КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ Как мыльный пузырь искал друзей


КОНСПЕКТ НОД по познавательноМУ РАЗВИТИЮ
в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ группе
воспитателя Гончаровой К.А.
МАДОУ №2 «Детский сад «Умка»
Тема: «Как мыльный пузырь искал друзей»
(С использованием технологии индивидуализации обучения и развития «План-дело-анализ», активных методов обучения (АМО) и здоровьесберегающих технологий)Цель: воспитывать интерес к экспериментированию, развивать познавательную активность.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:Познавательное развитие: 
- Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей, активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды.
- Формировать представление о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
- Способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, обобщать, анализировать.Речевое развитие: развивать речь и обогащать словарный запас детей, развивать мелкую моторику, учить соотносить движения пальцев рук с текстом.Социально - коммуникативное: воспитывать у детей умение слушать воспитателя, сверстников.Художественно - эстетическое: упражнять детей создавать образ мыльного пузыря нетрадиционным методом рисования (при помощи пипеток), равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа.Методы и приёмы: 
Практические: создание художественного продукта, опыты, экспериментирование, пальчиковая игра, сюрпризный момент, игра.Наглядные: демонстрация картинок по теме.Словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, художественное слово.
Активные методы обучения: проектирование, «мозговой штурм», релаксация.
Здоровьесберегающие приемы: пальчиковая игра, дыхательное упражнение.
Материал и оборудование: пластиковые ложки, кусок мыла, терки, трубочки, краски, салфетки, листы белой бумаги, емкости с лимонным соком, кисти, спички или зажигалка, рисунки-схемы (или изображения для просмотра на телевизоре) «Как получить пузыри», емкости с водой, пищевые красители, видео «шоу мыльных пузырей»), аудиозапись песни.Предварительная работа:
-Домашнее задание: совместно с родителями подготовить описание опыта или эксперимента, провести его в домашних условиях. Ребенок готовит устное сообщение;
-Работа с книгой: рассказы воспитателя об опытах и экспериментах, их роли в жизни человека, чтение энциклопедий;
-Рассматривание иллюстраций по теме;
-Просмотр подборки видео с телеканала «Наука 2.0.» по теме.
Ход НОД:
Начало группового сбора. Приветствие.
Привлечение внимания детей «Песенкой друзей».
Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре (сидя).
Вопросы к детям:
Все ли нашли для себя местечко?
Все ли удобно устроились?
Какое у вас сегодня настроение?
Посмотрите друг на друга. У всех ли приветливые лица?
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!
Обмен новостями:
Вопросы к детям:
Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями?
Ребятки, а кто помнит наше правило при обмене новостями? (Дети отвечают: «Говорим по одному и внимательно слушаем друг друга». В случае затруднения, воспитатель обращает внимание на информационную доску, на которой данное правило зарисовано, воспитатель внимательно выслушивает всех желающих поделиться новостями).Мотивация. Создание проблемной ситуации. «Модель трех вопросов» (этап проектирования):
Появление героя – мыльного пузыря, который рассказывает детям о том, как потерял друзей и просит помочь ему отыскать их (роль героя Мыльного пузыря исполняет родитель или мл. воспитатель.)
Мыльный Пузырь: Здравствуйте, дети! Я пришел к вам из далекой Мыльной страны, где живет много таких же мыльных пузырей, как я! Но сегодня утором я проснулся, огляделся по сторонам и не увидел ни одного моего друга Мыльного пузыря! Куда же они все подевались, я не пойму! Может быть…лопнули (плачет) Ребята, я не знаю что мне делать! Помогите! Может вы знаете, как вернуть моих друзей?
Поставлен мольберт, на который прикреплен информационный лист – модель дневного цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План-дело-анализ». Обсуждение с детьми проблемы и путей ее решения. (Все высказывания детей должны быть записаны печатными буквами воспитателем в графы таблицы или зарисованы)
Мыльный пузырь уходит в другие группы искать своих друзей по другим группам, в надежде, что кто - нибудь еще ему поможет: Ребята, какие Вы молодцы! Но я пойду схожу в другие группы, мможет там мне подскажут куда они подевались!? Но к вам я обязательно вернусь! До скорой встречи!
Вопросы к детям:
Дети, что мы знаем о мыльных пузырях?
Что бы мы хотели еще узнать?
Как же нам это узнать?
Давайте спроектируем нашу деятельность, что,как и зачем мы будем делать,ч тобы добиться цели. А наша цель – это…?
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
Что мыльный пузырь потерял друзей и мы должны ему помочь их найти и т.п. Как мыльные пузыри образуются при контакте воды и мыла
(проверить опытным путем) и т.п. Купить необходимые составляющие, провести опыт по получению мыльных пузырей и «вернуть друзей» и т.п.
