Из опыта работы Системно — комплексный подход в обучении младших школьников в предметной области технология

«Системно – комплексный подход в обучении младших школьников в образовательной области
технология»



Слайд 2.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Слайд 3.
Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Слайд 4.
На занятиях предметно – практической деятельностью развиваются тонко координированные движения – точность, ловкость, скорость.
Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно – пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видом мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств. Наглядно – действенное и наглядно – образное мышление имеют особое значение для формирования ряда способностей человека. Хорошо развитый «практический интеллект» (Л.С. Выготский) необходим людям многих профессий.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
Слайд 5.
Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.
Слайд 6.
Цель предмета - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.
Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий.
Слайд 7.
В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология» предполагается решение следующих задач:
духовно-нравственное развитие учеников в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
развитие трудовых навыков в процессе решения конструкторских, художественно - конструкторских и технологических задач;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.


Слайд 8.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю. Для достижения планируемых результатов этого времени недостаточно, поэтому необходимо использовать предусмотренные программой часы кружковой работы. В каждой школе для одного класса – комплекта предусмотрено 10 часов внеурочной деятельности по пяти направлениям: спортивно – оздоровительное, художественно – эстетическое, научно – познавательное, общественно – полезная деятельность, военно – патриотическое. В свою очередь в учебной и внеурочной деятельности мы используем системно – деятельностный и системно – комплексный подход в обучении младших школьников. В своём выступлении я больше остановлюсь на системно – комплексном подходе в обучении младших школьников в образовательной области технология.
Слайд 9.
Важнейшим условием развития способностей детей и одним из главных показателей успешности достигнутых результатов является участие учеников в различных формах досуговой деятельности семьи, внеклассной работы класса, школы (подготовка к праздникам, участие в конкурсах, фестивалях, технических выставках), проектная деятельность, общественно-полезная деятельность (подарки близким людям, друзьям, ветеранам, пенсионерам).
Слайд 10.
По авторской программе «Проектная деятельность» (автор: Баумова Л.Д.) есть разделы, в которых предусмотрена работа над коллективными проектами, групповыми и индивидуальными проектами. Нами были созданы проекты:
«Коллекционирование» Выступление на школьном научном – обществе «Совёнок» - 1 место;
«Почему летают самолёты» .Выступление в рамках «Недели науки – 2013», а также победитель (II место) во Всероссийском конкурсе для детей, родителей и педагогов «Талантоха»;
«Тестопластика». Выступление в рамках «Недели науки – 2013», а также победитель (II место) во Всероссийском конкурсе для детей, родителей и педагогов «Талантоха»;
«Подарок бабушке. Поднос из Жостово». Выступление на семинаре директоров «Уроки технологии в начальной школе: реализация ФГОС», май – 2013;
«Русь избяная» (3 класс). Это коллективный проект. Защита состоится на школьном научном обществе «Совёнок» в январе.
«Матрёшка – русский национальный символ»;
«Оптические иллюзии»;
«Цветочные скульптуры города Орла»;
«Конструктор Lego как элемент творчества». Выступление на школьном научном – обществе «Совёнок» - 1 место;
«Декупаж - как способ декорирования ёлочной игрушки», 3 класс) и другие.
Слайд 11.
На занятиях внеурочной деятельности «Умелые ручки» мы не только изготавливаем изделия от занятия к занятию, но и стараемся дарить радость от своего труда близким людям. Для каждого праздника, будь то «День пожилого человека», «День Матери», «День именинника» или «Новый год» и «День защитника Отечества» мы всегда дарим гостям подарки, изготовленные своими руками. Ведь нужно уметь творить не только добро, но и дарить радость людям, при этом не просто подарить подарок, а выразить те чувства, которые идут от самого сердца из потаённых уголков души. В этой области мы также работаем в системно – комплексном подходе и стараемся развить каждого ребёнка, направить, подсказать, дать совет. По внеурочной деятельности «Умелые ручки» у нас есть свои достижения, например:
