Проект «Адаптивная физическая культура как средство развития и коррекции психофизических качеств дошкольников с ОВЗ»

Актуальность темы.
Дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребёнка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития.
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно – соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН показали, что в среднем по России 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Из них 25-40% детей нуждаются в адресной помощи специалистов уже в дошкольном возрасте. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны обучаться и воспитываться в специальных условиях. Обучение и воспитание должны отвечать требованиям государственного стандарта образования. В соответствии с нормативными документами Российской Федерации (Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Закон «Об образовании) необходимо дать детям данной категории равные возможности для возрастных норм развития.
Проблема ухудшения здоровья детей в нашем регионе последние годы приобретает всё большую актуальность. По данным заключения ПМПК значительно возросло количество детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении.
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Облачко», соблюдая принцип равных прав и возможностей в получении образования, одним из приоритетных направлений в своей работе ставит создание адекватных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ, осуществляя своевременную комплексную психологическую, логопедическую, медицинскую и педагогическую помощь.
В ходе физкультурно – оздоровительного процесса были изучены особенности физического, психического и социального аспектов здоровья детей с ОВЗ. К сожалению вопросы рационального применения средств физической культуры в системе реабилитации детей с ОВЗ малоисследованны, поэтому непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, с детьми данной категории проводилась по традиционным методикам физического воспитания (программа «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).
Анализ работы показал, что применение традиционных средств физического воспитания для коррекции психофизического состояния детей с ОВЗ не ведут к существенным положительным изменениям в показателях физической подготовленности дошкольников. По данным мониторинга более 50% детей с ограниченными возможностями здоровья имеют низкие и ниже средних возрастно – половые показатели развития основных физических качеств.
Наибольшее затруднения у дошкольников вызывают выполнение физических упражнений, связанных с координацией движений, ориентировкой в пространстве, глазомером; страдает техника выполнения основных видов движений. Наблюдаются относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно - силовых способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. Плохо переключаются с одного движения на другое, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. У детей данной категории отмечается гипер-или гиподинамия, существенно страдают зрительно – двигательная и слухо – двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).
Очевидно, что эти причины затрудняют процесс физического, психического развития и социальной интеграции детей с ОВЗ. Для коррекции нарушений в развитии дошкольников данной категории недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия, так как готовность ребёнка к обучению в школе можно считать сформированной только на фоне полного физического, психологического и социального благополучия.
Поэтому становится актуальным создание системы работы физического воспитания детей с ОВЗ на основе адаптивных технологий.
В рамках физического воспитания данную проблему призваны решать технологии адаптивной физической культуры. В нашей стране уже более десяти лет назад в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта профессором С.П. Евсеевым посредством адаптивной ф.к. изучаются и решаются сложные проблемы в развитии детей с ОВЗ.
Цель: развитие и коррекция психофизических качеств детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.





Задачи:
- Содействовать гармоничному физическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры.
- Накапливать и обогащать двигательный опыт детей, развивать жизненно важные двигательные умения и навыки.
- Развивать и совершенствовать физические, психические, эмоционально-волевые качества.
- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и потребности к здоровому образу жизни.

Основным механизмом для решения задач является выстроенная система педагогической, коррекционно - развивиающей и физкультурно – оздоровительной работы, координированные действия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, что обеспечивает целенаправленное воздействие на психофизическое здоровье детей.















Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 «Облачко»








Тема проекта: «Адаптивная физическая культура как средство развития и
коррекции психофизических качеств дошкольников с ОВЗ»





Проект выполнил:
Инструктор по физической культуре
МБУ д/с № 139 «Облачко» г.о. Тольятти
Даниулова Марина Викторовна







Этапы реализации проекта и задачи
Мероприятия и механизмы реализации
Ожидаемые результаты

1. Анализ методологической и методической литературы.
Задача: содействовать гармоничному физическому развитию дошкольников с ОВЗ средствами адаптивной ф.к.
Использование работ известных представителей отечественной дошкольной (коррекционной) педагогики и психологии С.Г. Шевченко, Т.И. Осокиной, Е.М. Мастюковой, В.Г. Алямовской, И.А. Коровиной, Е.А. Альбьевой, М.И. Чистяковой, М.А. Руновой, Н.Н. Ефименко и других авторов.
Изученный материал послужит основой для содержания и создания условий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми с ОВЗ

2. Определение форм содержательно-методического обеспечении и организации
адаптивной фмзической культуры
Задача: развитие и коррекция жизненно важных двигательных умений и навыков
Формы организации НОД разной направленности.
Образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям.
Коррекционно – развивающей направленности – для развития и коррекции физических и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений.
Оздоровительной направленности – для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
Спортивной направленности – для совершенствования физической подготовленности с помощью подвижных игр и спортивных упражнений.
Рекреационной направленности – для организации досуга, активного отдыха, туризма, игровой деятельности.
Коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций (зрительной, слуховой, кинестетической, вестибулярной);
коррекция соматических нарушений (осанка, плоскостопие);
коррекция координационных способностей (согласованность движений отдельных звеньев тела, равновесие, мелкой моторики);
коррекция основных движений (пространственных, временных, ритмических, характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании).

