиторная Устойчивость интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; осознанное отношение и взаимодействие по отношению к химическим, лекарственным, хозяйственно-бытовым веществам; понимание необходимости знания сроков хранения различных продуктов и их употребления в пищу; знание ядовитых растений; понимание того, что вредные привычки могут привести к отравлению организма (спиртное, лекарства, курение, наркотики и т.д.)РТ - 2 –
с. 16-17; МП – с. 94-96
13-14 03.12
10.12 Безопасность при любой погоде 2 Экскурсия; аудиторное занятие Умение адекватно реагировать на изменения в природе; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение правильно осознавать себя, свои желания и потребности, состояние здоровья, стремление к самооценке; поведение в экстремальных ситуациях, связанных с природными явлениями РТ - 2 –
с. 18-19; МП – с. 96-100
15-16 17.12
24.12 Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте 2 Экскурсия; аудиторное занятие Умение правильно понимать чужие эмоциональные состояния; умение проявлять радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со знакомыми сверстниками и взрослыми; умение правильно строить отношения с незнакомыми людьми, иметь представлении об осторожности; умение разумно и правильно вести себя в непредвиденных ситуациях РТ - 2 – с. 20-22; МП – с. 100-105
17 14.01 Правила безопасного поведения на воде 1 Бассейн или аудиторное занятие с просмотром видеороликов Умение решать игровые задачи, которые содействуют сохранению здоровья; умение быстро и автономно принимать самостоятельное решение при сохранении собственного здоровья или жизни; стремление выполнять правила техники безопасности жизнедеятельности человека РТ - 2 – с. 23; МП – с. 105-107
18 21.01 Правила обращения с огнем 1 Аудиторное – встреча с работником МЧС Стремление самостоятельно и под руководством взрослых к изучению особенностей ценностного отношения ребенка к своему здоровью и здоровью других людей, здоровому образу жизни; устойчивое стремление выполнять правила техники безопасности при обращении с огнем, электроприборами и т.д.; РТ - 2 – с. 24; МП – с. 107-109
19 28.01 Как уберечься от поражения электрическим током 1 Аудиторное Знание правил обращения с электроприборами; устойчивость и направленность любых действий и деятельности на ценность здоровья и человеческой жизни; осознанное принятие нравственных эталонов жизнедеятельности РТ - 2 – с. 25; МП – с. 109-111
20 04.02 Как уберечься от порезов, ушибов, переломов 1 Аудиторное – встреча с врачом - травмотологомБережное, уважительное и заботливое отношение к здоровью ровесников, взрослых людей; положительная мотивация к сохранению своего здоровья РТ - 2 – с. 26; МП – с. 111-112
21 11.02 Как защититься от насекомых 1 Аудиторное Понимание того, что насекомые являются разносчиками различных инфекционных заболеваний; умение защитить свою кожу от укусов насекомых; здоровьесберегающая эрудированность ребенка по определенной проблеме; умение перенести имеющиеся здоровьесберегающие знания в решение проблемных и имитационных ситуаций
РТ - 2 – с. 27; МП – с. 112-114
22 18.02 Предосторожности при обращении с животными 1 Аудиторное Умение решать реальные или игровые задачи, помогающие сохранению здоровья; умение самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях; умение разумно вести себя в экстремальных ситуациях РТ - 2 – с. 28; МП – с. 114-116
23-24 25.0203.03
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом 2 Аудиторное с приглашением врача Умение оказать себе или другим элементарную медицинскую помощь; умение применять ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой дидактической задачи; умение быстро актуализировать знания, умения и навыки в решении игровой дидактической задачи; умение правильно и развернуто отвечать на вопросы, связанные с решением проблемных ситуаций и игровых задач РТ - 2 – с. 29-30; МП – с. 116-118
25-26 10.03
17.03
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении 2 Аудиторное с приглашением медсестры или врача Умение адекватно и осознанно принимать решения в нестандартных ситуациях; навык самостоятельного применения здоровьесберегающих знаний, умений и навыков; проявление интереса к получению новых знаний, информации и умение их классифицировать и применять в нестандартных ситуациях; РТ - 2 – с. 31-32; МП – с. 118-121
27-29 31.03
07.0414.04
Первая помощь при травмах 3 Экскурсия в травматологический пункт;
аудиторное – практическое занятие под руководством медсестры Осознанный интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения ребенка в различных жизненных ситуациях;

умение оказать элементарную медицинскую или психологическую помощь или самопомощь РТ - 2 – с. 33-35; МП – с. 121-124
30 21.04
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос 1 Аудиторное - встреча с ЛОР врачом Ценностное отношение ребенка к собственному здоровью; осознанное понимание того, что может навредить здоровью; интерес к самопознанию; знание правил, связанных с соблюдением правил безопасности поведения в процессе действий с опасными предметами РТ – 2 – с. 36; МП – с. 124-125
31-32 28.0405.05
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек 2 Аудиторное - практическое занятие Наличие умения разумно вести себя в непредвиденных ситуациях; умение оказать элементарной медицинской и психологической самопомощи и помощи другим людям; РТ - 2 – с. 37; МП – с. 125-126
33-34 12.05
19.05 Сегодняшние заботы медицина 2 Экскурсия в поликлинику; аудиторное занятие с просмотром видеороликов Положительное отношение ребенка к собственному здоровью и мотивации здорового образа жизни; знание, умения и навыки, поддерживающие, укрепляющие и сохраняющие в ребенка; знание различных мер предосторожности и умение применять их на практике РТ - 2 – с. 38 - 40; МП – с. 127-131
Итого 34 Содержание деятельности обучающихсяТема 1. «Почему мы болеем».
