Мастер-класс для воспитателей по теме: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через традиционные и нетрадиционные формы специально организованной деятельности»

Мастер-класс для воспитателей по теме:
«Приобщение детей к здоровому образу жизни через традиционные и нетрадиционные формы специально организованной деятельности»

Цель: Повышение воспитателей в вопросах формирования здорового образа жизни, использование некоторых техник в работе с детьми, привлечение внимания педагогов к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, раскрытие творческого потенциала педагогов.
Оборудование: Массажные мячики, гимнастические коврики, гимнастические палки, Су-Джок, музыкальное сопровождение, наборы карандашей.
Длительность: 40 минут
Количество человек: 25 человек
Структура занятий:
1. Вводная часть:
- обозначение целей и задач занятия, краткое теоретическое изложение материала (знакомство с элементами физической культуры) – 5 минут
2. Основная часть:
- Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения в стихотворной форме), (теоретическая часть - 3 минуты, практическая часть – 7 минут);
- Гимнастика пробуждения (дорожки здоровья) упражнения с игровым характером (теоретическая часть - 3 минуты, практическая часть – 7 минут);
- Дыхательная гимнастика, игры и упражнения в игровой форме (теоретическая часть - 5минут, практическая часть 7-10 минут);
- Точечный массаж, техника Су-Джок (теоретическая часть – 5 минут, практическая часть 7-10 минут);
- Прогулки (игры и упражнения на свежем воздухе при разных погодных условиях), (теоретическая часть - 5 минуты, практическая часть – 5 минут);
- Динамические паузы (физические упражнения в стихотворной форме)
3. Заключительная часть:
- комплексное использование элементов физической культуры.
- обсуждение, обмен мнениями, обратная связь – 5 минут

Ниже приводится примерный материал для использования вводной, основной и заключительной части. Не обязательно использовать все игры и упражнения практической части, достаточно 2-3 упражнений для каждого элемента физической культуры (они выделены жирным шрифтом).
Основная часть:
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей.
К физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих. Как известно регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети в отличие от взрослых очень подвижны и активны, поэтому им просто не обходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит как ничто другое. Систематические занятия физической культурой, благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме.
Недостаточная двигательная активность в процессе роста и развития детей может вызвать множество неблагоприятных последствий и приводит к ухудшению здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, создаёт предпосылки для развития различных форм патологии.
Физкультура - это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей. К основным элементам физкультуры относят:
- пальчиковую гимнастику
- гимнастику пробуждения (дорожки здоровья)
- дыхательную гимнастику
- точечный массаж
- прогулки
- динамические паузы

Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка. Ею можно начинать заниматься с ребенком с самого его рождения. Пальчиковая гимнастика для детей подходит в любом возрасте, очень часто занимаются в детских садах, таким образом, подготавливая руку ребенка к письму. Не стоит забывать, что гимнастика для пальцев разработана таким образом, чтобы полностью задействовать кисти обеих рук. Поэтому не следует акцентировать свое внимание только на одной руке. Такие действия допустимы только для маленьких детей, которые еще не могут внимательно следить сразу за двумя руками.
Пальчиковую гимнастику следует начать с объяснения самого процесса игры: обязательно расскажите ребенку, что вы сейчас будете делать. Далее следует размять пальцы, сгибая их и разгибая. Для этой цели очень хорошо подойдет мягкая резиновая игрушка-пищалка. Покажите ребенку основные фигуры, которые ему потребуется повторять за Вами. Пусть ребенок также попробует их сделать. На первых этапах следует помогать ребенку, поставить пальчики правильно. Но в дальнейшем Вы должны использовать только словесные указания.
Не ожидайте, что ребенок сразу же начнет выполнять все упражнения и повторять стихи за Вами. Внимание у детей достаточно ограничено, поэтому ребенок сможет запомнить только начало или конец фразы. Также возможна работа только одной рукой. Будьте терпеливы, и Ваши детки также со временем начнут повторять полностью все упражнения.
Чтобы игра была интересной, существует пальчиковая гимнастика в стихах. Определенные движения пальчиками сопровождают словами стишков. Чтобы ребенку не надоела пальчиковая гимнастика, упражнения следует менять время от времени.
Предлагаю Вам следующие стишки для игры с ребенком.
Уточка, уточка. По реке плывет. Плавает, ныряет, (плавные движения кистями рук справа налево) Лапками гребет, ( имитация движения лапок утки в воде)