12 слайд.
Ор. Р. занял I место в городской выставке – конкурсе творческих работ младших школьников «Мозаика творчества» в номинации «Судомоделирование» и награждён дипломом МБОУ – ДОП «Центр детского творчества г. Орла»;
А. К. занял II место в городской выставке – конкурсе творческих работ младших школьников «Мозаика творчества» в номинации «Бумагопластика» и награждён дипломом Управления образования администрации г. Орла;
М.А. победитель (III место) во Всероссийском конкурсе для детей, родителей и педагогов «Талантоха» (Декоративно – прикладное искусство «Избушка Бабы – Яги»;
С.П. победитель (I место) во Всероссийском конкурсе для детей, родителей и педагогов «Талантоха» (Декоративно – прикладное искусство «Оленёнок «Бемби»;
и другие.
Нельзя не сказать, что С. П. участвовала в конкурсе эмблем научного общества «Совёнок» и её поделка из теста была самой лучшей. Она стала символом научного общества и эмблемой нашей школы. Каждый ребёнок на своей форме носит логотип этой эмблемы, подчас не догадываясь, кто её автор.
Слайд 13.
Говоря о системно – комплексном подходе в обучении младших школьников нельзя не сказать и об интеграции уроков изобразительного искусства, технологии и внеурочной деятельности «Акварелька».
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Необходимо помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью, а творческая личность – это достояние всего общества.
Слайд 14.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Предлагаемая программа «Акварелька» построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Слайд15.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества и подкрепляется практической работой школьников.
Слайд 16 - 17.
На занятиях «Акварелька» мы рисуем на разные темы и оформляем школьные выставки, участвуем в различных конкурсах. Умения и навыки, приобретённые на этих занятиях, помогают оформлять творческие работы:
на литературные конкурсы;
на предметные уроки (Литературное чтение, математику, русский язык, окружающий мир);
по предметным неделям;
оформлять стенгазеты и рисунки к праздникам, и многое другое.
Слайд 18.
Нельзя не сказать и о тесном сотрудничестве с родителями. Они наши главные помощники и товарищи. Мы организуем генеральную уборку кабинета совместно с родителями и детьми. Полезные навыки передаются непринуждённо из поколения в поколение. Уборка школьной территории – это вообще праздник для детей и родителей. Совместный труд только облагораживает людей. Ещё не было случая, чтобы кто – то отказался участвовать в общественном деле или просто не пришёл. Коллективные поездки, совместно с родителями, в г. Карачев на фабрику ёлочных игрушек, А национальный парк «Орловское Полесье», в г. Курс в цирк и т.д. дают почву для новых творческих дел и коллективных мероприятий.
Слайд 19.
Системно комплексный подход в обучении младших школьников даёт свои результаты. Например, мы можем сравнить сформированность ключевых компетенций 1 и 2 классов:
Сформированность ключевых компетенций:
Ответственность
18 чел. (75%)

Самостоятельность
17 чел. (71%)

Коммуникативность
20 чел (83%)

Инициативность
24 чел. (100%)

Рефлексивные умения
18 чел (75%)

Аналитические умения
12 чел. (50%)



13 EMBED Excel.Chart.8 1415










Слайд 20.
Если учитель работает в системно – комплексном подходе на урочной и внеурочной деятельности, то дети приобретают опыт использования познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий на практике. В ходе преобразовательной творческой деятельности у них развиваются такие социальные ценные личностные и нравственные качества, как трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, а так же развивается художественно-эстетический вкус, трудовая и творческая активность, возможность самореализации личности.











Слайд 22.

Результат достигается средствами всех предметных линий. А при интегрированном подходе к структурированию содержания любой учебной или внеурочной темы актуализируются все связанные с ней уже изученные темы, что позволяет формулировать многоаспектные задания. При таком широком поле возможностей нишу для развития найдёт каждый ребёнок. В том числе, и одарённый, и нуждающийся в педагогической поддержке.








Диаграмма 2Root Entry