Обобщающий урок по биологии для 11 класса «Происхождение человека»


Обобщающий урок по биологии для 11 класса «Происхождение человека»
Учитель МБОУ СОШ №8 Шкурина Ирина Николаевна
Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Происхождение человека», проконтролировать знания по теме.
Задачи:
Образовательные: показать действие общих законов развития в эволюции человека; выделить особенности эволюции человека; познакомить с гипотезами о возможном будущем человека.
Воспитательные: развивать интерес к предмету; воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.
Развивающие: продолжить формирование у учащихся умений делать выводы, обобщать, сравнивать; умение работать с дополнительной литературой; развивать эмоции у учащихся и познавательный интерес к изучению темы.
Оборудование: мультимедийная презентация «Человек в будущем», Дидактические задания, компьютер, мультимедийный проектор, тексты проверочной работы.
 
Ход урока
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока звучит так «Подведем итоги» по теме «Происхождение человека». Мы с вами должны обобщить, проконтролировать знания по теме и высказать свое мнение по вопросу: «Как будет выглядеть человек в будущем».
Игра «Кроссворд»
Задание «Систематическое положение человека»
Блицопрос 
Просмотр презентации «Человек в будущем». Вступительное слово учителя перед просмотром презентации:
Попытки понять и объяснить как возник человек мы находим в мифологии всех времен и народов. А о будущем человека существуют различные гипотезы. Что такое гипотеза? Гипотеза – это предположение о форме развития. Давайте ознакомимся с различными гипотезами – предположениями о будущем человека.
С целью установления общих законов в эволюции человека и установлении особенностей эволюции человека учащимся предлагается подумать над таким заданием:
Задание 1: С детских лет вы помните историю Маугли, который жил в джунглях с животными, был наделен большим умом и превосходил всех животных сообразительностью. Назовите наиболее убедительные на ваш взгляд доводы, подтверждающие или отрицающие возможность развития полноценного ребенка в обществе животных.
Задание 2:
Подтвердите научными данными слова Фирдоуси:
«В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем.
Как только вознесся он гордой главой
Умом одаренный и речью благой …»
Ваше представление о воплощении лучшего в нем?
Беседа с классом по 1 и 2 заданиям и делаем вывод:
Человек разумный возник в процессе эволюции в результате действия биологических и социальных факторов. Но все таки человека создал труд. Человек обладает сознанием, мышлением, речью и может стать человеком только в обществе людей. А о будущем человека хотелось бы думать так, что развитие человека пойдет по пути развития интеллекта и человек будет помнить всегда, что основная его задача, это сохранить жизнь на планете Земля.
 
 
Проверочная работа на 10 минут.
 
1 вариант
Выберите все правильные ответы.
Антропогенез отличается от эволюции других видов организмов действием факторов:
а) естественного отбора
б) социальных
в) наследственной изменчивости
г) борьбы за существование
К современным человекообразным обезьянам относятся:
а) макаки и павианы
б) орангутанги и гиббоны
в) шимпанзе и гориллы
г) дриопитеки и рамапитеки
3. Вертикальное положение тела в пространстве у предков современного человека способствовало:
а) лучшему обзору местности
б) увеличению скорости передвижения
в) организации групповой охоты
г) увеличению объема головного мозга
4. К социальным факторам антропогенеза относятся:
а) трудовая деятельность
б) двигательная активность
в) речь и мышление
г) вымирание наименее приспособленных5. Изгибы позвоночника человека обусловлены:
а) способностью к речи
б) прямохождениемв) трудовой деятельностью
г) общественным образом жизни
Общественный образ жизни древнего человека побуждал:
а) к общению
б) развитию скелета
в) развитие речи
г) формированию кисти руки
Происхождение человека от животных подтверждают:
а) сходство общего плана строения организма
б) рудименты и атавизмы
в) способность к труду
г) сходство физиологических процессов
Разнообразная двигательная активность верхней конечности способствовала:
а) развитию мозга
б) формированию умений трудовой деятельности
в) развитию речи
г) становлению общественных отношений
 
 
 
 2 вариант

Выберите все правильные ответы.
Антропогенез, как и эволюция других видов организмов, происходит:
а) под действием естественного отбора
б) под действием социальных факторов
в) на основе наследственной изменчивости
г) путем борьбы за существование
Прямохождение привело:
а) к формированию сводчатой стопы
б) возникновению изгибов позвоночника
в) увеличению мозговой части черепа
г) уменьшению челюстей
Трудовая деятельность человека:
а) усилила его зависимость от условий среды
б) ослабила зависимость от условий среды
в) уменьшила воздействие естественного отбора
г) увеличила воздействие естественного отбора
Речь способствовала совершенствованию:
а) строения скелета
б) сознания
в) мышления
г) общения
Возникновение Человека в процессе эволюции – это:
а) ароморфоз
б) идиоадаптация
в) дегенерация
Общественный образ жизни обеспечивал:
а) более надежную защиту от врагов
б) рождение большего количества детенышей
в) стремление к общению
г) ожесточение борьбы за существование
Способность Кроманьонцев к членораздельной речи подтверждается:
а) отсутствием надбровных валиков
б) высоким ростом людей
в) присутствием подбородочного выступа на нижней челюсти
г) большим объемом мозговой части черепа
Человек – существо биосоциальное, что означает:
а) его приспособленность к условиям природной и культурной среды
б) его формированием под действием факторов двух сред
в) отсутствие влияния факторов природной среды
г) отсутствие сходства с другими организмами