Паучок ходил по ветке - (пальцами одной руки пробежать по предплечью) А за ним ходили детки - (пальцами второй руки также пробежать по предплечью) Дождик с неба вдруг полил - (кисти свободно опустить, имитируя дождик) Паучков на землю смыл - (хлопнуть ладонями по коленям или столу) Солнце стало пригревать - (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы) Паучок ползет опять - (начинайте действия сначала) А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке, (пальцами пробегают по голове)
Раз, два, три, четыре, пять - (ладони лежат на коленях или столе) Червячки пошли гулять (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь) Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним пальцами) Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз) Каркает: «Вот и обед!» (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз) Глядь (развести руками) А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)





Так же можно использовать верёвочки, резиночки. ленточки и т.п.




2. Гимнастика пробуждения после дневного сна (дорожки здоровья)

К концу дневного сна, температура воздуха снижается до 6-18градусов. Под звуки музыки, что создаёт радостный эмоциональный фон, лёжа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут(3-4 упражнения). Затем, дети встают с постели, выполняют в течение 1-1,5 мин. циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы, нетрадиционные физические упражнения), попеременно в «холодном» и «тёплом» помещениях, т.е. принимают общую воздушно-контрастную ванну.

Задачи:
Образовательные: расширять представления о здоровье человека. Прививать любовь к спорту, здоровому образу жизни. Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Развивающие: развивать координацию движений, двигательную активность. Развивать речь, внимание, память, способность к самоконтролю, самооценку при выполнении . движений.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, побуждать оказывать друг другу посильную помощь.
Методические приемы: игровая ситуация, музыкальное сопровождение, физические упражнения с текстовым сопровождением.

Тема режимного момента «Потягушечки»
Цель: Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.
Задачи:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость, стремление общаться со сверстниками и взрослыми.
2. Ативизировать речь детей, побуждая повторять знакомые потешки вслед за воспитателем.
Методы и премы: сюрпризный момент (игровой), художественное слово (словесный).
Оборудование: игрушка котенок, дорожка здоровья.
Литература: А. Пикулева «Потягушечки»
Ход режимного момента
Перед подъемом детей воспитатель раскладывает дорожку здоровья, усаживает на нее игрушку-котенка.
Воспитатель: Приветствует проснувшихся детей, читает потешку «Вот и проснулись»
Вот и проснулись! Где были? В сказке!
Выспались щечки, выспались глазки,
Выспались ручки, выспались ножки
Будут играть, бежать по дорожке.
Выспался носик, выспалась шейка
Ай, потягунюшка, ты не болей-ка!
Выспались бровки, выспались ушки
Ай, потягунюшки, ай, порастушки!
Во время чтения воспитатель активизирует внимание детей, направляет детей на поиск вариантов выполнения соответствующих тексту движений. Каждое движение выполняется 3-4 раза.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел сегодня замечательный котенок. Посмотрите, вон он сидит на дорожке здоровья. Сидит и думает, что за дорожка такая, зачем она нужна, как же ходить по такой неудобной дорожке.
Дети: Рассказывают котенку зачем нужна дорожка здоровья и показывают как по ней ходить.
Отойди с дорожки кот, наша деточка идет!
По дорожке идет, никуда не упадет!
Топ-топ, топ-топ, топ-топ, топ-топ.
После того, как дети прошлись по дорожке здоровья, воспитатель приглашает их одеваться









3. Дыхательная гимнастика – дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями. Они могут проводиться во время утренней гимнастики, после пробуждения и на прогулке. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет от многих болезней. Улучшает пищеварение. Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а, у-у, о-о), шипящих согласных (ш-ш, ж-ж), и в сочетании звуков (ах, ох, ух). Эти дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме, например, жужжит пчела, гудит паровоз, стучат колёса поезда и т.п.
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Ходьба по залу с согнутыми в локтях руками.
Там полным-полно чудес.
Удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
Низко наклониться, обхватив руками грудь свернувшийся в клубок ежик.
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела
Детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з! З-з-з!
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з! З-з-з!
Пчелу ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком.
Устали? Нужно отдыхать.
Сесть и сладко позевать.
Садятся на ковёр и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.