Планирование действий. Презентация центров активности:
Обращение к детям:
Кто оказался самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось что-то новое? Посмотрите, что я приготовила для вас в разных центрах. В центре творчества (искусства) я приготовила для вас краски, пипетки, листы бумаги, стаканчики с водой. Разрешите представить моего помощника, художника Пипеткина (роль помощника исполняет родитель).
В центре сюжетно – ролевой игры, в магазине, вы сможете купить все необходимое для проведения опыта, для получения мыльного пузыря. (проговаривает с детьми, что нужно для опыта: терка, мыло и т.п.) Здесь вас ждет продавец Продавалкин (роль помощника – продавца исполняет родитель).
Также вас ждет центр экспериментирования (лаборатория). Здесь мы с вами будет проводить наш опыт. Без помощника нам не обойтись. Представляю вам профессора Лабораторкина, который знает о мыльных пузырях все! (роль помощника – профессора исполняет родитель)
Я предлагаю, чтобы никому не было обидно, вытянуть жребий. Все просто! Если вам попадется зеленый жетон, то вы идете в магазин, желтый – центр творчества, синий – лаборатория. Ну а если вам попадется красный жетон, то вы идете со мной в центр книги. Сегодня я работаю там. Итак, приступим! (дети тянут жребий)
Проговаривание и уточнение плана:
Вопросы к детям:
Уточнение последовательности действий с каждой группой детей («С чего ты хочешь начать свою работу? Что будешь делать потом?»);Уточнение партнёров по деятельности («Кого бы ты хотел (а) пригласить поработать с собой?»);
Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).
Реализация намеченного плана:
Речь воспитателя:
Ребята, посмотрите на цвета своих жетонов. Пожалуйста, можете идти работать. Тем, у кого красные жетоны идут со мной в Центр книги. В этом центре вы можете узнать интересное о мыльных пузырях, рассмотреть картинки по теме, отгадать мои загадки.
Дети идут в те центры активности, которые определены цветом жетона. Но если ребенок, не согласен, то он может пойти работать в любой центр. Ни один ребенок не должен остаться без деятельности. Нужно увлекать, мотивировать!
- Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Дети спрашивают о стоимости тех или иных предметов, необходимых для опыта. Продавец интересуется, для чего ребенку тот или иной предмет. Он устанавливает разнообразную нематериальную стоимость (3 вежливых слова, 5 улыбок, 2 прыжка и т.п.). «Купленное» дети уносят в центр экспериментирования для проведения опыта. Могут присоединиться к участникам данного центра или идти в другой.
-Рисование в ИЗО-центре
Взрослый предлагает нарисовать друзей мыльного пузыря – мыльных пузырей необычным способом. Все подготовлено для рисования. Дети приглашаются за столы. Данный вид рисования – лимонным соком, по сути, тоже опыт. Об этом детям важно сообщить.
(Далее дети присоединяются к группе детей в Лаборатории или в Центре книги (по желанию)-Чтение в Центре Книги
Взрослый предлагает отгадать загадки о воде, почитать историю «Кто придумал мыльные пузыри такими какие они сейчас?», рассмотреть иллюстрации по теме.
-Экспериментирование в лаборатории
В центре экспериментирования имеются салфетки, емкости с водой. Пока другая часть детей покупает все необходимое для проведения опыта, взрослый рассматривает с детьми рисунки-схемы «Как получить пузыри». Далее, когда «все ингридиенты» для опыта имеются происходит дальнейшая их подготовка для проведения опыта. В зависимости от количества детей, можно давать индивидуальные поручения или предложить работать в микрогруппах (2-3 чел.) Необходимо в емкости с водой добавить пищевые красители, натереть мыло и смешать его с водой. Тщательно размешать, чтобы мыло растворилось. Дальше начинается самое интересное. Детям предлагается с помощью разных приспособлений пускать мыльные пузыри. С помошью коктейльной трубочки, палочки с круглым отверстием, сделанной из проволоки. А может быть кто-то предложит свой вариант или захочет пустить пузыри из нескольких трубочек одновременно. Дети делают выводы: что нужно для изготовления раствора, почему пузырь не прозрачный, а имеет цвет и т.п.
Игра – «передышка»:
Обращение воспитателя к детям:
Ребята, предлагаю отдохнуть и немного поиграть. Повторяйте все за мной.
Пальчиковая игра «Мыльные пузыри»
Посмотри-ка, посмотри-
Мы пускали пузыри
(пальцы каждой руки сложить колечком)
Дуем, дуем, дуем, дуем-
(колечки поставить друг на друга, поднести ко рту и подуть на них. Дуть не надувая щёк, вытягивать губы трубочкой)
Много пузырей надуем.
(показать, как разлетаются пузыри, развести руки в стороны)
На столе и на двери-
Всюду в доме пузыри.
(перемещаясь по группе сложенные колечком пальцы, показать, как летают пузыри)
Только в руки не бери-
Сразу лопнут пузыри!