Урок 1
Тема «Причины болезни».
Дается понятие «болезнь». Беседа о том, какие органы тела могут болеть. Выявляется жизненный опыт детей по этой проблеме. Выяснение причин заболеваний у человека. Обобщаются знания детей.
Актуализация знаний о правилах гигиены, питания, причинах травматизма и т.д.
Урок 2.
Тема «Причины болезни».
Сформировать понятие о том, как оказать помочь заболевшему человеку. Рассказать детям о профилактике различных заболеваний. Дать понятие «инфекционные болезни».
Урок 3.
Тема «Как здоровье?»
Организовать участие в игре-соревновании «Будь здоров!» Раскрыть понятие «бактерии». Вывести с детьми основные правила сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих людей.
Тема 2. Кто и как предохраняет нас от болезней.
Урок 4.
Тема «Как организм помогает себе сам».
Раскрыть понятия «иммунитет», «адаптация», «дезадаптация». Роль витаминов в укреплении здоровья. Значение различных прививок для сохранения здоровья человека. Показать значение соблюдения режима дня для сохранения и укрепления собственного здоровья. Создание проекта на тему «Я и мой режим дня». Коллективная работа учеников по созданию памятки «как правильно выполнять домашнюю работу». Урок 5.
Тема Здоровый образ жизни
Актуализировать знания детей о том, что входит в понятие «здоровый образ жизни человека». Использование на занятии народного фольклора, пропагандирующего здоровый образ жизни.
Тема 3. «Кто нас лечит».
Урок 6.
Тема «Какие врачи нас лечат».
Виртуальная экскурсия в поликлинику (или настоящая экскурсия). Организовать встречу детей с врачами различных специализаций, которые лечат детей (педиатр, стоматолог, ЛОР-врач, хирург, врач-инфекционист и т.д.). Тестирование по теме: «Какие врачи помогают нам сохранить здоровье».
Тема 4. «Прививки от болезней».
Урок 7.
Тема «Инфекционные болезни».
Дать представление о том, что приводит человека к заболеванию инфекционными болезнями. Дать классификацию инфекционных заболеваний. Познакомить детей с тем, что является передатчиком инфекционных заболеваний. Роль вредных привычек, неправильного поведения, приводящих к заболеванию инфекционными болезнями.
Урок 8.
Тема «Прививки от болезней».
Классификация заболеваний, от которых спасают прививками. Объяснить значение прививок для укрепления и сохранения здоровья человека. Познакомить с понятием «эпидемия». Привести примеры из истории человечества о том, как заболевания уносили жизни целых городов, селений, государств. Проведение игры «Полезно - вредно». Выпуск газеты «Наш друг - прививка».
Тема 5. «Что нужно знать о лекарствах».
Урок 9.
Тема «Какие лекарства мы выбираем».
Сюжетно-ролевая игра «Аптека» или экскурсия в аптеку. Выяснить, какие названия аптек дети знают, где находятся эти аптеки по отношению к их месту жительства. Актуализация знаний детей о том, какие лекарства продают в аптеке.
Сформировать представление учащихся о том, что безвредных лекарств не бывает, что лекарства имеют побочные явления.
Урок 10.