4. Точечный массаж - проводится после сна, точнее после гимнастики пробуждения.
Дети садятся в кроватках, скрестив ножки.
Текст сопровождается воздействием указательного пальца, перпендикулярно к поверхности кожи и в указанной точке, согласно текста, лёгким надавливанием, при котором используется тяжесть пальца, поглаживание. Движение пальца - по часовой стрелке, оно всегда должно быть безостановочным.
Грудку мы слегка надавим,
Шейку гладить мы начнём,
Головку низко мы наклоним,
Сзади косточку найдём (массажируется выпуклая косточка шейного позвонка)
Эту косточку нажмём.
Бровки гладим мы слегка.
Мы над глазками надавим,
Носик вычистим вот так,
Ушкам сделаем зарядку. (растираем мочки ушей)
Каж-дый паль-чик ра-зот-рём (Каждый слог на палец)
Рас-ти-ра-ем!
Здесь вот ямочку найдём, (Ямочка между большим и указательным пальцем)
И на ямочку нажмём.
Ручки гладим мы слегка, (гладить от плеч, до кистей)
Отдохнуть теперь пора! (потрясти кистями рук)
В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. Так повышается сопротивляемость организма к простуде, мышцы меньше устают при нагрузках. Самый простой способ точечного массажа – это катание по полу гимнастической палки стопами ног, растирание ладошками карандаш. Дело в том, что на подошве находится очень много таких точек. Это упражнение положительно влияет на деятельность почти всех органов и систем организма. Катать палку сидя на стуле нужно от 3 до 10 минут. Точечный массаж проводят два раза – утром и вечером. В периоды распространения простудных заболеваний нужно увеличить количество сеансов. Чтобы вы лучше все запомнили, предлагаю вам комплекс точечного массажа со стихами.