3. Интеграция средств и методов адаптивной ф.к. в непосредственно образовательную деятельность.
Задача: развитие и совершенствование физических, психических, эмоционально – волевых качеств
Игровое физкультурное занятие – построенное на подвижных играх, знакомые по содержанию и включающее в себя те движения, обучение которым проводилось в течении текущего месяца. Последовательность проведения подвижных игр определяется с учетом их энергетической стоимости. Вводная часть – п/и средней интенсивности, основная часть – 3-4 игры направленных на совершенствование ОВД, заключительная часть – игра малой подвижности.
Физкультурные занятия с элементами логоритмики и пальчиковой гимнастики. Во время НОД по ф.к. дети должны не только слышать обращенную к ним речь, но и говорить сами, а также как можно больше двигаться. Работа по коррекции речи осуществляется в тесном контакте с логопедом, который рекомендует речевой материал на конкретные звуки.
Использование кинезиологических тренировок. Основную часть кинезиологического комплекса занимают упражнения для рук и ног, направленные на синхронизацию работы полушарий, путём выполнения движений противоположного направления.
Физкультурные занятия с элементами данстерапии и ритмопластики. Музыка, игра и разнообразие движений способствуют формированию двигательных, психомоторных функций, развитию свободы и выразительности движений. Танцевально – ритмические комплексы носят сюжетно-игровой характер «На птичьем дворе», «Куклы», «Буги-вуги», «Чунга-чанга» и др. все комплексы выполняются вместе с детьми, осуществляя чёткий показ и контроль за качеством.
Физкультурные занятия с элементами психогимнастики. Центральным звеном этой формы занятий является создание образа («Медвежата», «Гномики», «Циркачи» и др.), находясь в котором ребёнок через движение показывает его характер, настроение.
Физкультурные занятия с элементами релаксации. Упражнения и игровые задания на расслабление выполняются в заключительной части занятия, которые предполагают обучение детей приёмам чувствовать разницу между напряжением и расслаблением как всего тела, так и отдельных звеньев; сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук и ног) и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, здоров, уверен в себе)
Интегрированные физкультурные занятия. Содержание занятий предполагает интеграцию с другими образовательными областями (здоровье, безопасность, познание, социализация, коммуникация, музыка), включающие задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по другим разделам образовательной программы. Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели – мотивации здорового образа жизни, формированию и развитию психофизических качеств детей.
Организация активного отдыха, физкультурных досугов во взаимодействии с семьёй, создают условия для реализации природной двигательной активности детей, потребности в самоутверждении.
Развитие внимания, мышления, ориентировки в пространстве.





Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи, максимально используются различные анализаторы (слуховой, рече- двигательный, кинестетический).

Положительные структурные изменения, развитие крупной и мелкой моторики, снижение утомляемости.

Обогащение и развитие двигательного опыта, а также наполнение его эмоционально – выразительным содержанием.




Сохранение и восстановление эмоционального благополучия, умение управлять своими эмоциями и действиями.

Умение регулировать мышечное напряжение и расслабление, настроение.





Знание основ здорового образа жизни, средствах укрепления здоровья, устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой.




Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками; потребности в здоровом образе жизни.

4. Оценка эффективности
Организация физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе применения комплекса средств адаптивной физической культуры позволили повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности, что положительно повлияло на физическое, психическое и эмоциональное благополучие детей. В результате у дошкольников данной категории выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой, они имеют прочные знания о здоровьесбережении, средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма, ориентированы на здоровый образ жизни.
Комплекс средств адаптивной физической культуры способствует закаливанию и укреплению здоровья; повышению двигательной активности и выносливости организма детей. Вопросы активизации двигательного режима с использованием двигательной рекреации, позволили не только совершенствовать двигательную сферу ребёнка, но и сформировать его личностные качества, позитивно повлиять на физическое развитие и его психофизическое здоровье.