Тема «Домашняя аптечка».
Беседа о том, какие лекарства находятся у учеников дома в аптечке, о расположении аптечки, возможном доступе к лекарствам со стороны детей. Познакомить с перечнем лекарств и препаратов, которые должны быть в каждой аптечке обязательно. Сведения о том, какой вред организму может быть нанесен чрезмерным потреблением лекарств натощак; какие лекарства можно применять только в присутствии взрослых людей. Дать понятие «дозировка».
Тема 6. «Как избежать отравлений».
Урок 11.
Тема «Отравления лекарствами».
Познакомить с различными видами и симптомами отравлений. Актуализировать знания детей о том, какие действия могут привести к отравлению. Ядовитые препараты, химикаты, растения, грибы, ягоды, лекарственные препараты. Дать понятие «передозировка». Могут ли витамины стать отравой, в каком случае это может произойти.
Урок 12.
Тема «Пищевые отравления».
Недоброкачественная продукция. Ее отличительные признаки. Сроки годности. Практическая работа «определение сроков годности различных продуктов». Признаки пищевого отравления. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.
Тема 7. «Безопасность при любой погоде».
Урок 13.
Тема «Если солнечно и жарко».
Конкурс заранее нарисованных по теме рисунков, фотовыставка.
Познакомить с понятием «солнечный удар». Как предохранить свою кожу от солнечных ожогов, а организм от теплового удара. Первая помощь при ожогах и тепловом ударе. Как правильно одеваться в жаркое время года. Коллективное сочинение «Солнце – наш друг и враг». Лесные и степные пожары: чем они чреваты для здоровья и жизни человека. Поведение в природе в пожароопасное время года.
Урок 14.
Тема «Если на улице дождь и гроза».
Проектная деятельность, организованная заранее, по теме: «Загадки, народные приметы о явлениях природы»; конкурс рисунков.
Тема 8. «Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте».
Урок 15.
Тема «Опасность в нашем доме».
Повторить правила безопасного поведения в доме, назвать предметы, неправильное пользование которыми может привести к трагедии. Взрывоопасные вещества в доме. Химикаты: моющие средства. Обыгрывание опасных ситуаций, которые могут быть в помещении.
Урок 16.
Тема «Как вести себя на улице».
Актуализировать знания детей о том, какие опасности поджидают ребенка на улице, в транспорте. Правила поведения на улице и в общественных местах, в транспорте, при переходе через улицу, железнодорожные пути.
Тема 9. «Правила безопасного поведения на воде».
Урок 17.
Тема «Вода – наш друг».
Конкурс рисунков «Отдых у водоема», «Наша река». Фотовыставка. Олимпийские виды спорта, связанные с различным состоянием воды. Польза купания и закаливания.
Опасности, подстерегающие детей у воды. Выведение правил поведения у водоемов. Запрещающие знаки (конкурс рисунков) – работа в группах.
Тема 10. «Правила обращения с огнем».
Урок 18.
Тема «Чтобы огонь не причинил вреда».
Значение огня в жизни человека – актуализация знаний детей. Анализ примеров жизненных ситуаций, раскрывающих положительные и отрицательные стороны огня. Обсуждение ситуаций, от чего могут возникнуть пожары (явления природы, деятельность человека, техногенные пожары), как правильно поступать при начале пожара. Правила противопожарной безопасности.
Тема 11. «Как уберечься от поражения электрическим током».
Урок 19.
Тема «Чем опасен электрический ток».
Расширить представления детей о понятиях «электрические приборы», «электрический удар», «короткое замыкание», «электрический заряд». Познакомить детей с возможными повреждениями организма человека при воздействии на него электрического тока.
Тема 12. «Как уберечься от порезов, ушибов, переломов».
Урок 20.
Тема «Травмы».
Ввести понятий «травма», «травматизм». Познакомить с различными видами травм и их происхождением. Провести практическую работу по ознакомлению детей с оказанием первой медицинской помощи при порезах, ушибах, переломах.
Тема 13. Как защититься от насекомых.
Урок 21.
Тема «Укусы насекомых».
Разнообразие видов насекомых. Актуализация знаний детей о пользе и вреде от насекомых. Провести классификацию различных видов насекомых на вредных и полезных.
Тема 14. Предосторожности при обращении с животными.
Урок 22.
Тема «Что мы знаем про кошек и собак».