(резко выпрямить пальцы, изображая лопнувшие пузыри)
Анализ деятельности. Итоговый этап. Рефлексия.
В конце НОД с детьми проводится итоговый сбор. Место проведения – ковёр в центре группы. На итоговый сбор дошкольники приносят из Центров всё то, что они успели сделать - рисунки, мыльный раствор, приспособления с помощью которых они появляются и пр.
Вопросы детям:
Кто хочет рассказать о проделанной работе?
Какие трудности ты встретил(а)?
Что тебе удалось сделать сегодня?
Получилось ли у тебя то, что ты задумал(а)?
Планируешь ли ты использовать полученные знания?
Вновь звучит «Песенка друзей». Появляется герой – Мыльный Пузырь. Он опечален тем, что в других группах так и не нашел своих друзей.
Мыльный Пузырь: Ребята, вы представляете, в других группах нет моих друзей. Весь садик обошел и никого не нашел. Что же делать?
Дети рассказывают ему, как смогли их отыскать.
Мыльный Пузырь: О, как я рад и счастью нет предела! Какие же вы молодцы. Добрые дела должны быть вознаграждены.
И в знак благодарности герой Мыльный пузырь дарит детям мыльные пузыри.
Мыльный Пузырь: Ну, мне пора! Приятно было познакомиться!!! До свидания!!!
Релаксация.
Для снятия эмоционального напряжения предлагается провести следующие релаксационные (расслабляющие) упражнения:
«Мыльный пузырь»:
Цель – показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия; закрепить знания детей о правильном дыхании. Развивать воображение.
Инструкция: «Давайте сделаем круг из пальчиков. Вдохнем воздух носом и медленно выдохнем воздух носом в круг из пальцев. Замрем и понаблюдаем за парящими мыльными пузырями»
Художественное слово, сопровождающее упражнение (отрывок, С.Я. Маршак):
Воды обыкновенной
В стаканчик набери,
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри!
Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его, как будто,
Сверкают зеркала!
Подведение итогов.
Выход в «свободную» (самостоятельную) деятельность. Домашнее задание.
Детей приглашают на просмотр видео «Шоу мыльных пузырей». Воспитатель объясняет, что артисты цирка из детской забавы делают целое шоу. Используют разные приспособления, и поэтому пузыри получаются разных размеров, формы, цвета.
После просмотра, обсудив видео, воспитатель дает домашнее задание: сделать приспособления для пускания мыльных пузырей с большим отверстием из проволоки дома. И попробовать пускать большие пузыри. Проделанную работу, с родителями, нужно зафиксировать на фото. И принести для оформления фотоотчета «Страна мыльных пузырей!
Используемая литература:
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2011.
Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Л.В. Свирская.- М.: Обруч, 2011.- 240 с.
Утро радостных встреч: метод. пособие / Лидия Свирская.- М.: Издательство «Линка-Пресс», 2010.- 240 с.
Примерные ролевые диалоги детей и взрослого в каждом из центров:
- Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Продавец: Здравствуйте дети. Посмотрите, какие товары сегодня у меня в продаже (показывает витрину, где лежат «товары» необходимые для проведения опыта). Интересуйтесь, узнавайте стоимость. Но я не продам товар, пока вы не расскажете, для чего он вам нужен!
Ребенок: Мне нужен кусок мыла для получения мыльного раствора. Именно из него я получу мыльные пузыри.
Продавец: Принимается. Кусок мыла стоит 3 улыбки. Улыбнись мне 3 раза и он твой! (продает). Следующий покупатель!
Ребенок: Мне нужна терка, чтобы натереть мыло, чтобы измельчить его и добавить в мыльный раствор.
Продавец: Здорово. Но терка стоит 5 вежливых слов. Ты уверен, что у ты знаешь 5 вежливых слов, чтобы купить ее? (ребенок говорит 5 вежливых слов – продавец продает). Следующий покупатель, пожалуйста!
Ребенок: Мне нужны пластиковые ложки и трубочки (они в упаковках). Ложкой я буду насыпать мыльный порошок. А трубочка для того чтобы «пузырить» мыльный раствор, дуть в трубочку.
Продавец: Ооо! Никогда так не пробовал! Ты меня потом научишь? Хорошо, но это целых 2 товара. Продается за 10 приседаний (ребенок выполняет условия – продавец продает. Если остался товар и его никто не покупает, нужно напомнить о необходимости его покупки). О, у меня остался какой – то пакетик. (читает) «Пищевой краситель» написано. Это, как краска. Я придумал, а что если раскрасить мыльные пузыри!? Покупайте скорей! Вы догадались как это можно сделать?
Ребенок: Точно! Я добавлю его в мыльную воду и она окраситься. И пузырь обретет цвет. Но сколько же стоит пакетик с красителем?
