Развитие высших психических функций у детей с речевыми нарушениями


Белова С.Н., Синицына С.В.,
педагоги-психологи МБОУ Школа № 7
РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Развитие речи тесно связано с психическим развитием ребенка, со спецификой формирования высшей нервной деятельности.
У школьников с общим недоразвитием речи наиболее развита моторная память, а наименее – слуховая. Такие дети уступают своим сверстникам с нормальным развитием речи по объему памяти и по развитию смысловой памяти.
У детей с нарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны внимания: концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость.
У детей с общим недоразвитием речи мышление зависит от системного недоразвития речи. Степень нарушения развития мышления в большинстве случаев зависит от тяжести речевого дефекта.
Усвоение речи очень способствует формированию детского воображения, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии воображения.
Общее недоразвитие речи негативно сказывается на развитии эмоционально-волевой и личностной сфер.
Итак, не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный дефект. Недоразвитие речи оказывает влияние на формирование всей психической деятельности ребенка.
Задачи:
развитие ВПФ
развитие связной речи
развитие коммуникативных навыков.
Для решения задач по развитию ВПФ мы используем в работе разные инструменты. Представим некоторые из них.
Использование головоломок в работе помогает развивать концентрацию внимания, мыслительные операции, память, т.к. ребенок запоминает последовательность выполнения задания. Серия вопросов и ответов «Суперзнатоки» разработана по методике известных педагогов и авторов множества обучающих пособий О.В.Узоровой и Е.А.Нефедова. С помощью этого пособия школьник легко усвоит, повторит и закрепит учебную программу, потренирует память, мышление, сообразительность.
Логические игры, используемые в работе: ребусы, признаки, домино и другие. Способствуют развитию зрительного восприятия, пространственного мышления. Карточки представляют собой яркие цветные рисунки, изготовленные по технологии пазла. Комментирование ребенком своих действий способствует развитию речи и логики ученика.
Настольные игры способствуют развитию коммуникативных навыков (соблюдение очередности), развитию волевой сферы, Настольные игры – это прекрасный способ нагрузить свой мозг приятными и полезными задачками. Способность планировать свои действия в настольных играх поможет детям планировать свои действия и в реальной жизни.
Игра «Позитивиум» – расширяет коммуникативные способности детей. Развивает воображение, мышление и ловкость. В игре нужно объяснить предложенные на карточке слова одним из трех способов: при помощи других слов, мимики и жестов, рисунка.
Игра-занятие «Сравни и подбери» способствует развитию связной речи и мыслительной операции – сравнение. Дети усваивают такие понятия, как «легче, чем», «тяжелее, чем», «самая легкая», «средняя», «длиннее, чем», «короче, чем». Суть игры – подобрать из маленьких карточек подходящие по смыслу и по цвету к большой карте, и объяснить весь получившийся ряд.
Игра «Контрасты» – установление противоположностей. Содержит 20 картонных карточек, состоящих из двух элементов, связанных между собой по типу «антонимы». Способствует развитию у ребенка таких мыслительных операций как анализ и сравнение, активизирует речь, внимание, воображение и память.
Компьютерные инструменты развития ВПФ
Сборники игр «7 чудес», «тайм аут». Предполагают какое-либо интересное путешествие, в которое отправляется ребенок. Решая задачи игры, ребенок учится мыслить, находить выходы из разных ситуаций, анализировать, чтобы не допускать ошибок и проходить испытания.
Серия «Искатель» предполагает для решения ситуационных задач искать нестандартные решения, тренировать внимание, память, учится рассуждать, развивать логику, приобретать языковые навыки и расширять словарный запас.
Игры и тренажеры «Логика и внимание», «Учимся мыслить логически», «Развиваем реакцию», «Мир логических головоломок» - это сборники занимательных игр на сообразительность, развитие координации и реакции. Помогают развивать математические способности, строить причинно-следственные связи, повышать концентрацию внимания.
Полученные результаты:
Устойчивый интерес к занятиям - дети с удовольствием проводят время за играми, как вместе с друзьями, одноклассниками, так и индивидуально.
Усвоение предложенного материала - мышление переходит на новый уровень – дети быстрее осваивают счет, начинают лучше осознавать пространственные взаимосвязи.
Проявление речевой активности - активно развивается речь и пополняется словарный запас.
Раскрытие творческого потенциала - творческое начало и воображение подстегиваются разными составляющими игр.
Ребенок становится более социально адаптированным, поскольку в игре постоянно сталкивается с новыми доселе неизвестными ему ситуациями и преодолевает их совместно со сверстниками.