Актуализация знаний учащихся о том, как правильно вести себя с животными, которые находятся рядом. Беседа о домашних животных и правильном обращении с ними. Причины, из-за которых животные могут вести себя агрессивно. Возможные негативные последствия, к которым может привести неправильное обращение с животными.
Тема 15. «Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом».
Урок 23.
Тема «Отравление ядовитыми веществами».
Беседа о разнообразии химических веществ, используемых человеком в быту, которые нельзя употреблять в пищу и которыми опасно дышать с близкого расстояния.
Урок 24.
Тема «Отравление угарным газом».
Познакомить детей с понятием «угарный газ». Рассказать о том, откуда образом в природе появляется угарный газ. Вредное воздействие угарного газа на организм человека.
Тема 16. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.
Урок 25.
Тема «Как помочь себе при тепловом ударе».
Актуализация знаний детей о том, как правильно принимать солнечные ванны, пользоваться сауной и баней. Беседа о том, как правильно одеваться в различное время года.
Урок 26.
Тема «Как уберечься от мороза».
Познакомить с понятием «обморожение». Беседа о временах года, явлениях природы. Как вести себя у реки, если не знаешь толщину льда. Безопасность при играх на льду водоемов. Проведение игры «Полезно - вредно».
Тема 17. «Первая помощь при травмах».
Урок 27.
Тема «Растяжение связок и вывих костей».
Сформировать понятие «растяжение связок». Используя наглядные пособия или мультимедийные презентации познакомить детей со скелетом человека и тем, как кости соединяются между собой с помощью связок. Познакомить с признаками растяжения связок и вывихов костей. Показать на скелете человека, в каких местах чаще всего происходит вывих. Признаки отличия вывиха связок от перелома костей.
Урок 28.
Тема «Переломы».
С использованием скелета человека или мультимедийной презентации познакомить детей с различными видами переломов. Показать на скелете человека, какие кости чаще всего могут сломаться. Дать понятия «открытый перелом», «закрытый перелом».
Урок 29.
Тема «Если ты ушибся или порезался».
Актуализация знаний детей об ушибах, порезах. Беседа о том, как избежать порезов и ушибов. Раскрытие понятия «отек».
Анализ ситуационных задач, связанных с ушибами и порезами (использовать ИКТ).
Тема 18. «Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос».
Урок 30.
Тема «Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело».
Раскрыть понятия «инородное тело», «органы чувств». Чем занимается ЛОР врач?
Актуализация знаний детей о том, как инородное тело может попасть в ухо, горло, нос, глаз. Выяснить, что знают дети о том, как правильно вести себя в таких случаях. Провести беседу о том, что необходимо предпринять в случае попадания инородного тела в глаз. Правила ухода за глазами.
Тема 19. «Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек».
Урок 31.
Тема «Укус змеи, кошки, собаки или насекомых».
Актуализация знаний детей о змеях, ящерицах и ужах. Их отличительные свойства. Выяснить знания детей о том, в каких сказках и других литературных произведениях упоминаются змеи. Пословицы и поговорки о повадках змей.
Тема 20. «Сегодняшние заботы медицина».
Урок 32.
Тема «Расти здоровым».
Актуализация знаний о том, что человеку мешает сохранить свое здоровье. Неизлечимые болезни века. Значимость для человека работы ученых-медиков. ИКТ на службе здоровья человека. 21 век – век высоких нанотехнологий в медицине.
Урок 33.
Тема «Воспитай себя».
Формировать понимание ценности и важности ведения здорового образа жизни. Значимость ведения здорового и безопасного образа жизни. Анализ примеров поведения литературных героев Е. Пермяка и В. Осеевой в различных жизненных ситуациях, связанных с культурой здорового и безопасного образа жизни.
Урок 34.
Тема «Я выбираю движение».
Раскрыть значение слова «гиподинамия», использовать для этого песню В. Леонтьева «Гиподинамия – что это за птица?» Провести беседу о формах поддержания собственного здоровья, о различных видах спорта. Провести наблюдение за движениями различных животных (использовать видеосюжеты), попрактиковаться в имитации этих движений.
Список литературы.
1.Обухова Л. А ,Лемяскина Н. А.. Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов Природы. 2011.Москва. «ВАКО».
2 Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
3.Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
4.Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
5. Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк,1999.
6.ГерасименкоН.П.Помогисамсебе.2001.7.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
8. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.
9. ГостюшинА.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
10. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
11. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
12. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
13. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
14. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997
15. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
16. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.
17. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
18. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
19. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997
20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.
21. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
22. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980