Продавец: А он достается вам в подарок за то, что вы такие молодцы и все правильно мне рассказали. Так идите в лабораторию, отнесите все купленное. Без этих товаров, опыт не состоится. И не забудьте поделиться своими знаниями! До свидания!
Дети: До свидания! Спасибо!
-Рисование в ИЗО-центре
Художник: Приветствую юных художников! Мне сорока на хвосте принесла последние новости, что мыльный пузырь потерял своих друзей. Это правда?
Ребенок: Да. И мы хотим ему помочь.
Художник: О, какие добрые дети. Помогать – это хорошо! Тем более, что это совсем не сложно! И очень интересно. Посмотрите, что у меня есть (показывает на листы бумаги, кисти, емкости с лимонным соком).
Дети: ответы детей.
Художник: Но кто же догадался, что за прозрачная жидкость у меня здесь? (показывает емкость с лимонным соком). На первый взгляд, это вода…Я предлагаю вам определить по запаху, что это за жидкость.
Дети: (нюхают) ответы детей.
Художник: Сегодня я предлагаю вам необычное рисование, лимонным соком. Давайте попробуем. Просто рисуйте круги лимонным соком и увидите, что будет дальше (дети проходят за столы, начинают работать. Когда у всех на листе бумаги образовались круги, художник продолжает говорить). Художник: Ребята, а вы знаете, что мы сейчас с вами тоже проведем настоящие опыты!?
Дети: Нет. А как это?
Художник: Вспоминайте, что происходит с лимонным соком при нагревании?
Дети: Сгорает лимонная кислота. И это происходит быстрее, чем загорится бумага.
Художник: А какие еще жидкости подойдут для этого опыта?
Дети: молоко и уксус.
Художник: Правильно. Подносите свои рисунки сюда. На них не видно ничего. Но сейчас я буду нагревать листы и рисунок проявится. Вот такое необычное рисование мы сегодня с вами провели! Вам понравилось?
Дети: Да.
-Экспериментирование в лабораторииПрофессор: Рад приветствовать вас в своей лаборатории. Сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие в страну мыльных пузырей. Вы бывали там раньше?
Дети: Нет.
Профессор: Но прежде чем туда отправиться, нам нужно кое-что изучить, чтобы не попасть впросак (рассматривают карточки или изображение выводится на экран телевизора – схемы «Как получить мыльный пузырь», где схематично изображена последовательность действий. Пока все это происходит, подходят дети, которые «купили» необходимые «товары» для опыта. Далее дети делятся на подгруппы и им даются задания).Профессор: Итак, давайте разделимся. Первая группа детей будет тереть мыло. Вот вам терка, мыло и емкость, куда тереть. Трите на мелкой стороне терки, нам нужно получить мыльный порошок. А почему?
Дети: Потому что крупные куски не смогут раствориться быстро, придется ждать.
Профессор: Правильно. Другие дети будут сооружать из проволоки палочки с отверстием, как в бутылочке с настоящими мыльными пузырями (показать образец). Я вам помогу, ничего не бойтесь! Третья группа детей будет делать мыльный раствор. А как?
Дети: Мы добавим в воду мыльный порошок.
Профессор: Так точно! Для этого вам понадобятся емкости с водой, мыльный порошок, который вы возьмете у первой группы и пластиковые ложки. Ими нужно мешать раствор до полного растворения мыла. Но главное, не перестараться. Много мыла – это плохо! И не забудьте подкрасить его красителем! Приступаем! Работаем дружно! (когда мыльный цветной раствор готов, начинается «добыча» пузырей).
Профессор: Посмотрите, все готово! Поработали славно! Какие идеи? Как будет получать пузыри, с помощью чего?
Дети: Я могу взять трубочку и подуть в мыльную воду. Пузыри будут в воде.
Профессор: Хм…Продемонстрируй нам это скорей! (ребенок показывает)
Профессор: Здорово. А как еще?
Ребенок: Я могу взять палочку с отверстием из проволоки, окунуть в емкость с мыльной водой и подуть.
Профессор: Так вперед! Дерзай! (ребенок показывает). Еще идеи будут? (взрослый предлагет метод «Мозгового штурма» - дети высказывают свои идеи, как еще можно пускать мыльные пузыри, используя различные предметы. Другой вариант (усложнение): детям раздаются карточки с изображениями предметов – нужно объяснить как при помощи них можно пускать мыльные пузыри)
Дети: ответы детей
Профессор: А скажите, мне ребята, почему пузыри получились цветные?
Дети: потому что мы добавили краситель.
Профессор: А как мы получили мыльный раствор?
Дети: мы добавили в воду мыльный порошок.
Профессор: А как вы думаете, если бы отверстие было большим, пузырь каким бы получился?
Дети: Большим.
Профессор: Ну молодцы! Я вами очень доволен!