5. Прогулки - пожалуй, трудно переоценить значение прогулки в детском саду. На прогулке дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к труду. Все это, конечно, полезно для здоровья, физического и умственного развития детей. Но действительно приносит пользу только правильно организованная прогулка. Начать стоит с того, что прогулка состоит из пяти частей:
Наблюдение,
Подвижные игры в детском саду,
Игры в детском саду с выносным материалом,
Индивидуальная работа по физическому воспитанию,
Трудовая деятельность.
ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Наблюдение 
«Каждая погода благодать». Любое время года это находка для любознательных малышей. Наблюдения за листиками, жучками, червячками обычно сопровождается массой вопросов, на которые воспитатель должен быть готов ответить.
Если погода облачная, то можно понаблюдать за облаками: попросить придумать каждому облачку свой образ и название и нарисовать его: можно палочкой на песке, или снегу или мелом на асфальте.
Дети очень любят задания на внимательность. Обратите внимание малышей на изменения в природе, которые произошли с утра: у дерева подросли листики, раскрылись бутоны у цветка, стало ветренее в природе важна каждая мелочь, которая в совокупности дает природе гармонично развиваться.
Солнце дарит нам не только тепло и свет, но еще и возможность провести интересные игры в детском саду. Найдите вместе с детьми солнечные и теневые стороны, попросите определить наощупь, где теплее.
Если вы прихватите с собой на прогулку небольшое зеркальце, то можно запросто «позвать в гости» солнечного зайчика и поиграть с ним в прятки или догонялки.
ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Подвижные игры в детском саду. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в ДОУ». Подвижные игры в детском саду знает каждый воспитатель. Приведем пример самых распространенных:
Светофор
Воспитатель светофор, а дети выступают в роли водителей. Воспитатель параллельно командует, на какой скорости разрешено ехать: 1 шагом, 2 быстрым шагом, 3 бегом. Сложность заключается в том, что скорости быстро меняются, да еще надо уследить за цветом светофора и успеть «затормозить» на красный свет.
Воробьи и вороны
Когда воспитатель говорит «воробьи», дети должны присесть. Когда воспитатель говорит «вороны», дети должны подпрыгнуть. Запутать детей можно, подбирая слова, начинающиеся на «во» и вклинивая их в игру. Например, медленно говорим «во-ро-та», «во-ро-нка».
Путаница
Воспитатель показывает детям на лицо и называет рот, глаза и т.д. Затем воспитатель начинает детей запутывать: показывает на уши, а называет нос, показывает на глаза, а называет уши. Дети же должны показывать то, что воспитатель называет.
Краски
Дети встают в шеренгу, а воспитатель называет цвет. У кого этот цвет есть в одежде, делает шаг вперёд. Воспитатель называет другой цвет, дети ищут его на себе, найдя делают ещё шаг вперёд. Побеждает тот, кто быстрее дойдёт до воспитателя.
День-ночь
Дети изображают насекомых и мелких грызунов. Днём они летают и бегают на лужайке, а с наступлением ночи вылетает сова и охотится на них. Дети должны замереть и не шевелится. Кто пошевелится, того сова забирает с собой. Побеждает тот, кто останется на лужайке и не попадётся в лапы сове.
ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Игры в детском саду с выносным материалом
В каждой группе есть выносной материал, рассчитанный на всех детей. Это лопатки, мячики, обручи, ведерки. Предложите малышам  продемонстрировать их умение крутить обруч и попадать мячом в ворота. Кто лучше всех справится с заданием, тот и победитель.
На прогулке отлично идут сюжетно-ролевые игры в детском саду. Небольшое количество участников самое оптимальное для такого рода игр: можно открыть «магазин» и продавать в нем камушки и травинки, можно организовать фабрику по производству «песочных» десертов. Параллельно можно устроить конкурс на самый красивый или, скажем, самый большой «песочный» пирог.
ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Индивидуальная деятельность
Когда на прогулке остается мало детей, самое время уделить внимание тем упражнениям или тем занятиям, с которыми малыши на занятиях плохо справляются. Например, прыжки, катание на лыжах, бег и т.д.
ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Трудовая деятельность
Трудовая деятельность зависит от времени года. Если это зима, то попросите ребят помочь «прибраться» на участке сгрести снег, разровнять его.
Если это теплое время года, то попросите помочь полить растения, подмести постройку, собрать листья и веточки.
Приобщение детей к трудовой деятельности важный этап в развитии. Заставлять малышей, как правило, не приходится. Они с радостью сами берутся помогать взрослым и даже успевают устроить между собой соревнования.
И еще один вид деятельности на прогулке, не прописанный в методических пособиях и санитарных нормах это ОБЩЕНИЕ.
Просто усадите детей рядом, расскажите какую-нибудь историю, задайте по ней вопросы. Рассмотрите книжки о природе, профессиях, покажите наборы картинок. Распросите, что дети больше всего любят, как собираются проводить выходные.
Поверьте, иногда живое общение, интерес к рассказам ребенка могут быть ему приятнее и уместнее, чем даже самые увлекательные игры. Подвижные игры: играют важную роль в развитии ребёнка. Они не только полезны для физического развития, но и помогают снять напряжение, усталость. Играя, дети учатся общаться в коллективе, двигаясь, они развиваются физически, а от сюда и умственно. Подвижные игры могут проводиться как в группе, в спортивном зале, так и на свежем воздухе.
6. Динамическая пауза или физкультминутка – прекрасная возможность для ребёнка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом. Для малышей наиболее интересна стихотворная форма таких упражнений.
Все мы знаем движение – это жизнь. У детей много энергии, они постоянно в движении, сколько радости им это доставляет – они постоянно прыгают, бегают. И это хорошо
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ВАНЬКА-ВСТАНЬКА»
Мы ногами – топ- топ, Движения выполнять
Мы руками – хлоп-хлоп. по содержанию текста.
Мы глазами - миг-миг. Руки на поясе, моргать
Мы плечами - чик-чик глазами, плечи вверх-вниз
Раз сюда, два туда Руки на поясе, глубокие
Повернись во круг себя. повороты вправо-влево.
Раз присели, два привстали, Приседания, руки вверх.
Руки кверху все подняли
Сели-встали, сели-встали, Приседания, руки на поясе
Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали Прыжки на месте.
И подскоки делать стали
А потом пустились вскачь, Движения выполнять
Будто мы упругий мяч. по содержанию текста.
Раз-два, раз-два, Стоя на месте, поднять
Заниматься нам пора! руки через стороны вверх
И опустить вниз

Заключительная часть:
- комплексное использование элементов физической культуры.
- обсуждение, обмен мнениями, обратная связь – 5 минут

Спасибо за внимание!!!