Проблема коррекции психофизических недостатков школьников с нарушением слуха средствами физического воспитания.

Проблема коррекции психофизических недостатков школьников с нарушением слуха средствами физического воспитания.
Физическое воспитание детей с нарушениями слуха одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы находится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.
В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей. Ухудшению здоровья детского населения способствует целый ряд факторов. Среди них наиболее серьезными является неблагоприятная экономическая, экологическая обстановка, а также такие факторы, как стресс повседневной жизни школьников, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия. Большие нагрузки в школе приводят к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации детей, дефицит сна, гиподинамия и гипокинезия.
Школа-интернат I вида г.Стерлитамака – это образовательное учреждение полного дня. Здесь для развития ребёнка необходимо сохранение игровой формы обучения и воспитания школьников. Кроме учебных занятий организована внеурочная деятельность. Наше образовательное учреждение стремится создавать условия для развития индивидуальности каждого ребёнка, для творческого сотрудничества детей и педагогов, раскрытия физических способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное образование в школе-интернате направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности. Работа ведётся с учётом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Одной из главных целей учебно – воспитательного процесса является формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие психических процессов и физически здоровой личности.
Для решения многих задач физического воспитания в школе-интернате I вида необходимо знать, каков характер формирования двигательного анализатора детей с нарушением слуха. Вместе с тем, по некоторым аспектам физического воспитания детей, обучающихся в данном учреждении, набирается экспериментальный материал и практический опыт учителей школ. Современные представления о рациональном построении системы физического воспитания убеждают нас в том, что именно от развития двигательного анализатора зависит управление своими движениями, владение своим телом. Если понять, как выполняются движения детьми с нарушением слуха разного возраста, то можно судить о степени развития двигательного анализатора.
Выносливость детей школьного возраста, обучающихся в школе I вида, изучена, к сожалению, слабее всего, хотя потребность в знаниях о возрастном развитии выносливости очень велика. Поскольку у выносливого школьника отмечается и большая работоспособность, то и известно, что более выносливые учащиеся могут выполнить более значительную умственную и физическую работу. Естественно, это положение может относиться и к обучающимся массовой школы, однако для детей со сниженным слухом или полным его отсутствием такое двигательное качество имеет определяющее значение не только в учебно-воспитательном процессе, но и в последующей трудовой деятельности.
Известно, что наиболее трудным для детей с нарушением слуха является выполнение физических упражнений, связанных с пространственной ориентировкой и точностью движений.
Анализируя двигательные способности, можно говорить о том, что эти способности развиваются неравномерно и неодновременно. В младшем школьном возрасте необходимо особое внимание обратить на развитие координационных способностей и гибкости. Целесообразно, более интенсивно развивать скоростные, силовые способности и выносливость, выявленные в период ускоренного роста в младшем и среднем школьном возрасте. 
Физическое воспитание, применительное к системе специальных коррекционных школ, можно понимать как учебно-педагогический процесс, направленный на обучение двигательных действий, на управление развитием физических качеств и на коррекцию двигательных нарушений, имеющихся у учащихся этих школ.
В фундаментальной теории физической культуры применительно к системе специальных коррекционных школ, К. Г. Коровин выделил группы задач, которые с определенной долей условности можно назвать: оздоровительными, образовательными, воспитательными, коррекционными [2, с.8].
Уроки физической культуры, спортивные праздники, физминутки и физкультурные паузы; их повышенный эмоциональный фон, особенно при выполнении игровых и соревновательных упражнений, создают объективные условия для воспитания таких личностных качеств, как смелость, чувство товарищества, коллективизм, ответственности, трудолюбие.
Коррекционные задачи состоят  в направлении нарушений и компенсации деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, а также в направлении нарушений деятельности опорно-двигательного аппарата и слухо – зрительного восприятия.
Вспомогательными коррекционными задачами являются: улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также других жизненно-важных систем организма, в деятельности которых имеются отклонения у детей с нарушением слуха, нормализация тонуса мышц, улучшение подвижности суставов, улучшать мышечно-суставное чувство, формирование вестибулярных реакций, статистическое и динамическое равновесия, ориентировки в пространстве [3, с.313].
На уроках физической культуры и спортивных мероприятиях проводимых во внеурочное время, применяются самые разнообразные средства, с помощью которых педагог оказывает воздействие на учащихся. Их можно дифференцировать на две группы:
1. Средства общего педагогического воздействия, которые применяются и на других школьных уроках: слово, средства наглядности и личный пример учителя.
2. Средства физического воспитания, использующиеся на уроках физкультуры: физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы [1, с.251].
Такое могущественное средство педагогического воздействия, каким является слово, применительно к урокам физической культуры в школе-интернат I вида используется в виде дидактического рассказа, беседы, инструктирования, сопроводительного пояснения, распоряжений, команд и словесных оценок.
Ввиду того, что обучающиеся с нарушением слуха склонны к подражанию, очень большое значение имеет личный пример учителя. Это относится как к его внешнему виду, так и к особенностям его физической подготовки.
Дополнительным средством физического воспитания обучающихся данного образовательного учреждения являются гигиенические факторы, сведения о которых дозировано, сообщаются им в процессе уроков физической культуры, а в отдельных случаях и формируются соответствующие умения и навыки, которые непосредственно отражают специфику процесса физического воспитания.
Процесс физической подготовки детей с нарушением слуха следует начинать с обследования здоровья, физического развития и двигательной сферы. Обучающиеся школы-интернат I вида, как правило, отстают от нормальных школьников по уровню физического развития и двигательной подготовленности. Важнейшим условием коррекции двигательных нарушений должен стать соответствующий контроль. 
Развитие координации движений целесообразно достигать путем выполнения упражнений с предметами (гимнастической палкой, обручем, мячом, кубиками, флажками и пр.), всевозможных остановок во время ходьбы, бега, подскоков по звуковому сигналу или с помощью жеста.
Воспитание внимания и развития восприятия можно развивать путем выполнения фигурных построений и разнообразных движений в соответствии с фразировкой простейших предложений.
Развитие памяти и ориентировке в пространстве, достигать благодаря включению в структуру уроков упражнений на быстроту и точность запоминания (различных упражнений, расположения предметов, своего места в строю и т. д.), запоминанию оборудования и написания их путем сложения букв.
Таким образом, в школе-интернат I вида одним из главных средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития детей являются физические упражнения. В условиях личностно – ориентированной модели обучения каждый ребёнок обретает право и реальную возможность для развития своих физических способностей.

Литература.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. / Под ред. Т.С.Зыкова, М.: "Просвещение", 2005. - 432с.
Программы специальных (корррекционных) образовательных учреждений II вида. К.Г.Коровин, М. "Просвещение", 2006 г.
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед.учеб.заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.- 665 с.
15